27 января 2007
1342

Александр СТАРИКОВ. На пороге больших перемен

Основные положения программы деятельности ГОУ ВПО Уральская государственная архитектурно-художественная академия на 2007 - 2012 гг.

Вузы России стоят на пороге больших перемен, и наша задача - быстро перестроиться и адаптироваться к новым вызовам времени.

В основе программы деятельности ГОУ ВПО УралГАХА лежит принцип преемственного развития Академии с учетом достигнутых результатов, анализа имеющихся преимуществ и угроз, перспектив модернизации системы высшего профессионального образования России, Стратегического плана развития Академии на 2006 - 2010 гг.

За 5 лет нам предстоит создать условия для устойчивого развития вуза как центра образования, науки и искусства, инновационной и творческой деятельности в сфере создания оптимальной среды жизнедеятельности постиндустриального общества, подготовки специалистов, соответствующих международным стандартам.

Существенным положением Программы является перенос акцента с потребления на развитие за счет привлечения ресурсов из государственных и других источников, прежде всего на лабораторное оборудование и методическое обеспечение учебного, научного процессов и проектно-творческой деятельности, а также направления освободившихся средств на укрепление материальной и социальной базы вуза.

В соответствии с данной целью основными направлениями Программы являются дальнейшее совершенствование: управления вузом в условиях его модернизации; повышения качества учебной, исследовательской и проектно-творческой работы; дальнейшее повышение экономической эффективности работы вуза; развития социального партнерства и укрепления позиционирования Академии в России и за рубежом.

Нам удалось решить ряд организационных и кадровых проблем. Создана достаточно разветвленная и оптимальная на сегодняшний день структура вуза, обеспеченная экономическим, хозяйственным, правовым, управленческим, информационным, методическим, социальным и рекламным сопровождениями.

Большим достижением можно назвать переход Академии на стратегическое планирование, введение систем электронного документооборота, методического обеспечения и менеджмента качества, информационного обеспечения, электронного доступа в главный корпус Академии, расширение возможностей работников и обучающихся, Ученого совета в планировании доходов и расходов из централизованного фонда Академии.

Сегодня первой задачей явится переход вуза в новую форму - ГАОУ, позволяющую реализовать инновационные программы и проекты.

Вторая задача - выстраивание адекватной ГАОУ формы управления вузом с участием представителей органов местной власти и работодателей.

Третья задача - качественное совершенствование менеджмента научной, инновационно-творческой и инновационно-образовательной и финансовой деятельности.

Большие ресурсы будут направлены на эффективное управление реализацией федеральных инновационных проектов: "Развитие креативного потенциала дизайнобразования" и "Уральский центр развития дизайна". Это наша четвертая задача.

Качество подготовки выпускников является ключевым фактором конкурентоспособности, экономической и социальной устойчивости вуза. Академия хорошо поработала в этом направлении, формируя свое позиционирование в регионе, городе, России в целом. Особый вклад внес факультет дизайна, и особенно кафедра индустриального дизайна. О нас говорят в Правительстве РФ, в Правительстве и Думе Свердловской области, выделены значительные средства на капитальное строительство, оборудование, методическое сопровождение. К положительным результатам нужно отнести также реализацию английских образовательных программ (Брагин В.А.) и методическое освоение системы многоуровневой подготовки, включая бакалавриат и магистратуру на факультетах архитектуры и дизайна. Эти программы имели пионерное значение для ВПО России, и мы занимаем сейчас в Болонском процессе лидирующие позиции.

Существенным фактором конкурентоспособности вуза явилась также внедренная в общих чертах система менеджмента качества, соответствующая международным требованиям и адаптированная к ВПО ЛЭТИ.

Следующим фактором является создаваемая электронная база данных образовательных программ и учебно-методических комплексов по всем дисциплинам вуза; а также перевод на электронные носители печатных источников библиотеки Академии. Открыты 5 новых специальностей.

Новые требования Министерства предписывают полный переход на требования Болонского процесса и подготовку инновационных образовательных программ в соответствии с новыми образовательными стандартами, ликвидацию языкового барьера.

Таким образом, основными задачами в этом направлении являются:

1. Завершение разработки и методического обеспечения новых образовательных программ, включая формирования образовательных модулей и оценки в зачетных единицах.
2. Дальнейшее совершенствование аналитических и профессиональных компетенций с учетом требований работодателей и требованиями расширения академической мобильности.
3. Формирование новой системы управления учебным процессом при свободном выборе образовательных модулей.
4. Совершенствование системы учебно-методического обеспечения учебного процесса при существенном увеличении самостоятельной работы студентов.
5. Качественное обновление учебно-лабораторной базы, в том числе виртуального и физического прототипирования, компьютерного проектирования, использования электронных баз данных.
6. Создание центров поддержки инновационных форм образовательного процесса (учебно-методического, организационно-правового, мониторинга качества реализации образовательных программ, модернизация библиотеки и патентного бюро, лабораторный центр коллективного пользования, Уральский центр развития дизайна, АПКБ, экспериментальные проектные студии и бюро на предприятиях в соответствии с договорами о стратегическом партнерстве).
7. Развитие научных исследований на основе непрерывной системы подготовки кадров (магистратура, аспирантура, докторантура), создание Совета по защите докторских диссертаций по архитектуре, дизайну, искусствоведению.
8. Дальнейшее совершенствование системы методического, организационного и научного сопровождения на основе системы менеджмента качества.
9. Постепенное внедрение преподавания на английском языке.

За последние 5 лет доходы Академии возросли с до 218 млн. рублей, из них доля внебюджетных составляет сейчас 63,2 % в общем бюджете вуза. Стоимость обучения по образовательным программам архитектуры и дизайна достигает 4 тыс. $ в год и является самой большой среди вузов города при сохранении устойчивого конкурса поступающих.

Однако надвигающаяся демографическая проблема ужесточает конкуренцию на образовательном рынке, создает угрозу сокращения числа поступающих и, соответственно, снижения стоимости обучения и внебюджетных поступлений.

Ректоратом были инициированы меры по получению из федерального бюджета дополнительных средств на инновационные гранты. Сейчас заложено 160 млн. рублей в бюджете на создание в структуре Академии Уральского центра дизайна и 200 млн. рублей в Концепции развития дизайна в России. Средства планируется использовать на завершение модернизации существующих помещений, обновление лабораторного оборудования, а также методическое обеспечение учебного процесса. Это создает условия для формирования новых центров дохода и развития реальной проектно-инновационной деятельности, а также профессиональных услуг, строительства актового и выставочного залов за счет высвободившихся средств, повышения заработной платы и расширения социальных программ.

Исходя из этого, основными задачами в этом направлении являются:

1. Создание условий для эффективной реализации средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов на реализацию инновационных проектов.
2. Эффективное использование высвободившихся средств на завершение модернизации аудиторного фонда и общежитий, строительство актового и выставочного залов.
3. Создание новых центров прибыли на основе развития проектных, консультационных и других профессиональных услуг на основе новой лабораторной базы.
4. Совершенствование финансовой стратегии вуза в новых организационно-правовых условиях.

Академия достигла неплохих результатов в развитии социального партнерства. Неукоснительно исполняются Коллективный договор и Соглашение по охране труда. Выросла средняя заработная плата по Академии, введены надбавки к заработной плате из внебюджетных средств всем категориям работников. До 150 тыс. рублей ежегодно направляется на дотации пенсионерам, докторантам и аспирантам, до 770 тыс. рублей - на стимулирование издательской деятельности, свыше 1 400 тыс. рублей - на культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу. Солидный объем дотаций направляется на удешевление питания студентов и сотрудников без снижения его качества.

Второй сезон функционируют: пансионат Академии в г. Анапа на берегу Черного моря, спортивно-оздоровительная база на озере Шарташ, спортивно-оздоровительный комплекс УТЗ, построенные Академией.

32 семьи улучшили в отчетный период свои жилищные условия при стоимости 1 кв.м общей площади в 4-5 раз ниже рыночной. Эти результаты высоко оценены Правительством РФ Почетной грамотой Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности за 2006 год".

Следует заметить, однако, что, несмотря на динамичный рост заработной платы в Академии, опережающий инфляцию, темп ее в реальном секторе экономики многократно выше. Все это сдерживает приток молодых специалистов и способствует постепенному перетеканию талантливых педагогов в проектный сектор.

Учитывая это, основными задачами в этом направлении на ближайшие годы являются:

1. Существенное увеличение заработной платы за счет новых источников дохода и расширения профессиональных проектно-творческих услуг, врастания Академии в проектно-производственный сектор экономики города и региона.
2. Дальнейшее совершенствование условий труда, быта и отдыха работников Академии и обучающихся.
3. Продолжение программы поддержки строительства жилья для работников вуза.
4. Укрепление и поддержка со стороны ректората общественных организаций работников и обучающихся, расширение их участия в деятельности вуза.

В отчетный период в значительной степени укрепились позиции Академии в городе, области, стране и за рубежом. Нам удалось переломить ситуацию в общественном сознании, у руководства различных уровней и поднять имидж провинциального вуза до элитного творческого высшего учебного заведения, известного в стране и в мире. Руководство Академии также занимает уверенные позиции в УМО по архитектурному и дизайнерскому образованию, Российских академиях архитектуры и строительных наук, художеств России, Союзах дизайнеров и архитекторов.

У нас партнерские неформальные отношения с Минобрнауки, Минэкономразвития. Нас знают в Правительствах Российской Федерации и Свердловской области, Совете федерации, Госдуме, Законодательном собрании Свердловской области. У нас налажены тесные связи с промышленностью, бизнесом, крупными проектными фирмами, НИИ УрО РАН, школами. Всего около 100 договоров о сотрудничестве уже введены в действие.

Плодотворно развиваются международные связи с университетами других стран. Особенно результативны контакты с Хаддерсфилдским университетом, Париж-1 Сорбонна, Флорентийским университетом, Европейским университетом "Виадрина". Совсем недавно установлены контакты с четырьмя университетами США, которые пожелали продолжить сотрудничество. Совсем недавно Академия выиграла грант Британского совета "Квест" по совместной разработке магистерских программ.

Мы гордимся дружбой с Московским архитектурным институтом, Новосибирской и Ростовской академиями архитектуры и искусства, МВХПУ(бывшее Строгановское), Санкт-Петербургским архитектурно-строительным университетом, вузами региона и г. Екатеринбурга.

Всё это создаст бесценный символический капитал Академии, который, в свою очередь, будет способствовать капитализации наших активов. А это не только наша экспансия в образовательном сегменте, но и цена наших услуг, наша конкурентоспособность.

В прошлом году мы создали еще одного стратегического партнера на будущее - Ассоциацию выпускников академии, в базе данных которой около 1 000 выпускников, успешно работающих во всем мире. Ассоциация - наша опора и защита в будущих аккредитационных оценках.

Есть у нас в Академии и узкие места: дальнейшее укрепление деловых связей с властью и бизнесом, борьба за лидерство в УМО, творческих союзах и агентствах работодателей, снятие языковых барьеров, укрепление позиций в Европе, Азии и Америке, повышение эффективности и системности в работе.

Таким образом, основными задачами в этом направлении являются:

1. Активная реализация договоров стратегического партнерства, с властью и бизнесом, расширение влияния академии на реальный сектор экономики и культуры региона и города.
2. Укрепление ведущих позиций в УМО и творческих союзах по дизайну, изобразительному искусству, прикладной экономике и информатике путем активного участия руководителей факультетов и кафедр.
3. Укрепление и расширение международного влияния Академии путем более активного участия в международных проектах и конкурсах, расширения партнерских связей с ведущими архитектурными и дизайнерскими школами.
4. Усиление языковой подготовки студентов и преподавателей, реализация образовательных программ на английском языке.
5. Создание англоязычного сайта, приобретение научной литературы, учебников и баз данных на английском языке.
6. Повышение эффективности работы службы маркетинга и рекламы.
7. Расширение деятельности издательства "Архитектон" в издании учебников и методических пособий, освоение англоязычной версии электронного журнала "Архитектон", введение рекламной части в газету "Архипелаг", создание собственной минитипографии, информационного портала Академии.

Программа выполнима при условии перехода на новую организационно-правовую форму, что расширит инновационные, правовые, управленческие, экономические и социальные возможности вуза.

Показателями выполнения Программы могут быть: индикаторы качества подготовки специалистов при очередной аттестации и аккредитации вуза через 5 лет, рост заработной платы персонала, существенное улучшение условий труда, быта и отдыха, устойчивость развития вуза.

Мы бежим сейчас на полшага вперед быстрее наших конкурентов. В этом наше преимущество. Конкуренты тоже увеличивают обороты. Будет трудно, но увлекательно - останавливаться нельзя!

Этот год у нас достаточно насыщенный разными важными событиями. Мы должны достойно отметить юбилейные даты: 60-летие архитектурного образования на Урале и 40-летие вуза. Развернута широкая программа подготовки юбилейных мероприятий. В оставшееся время мы обязаны также завершить подготовку к очередной аттестации и аккредитации Академии на 5 лет вперед, которая состоится в начале 2008 года.


Александр Стариков
Источник: Архитектон
www.rusrev.org
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован