27 января 2007
1135

Александр СТАРИКОВ. УралГАХА на пути реформы образования.

Сегодня в России активно идет процесс реорганизации системы высшего профессионального образования. Этот процесс направлен на повышение доступности, качества, соответствие требованиям современной экономики, международных европейских стандартов, интеграцию с наукой и инновационным производством.

Уральская государственная архитектурно-художественная академия приступила к решению этих проблем еще в начале 90-х гг. прошлого века. В экспериментальном порядке впервые в стране она с 1991 года перешла на европейскую многоуровневую систему подготовки специалистов, подготовив первых в России бакалавров и магистрантов архитектуры и дизайна. Мы - единственный в России вуз, который открыл подготовку архитекторов-менеджеров и архитекторов-информатиков в рамках специальностей по прикладной экономике и прикладной информатике в архитектуре. Это был один из наших ответов на потребности новой экономики и развивающихся информационных технологий. В этом году состоялись первые выпуски специалистов, которые сразу определились с местом работы.

Апробированные в этих направлениях методические модули по экономике и информатике в совокупности с традиционными; архитектурно-градостроительным и инженерным дал и нам объективную основу для формирования образовательной программы новой для России специальности - градостроительство. В некоторых странах она называется "урбанистика", "развитые территории" и т.д. Вполне понятно, что в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности на имущество и землю, появления новых информационных технологий, образовательные программы подготовки архитекторов-градостроителей директивной социалистической экономики безнадежно устарели. Поэтому в рамках созданного нами Института урбанистики мы планируем в 2006 году открыть эту новую специальность, выпускники которой найдут себе применение в муниципальных образованиях как главные архитекторы и как ведущие специалисты. Думаю, что Свердловская область первая в стране закроет эту брешь, имея градостроителей, адаптированных к сегодняшней практике.

В уходящем году мы создали еще один институт - Институт изобразительного искусства. Он подвел организационную черту подготовки в академии художников монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства высшего профессионального уровня. По просьбе Российской академии художеств, рассматривающей этот институт в качестве базового на Урале, мы дополнили спектр специальностей новой - станковой живописью. На неё мы в этом году осуществили первый набор абитуриентов. Более 50 талантливых художников города работают в институте. Среди них лауреаты престижных Государственных и международных премий, заслуженные художники России.

Помимо таких специальностей как искусство интерьера, монументальная живопись и скульптура, ювелирное искусство, художественная обработка металла и камня получили развитие новые современные направления - состоялись первые выпуски художников анимации и компьютерной графики. Они сразу заявили о себе на международных конкурсах "Кинопроба" в гг.Екатеринбурге и Томске, завоевав первые высшие награды.

Уходящий год был отмечен также серьёзными победами дизайнеров. Наши студенты, обучающиеся по специальности "индустриальный дизайн", выиграли "Европу" в международном студенческом проекте корпорации "Самсунг электроникс" по новому поколению цифровых аппаратов и демонстрировали свои достижения наряду с другими регионами мира в Сеуле.

Дизайнеры одежды получили призовые места на международных конкурсах в Египте и Томске, выиграли региональный тур национального конкурса "Русский силуэт" в Екатеринбурге.

Состоялись первые успешные выпуски в институтах - наших филиалах в городах Тюмени и Ханты-Мансийске. Успешно продолжается подготовка архитекторов в архитектурном институте нашей академии в Нижнем Тагиле.

Важным фактором признания высокого качества подготовки специалистов явилась положительная аккредитация всех квалификаций по направлению "дизайн" Хаддерсфилдским университетом (Великобритания). Это дало нам возможность с 2006 года осуществить совместную подготовку дизайнеров с этим университетом. Участники проекта будут иметь возможность получить два диплома - УралГАХА и английского университета, а также интересную работу за рубежом и в совместных фирмах в России. По завершению этого эксперимента мы планируем пойти таким путем и по направлению "архитектура".

Подготовка к архитектурной профессии сейчас также находится в стадии модернизации. Действующий государственный стандарт, выстроенный на методической основе XX столетия, вошел в противоречие с интенсивно развивающейся практикой и её новыми потребностями. Широкий типологический подход в подготовке "бумажного" архитектора с акцентом на художественно-композиционную сторону перестал удовлетворять потребности современной профессиональной практики. Разрушение системы специализированных проектных институтов, появление рынка проектных ателье потребовали большей универсализации в подготовке архитектора наряду с более глубокими навыками и умениями архитектурного конструирования, владением всем спектром современных строительных технологий, материалов и конструкций. Отсюда возникают проблемы перехода к обучению профессионального метода архитектурного проектирования, а не типологии зданий, сопровождаемой композиционным моделированием. Сокращение числа выполняемых по учебному плану архитектурных проектов должно сопровождаться глубокой их функциональной, конструктивной и инженерной проработок, с использованием всей базы данных, предоставляемой современными техническими возможностями. Другими словами, категория "количество" должна уступить категории "качество".

Следующей проблемой модернизации является адаптация отечественной методики подготовки специалистов к требованиям европейских образовательных стандартов в рамках Болонского процесса интеграции образовательных систем. Здесь очень важно сохранить преимущества российской школы высшего профессионального образования. Для архитектурной профессии это высокий уровень художественной подготовки зодчего и социальные приоритеты, подверженные сейчас агрессии частных интересов. Умение архитектора найти баланс интересов частного и общественно значимого и отстоять этот баланс становится важной парадигмой его профессионального воспитания.

Академия занимает здесь авангардные позиции, войдя в межвузовские комиссии по созданию государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Мы обращаемся к профессиональным Союзам архитекторов и дизайнеров России с предложением выступить в качестве партнеров модернизации высшего профессионального образования, в полной мере представляя интересы работодателей. Думается, что эти союзы должны аккредитоваться в этом качестве в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и активно влиять на уровень подготовки своих будущих партнеров по цеху.


Александр Стариков
Источник: Архитектон

www.rusrev.org
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован