07 июня 2007
2453

Александр Торшин: `У нас хозяйство хлопотное`

На минувшей неделе гостем редакции был вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Человек этот не нуждается в особом представлении. Круг его обязанностей очень велик, он курирует вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, а также проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом, региональной политики и многое другое. Александр Торшин - давний друг "ПГ", и потому его разговор с ведущими журналистами издания был очень обстоятельным и откровенным.

О региональной политике

Иждивенческие настроения в субъектах Федерации практически исчезли. Уже никто не просит, выделите нам это или выделите то. Наоборот, регионы выходят с конкретными предложениями: как эффективно реализовать Послание Президента, высказываются по поводу строительства бюджетной политики. Но еще незабвенный Ленин учил нас: если беремся за частные вопросы, обязательно натолкнемся на общие. Вот частный вроде бы вопрос - отношение субъектов Федерации к бюджету. Но он наталкивается на более общий - реальное распределение полномочий Центра и субъектов Федерации. Как правильно расставить акценты в этом деле?

Я считаю, что у нас крен в законодательстве необоснованно переведен в Москву. Мы по-прежнему из столицы пытаемся руководить всем, чем только можно. Такое впечатление, что здесь по кабинетам сидят люди, обладающие полным объемом информации о том, что происходит и в Якутске, и в Южно-Сахалинске, и в Йошкар-Оле, эдакие всезнайки, хотя вопрос о достоверности нашей статистики тоже сам по себе вызывает вопросы. А не надо решать за Кострому, как ей жить. Там сами все решат и сделают, надо только отдать туда определенные полномочия. Ну вот, например, нет у нас общероссийского ордена "Мать-героиня". А в ряде субъектов уже есть свои региональные награды многодетным, и к ним еще и деньги дают. Не ждут в регионах, пока в России восстановят справедливость и былой статус ордена.

Нелишне тут вспомнить позитивный советский опыт. В СССР ведь как было? Принимались "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик" в различных сферах. Тем самым очерчивался контур правового поля, в рамках которого каждая республика создавала свое законодательство - трудовое, уголовное, гражданское. Мне кажется, эту модель можно вернуть. Основы должны быть федеральными, а реальное наполнение большинства законов должно быть региональным.
К сожалению, сейчас все еще преобладает другая точка зрения. У регионов забирают большинство полномочий и начинают командовать. И иногда происходят вообще малопонятные вещи. Скажем, передали полномочия по лесоустройству в регионы, а денег не отдали. Другая ситуация с тем же лесом - пожар. Но меры местная администрация принять не может - лес федеральный. И если губернатор бросит на тушение пожара выделенные ему федеральные средства, то личного и неприятного общения с Сергеем Степашиным по поводу нецелевого использования средств ему не избежать. Или другая ситуация: зима, рушится котельная, но сделать ничего невозможно, потому что она в федеральной собственности. Сидит губернатор и думает, то ли ему деньги регионального бюджета отдать, чтобы люди не замерзли, но и под статью при этом попасть, то ли начать долгие переговоры, чтобы деньги дали из Москвы.

Все это, с моей точки зрения, неправильно - страна у нас большая, хозяйство хлопотное. Зачем федеральной власти вся эта дополнительная нагрузка? Оборона, безопасность, внешняя политика, бюджет страны, крупные общероссийские проекты - вот что нужно оставить федеральному Центру. Все остальное - в регионы. И центр принятия большинства законов должен находиться там же.
О национальной безопасности

Можно не сомневаться: как в период выборов, так и после него деструктивные элементы, подогреваемые определенными силами из-за рубежа, будут использовать все способы для дестабилизации ситуации в стране. Бить будут, конечно, прежде всего в наиболее уязвимое место - национальные проблемы. Именно в этой сфере легче всего спровоцировать крупные беспорядки. Поэтому в Совете Федерации создается еще одна комиссия - по совершенствованию законодательства в области противодействия экстремизму. Половину ее составят сенаторы, половину - руководители региональных заксобраний. Мы их и подбирали из тех регионов, где обстановка складывается наиболее напряженная, где случаются экстремистские выходки. Регионы эти известны - Москва, Питер, Воронеж, республики Северного Кавказа.

Специально хочу подчеркнуть: противодействие экстремизму не является борьбой с инакомыслием. Нам уже пытается кое-кто такой ярлык повесить. Но все мы понимаем: с инакомыслием бороться бессмысленно, хотя бы потому, что это в конечном счете приводит только к увеличению числа инакомыслящих. А такой поворот событий никого не устраивает. Ведь все мы мыслим по-разному. Например, ситуация, когда Совет Федерации не согласился с Государственной Думой по поводу Закона "О Знамени Победы". Или другой сюжет - сенаторы не согласились с проектом договора Россия-Татарстан, который уже был парафирован главой государства Шаймиевым. Так что мы теперь, верхняя палата, - палата инакомыслящих? Как только начнем одинаково думать - все, стране конец.

Создание такой комиссии - это реакция на слова Президента, прозвучавшие в Послании Федеральному Собранию: о том, что необходимо ужесточить уголовную ответственность за экстремистские действия. Хотел бы обратить на эти слова особое внимание: в такой сложной стране как Россия к вопросам ответственности за экстремистские действия надо подходить очень осторожно. Поэтому комиссия должна заниматься совершенствованием законодательства в этой сфере очень взвешенно и аккуратно, иначе мы можем покалечить много людских судеб. Верхняя планка наказания за экстремистскую деятельность в ряде статей Уголовного кодекса может подняться до 6 лет лишения свободы. Тогда эти преступления перейдут в разряд тяжких со всеми вытекающими от сюда последствиями. И вот для того, чтобы никто здесь дров не наломал и никто даже вспомнить не посмел выражение - "лес рубят, щепки летят", будет функционировать комиссия по противодействию экстремизму.
О борьбе с терроризмом

Мы сейчас тешим себя тем, что после создания Национального антитеррористического комитета, после тех выводов, которые сделаны по бесланской трагедии, террористическая угроза существенно снизилась. Да, это действительно так. Но что творится в мире?! В 2006 году на планете было совершено 14 300 терактов! Правда, треть из них - в Ираке, три тысячи - в Афганистане и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В общей сложности погибли 20 000 человек, 54 000 покалечены. По данным МВФ, общий оборот финансирования террористических организаций достиг 50 млрд долларов в год! Так что нам с нашими пограничными проблемами расслабляться нет никаких оснований.

Мы в России к террористам относимся так, как они этого заслуживают, и многих уже отправили на тот свет. В то же время за весь прошлый год в суде слушалось лишь одно уголовное дело по финансированию терроризма. Есть над чем задуматься. Хорошо хоть пришло осознание того, что исключительно силовыми методами ничего добиться невозможно: на место уничтоженных боевиков придут другие. Особенно это видно по Северному Кавказу. Там одна только безработица толкает людей на то, чтобы взять в руки автомат. Кроме того, терроризму нужно противодействовать экономически и идеологически. Победим идеологию терроризма - добьемся успеха. Но до тех пор, пока у нас радикальному исламу противостоят только отряды ОМОНа, положительного результата не будет.
О Послании Президента

В этом документе явно просматривается трехлетний план развития страны. Мы возвращаемся к плановому хозяйству. И это, на мой взгляд, хорошо. Ведущие страны мира - Япония, США и другие - все живут по плану. А мы как отреклись от планирования в начале 90-х годов, поверили в то, что рынок все устроит, так и живем. Давайте вернемся к разумному планированию. Вот только не знаю, остались ли грамотные плановики. То, что мы сейчас рассматриваем свою жизнь на трехлетнюю перспективу, это только первый шаг. План должен быть 5-, 10-летний и на дальнюю перспективу. Если мы ограничимся лишь решением сиюминутных проблем, то потом выплывут такие, к решению которых мы просто не будем готовы.
О пенсионной реформе

В Послании Президента все акценты по пенсионным делам были расставлены достаточно четко. В ближайшие 3 года пенсия должна увеличиться на 65 процентов, это затронет 40 млн пенсионеров. Но я бы все же заострил внимание еще на одном аспекте. Пенсионная реформа, особенно та часть, которая затрагивает накопительную систему, нуждается в подкреплении в виде гарантий государства. В России сегодня работает около 250 негосударственных пенсионных фондов. В них аккумулируются средства накопительных пенсий не более 7 процентов граждан. То есть этот сегмент системы практически не развит. Вы спросите, почему? Да потому что есть некая категория, которая считается не экономической, хотя имеет к экономике самое непосредственное отношение, это - доверие.

Так вот, доверие населения к непрерывным реформам за последние 15 лет сильно пошатнулось. И сейчас люди, прежде чем отдавать куда-либо свои деньги, двадцать раз подумают, прежде чем решиться на такой шаг. Когда по телевизору каждый день показывают сюжеты про обманутых соинвесторов, понять людей можно.

То, что Президент предложил на каждую тысячу, внесенную в накопительную часть пенсии, добавлять тысячу от государства, доверия, конечно, прибавило, но не сильно. Чтобы окончательно его укрепить, я предложил такую вещь, как страхование пенсионных накоплений. Страхование со стороны государства. У нас ведь ментальность такая: если государство гарантирует, то есть надежда, что обязательства будут выполнены. Три года назад начала функционировать система страхования банковских вкладов граждан. Что бы ни случилось с банком, возврат 400 тысяч рублей вкладчику гарантирован. То же самое страхование надо ввести и в сфере пенсионных отчислений. Если человек отдает деньги в накопительную часть, их сохранность должно гарантировать государство. Тогда, уверен, люди понесут деньги в негосударственные пенсионные фонды.
Кстати, это совершенно не затратный проект, он окупаем и даже выгоден. Не надо создавать и какого-то специального фонда. У нас существует государственное агентство страхования вкладов, которое гарантирует вклады в банках. То же агентство могло бы заняться страхованием пенсионных денег. Только для этого нужны политическая воля и соответствующее законодательство. Соответствующие расчеты уже проведены - дело верное. А еще понимание: если к обманутым вкладчикам и соинвесторам добавить обманутых пенсионеров, это грозит стране серьезными социальными потрясениями.
О доступном жилье

Статистика введения в эксплуатацию жилья очень впечатляет. В первом квартале 2007 года сдано 101,5 тысячи квартир общей площадью 9 с лишним млн квадратных метров. Это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году, и значительно больше, чем в позапрошлом. Вал сдачи жилья растет, но доступным оно не становится. У кого-то 300 и более метров в собственности, у кого-то ни одного.

А между тем вспомним: у советской власти были мощнейшие рычаги справедливого распределения жилья. Конечно, никакого возврата к идеям, чтобы вновь все отнять и переделить, не будет. Но создание оптимальных механизмов правового регулирования в жилищной сфере весьма актуально. Как к этому подойти? За счет дифференцированного налога на жилье. При советской власти, помните, был такой термин - излишки площади. Они оплачивались в существенно повышенном размере. Так же и здесь. Те метры, которые идут сверх определенной нормы, должны облагаться большим налогом, а полученные от этого средства направляться на приобретение жилья для тех, кто в нем нуждается, но сам купить его не может.
Полагаю, решение жилищной проблемы - это сегодня первостепеннейшая задача государства. На мой взгляд, сейчас в первую очередь нужно заниматься вопросами обороны и жилья. Решим эти задачи, и все остальное приложится. Когда будет где жить, найдется и с кем, и ради чего. Будут и дети, и призывники. Мы должны уяснить для себя, что бездомный человек - это потенциальный националист, террорист, экстремист и вообще кто угодно. От "бездомия" все и проистекает. Без жилья и семью не создашь, и среднего класса не сформируешь. Будет только увеличиваться разрыв между бедными и богатыми. А это потенциально опасно для стабильности общества.

О демографической проблеме

Давайте говорить откровенно: демографический баланс смещается. Есть проблемы с рождаемостью в Центральной России, Северо-Западной, в Сибири, на Дальнем Востоке. А вот на Северном Кавказе такой проблемы нет. Сейчас по рождаемости соревнуются Ингушетия, Дагестан и Чечня. В Ингушетии в прошлом году было в среднем 14 детей на семью. Чеченская нация совершила серьезный рывок и достигла общей численности более миллиона человек.

По разным оценкам, 30 процентов всех мировых запасов находятся в России. А какова доля населения нашей страны от населения земного шара? 2,3 процента. И это в тот момент, когда началась агрессивная война за ресурсы, потому что население земного шара растет. Тесно. Потепление климата на планете - беда для некоторых стран - для России может оказаться благом: наша холодная страна потеплеет, мы расширим зону сельского хозяйства. И воды у нас больше всех. Поэтому, конечно, Россия становится объектом пристального внимания. Чтобы удержать эту территорию, надо наращивать и демографический потенциал. Неразумно делать это только за счет народов Северного Кавказа, Поволжья.
О нациях и религиях

Казалась бы, азбучная истина: Российская Федерация обладает уникальным национальным и конфессиональным составом, на ее территории проживает свыше 160 наций и народностей и действует 62 конфессии. С одной стороны, это наше конкурентное преимущество по сравнению с другими государствами, богатство России наряду с ее природными ресурсами. Но с другой, это и большая проблема, потому что поддержание национального мира - очень затратное дело. Причем затраты как душевные, так и материальные.

На серьезном уровне в современной России на правовое регулирование межнациональных отношений обратили внимание более 10 лет назад, когда была утверждена концепция государственной национальной политики. Примерно тогда же предпринимались попытки создать специальные структуры, которые бы этим занимались, с моей точки зрения, - все неудачные. За 10 лет Министерство по делам национальностей было 10 раз реформировано, сменились 10 министров. Какое-то время тему вел Минкультуры. После бесланской трагедии появился Минрегионнац, но и там национальная составляющая была не на первом месте.

В конечном итоге, по инициативе Председателя Совета Федерации Сергея Миронова была создана Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений. Объединенной она называется потому, что имеет смешанный состав: половину ее составляют сенаторы, другую половину - председатели региональных законодательных собраний. Мы принципиально пошли именно на такой формат, потому что национальная политика творится не в Москве, где она лишь вырабатывается, а в регионах. Комиссия сформирована таким образом, чтобы было равное представительство от федеральных округов. Председателем комиссии является руководитель верхней палаты, и у него есть четыре заместителя. Двое из них - члены Совета Федерации, двое - председатели заксобраний. При этом постарались сделать так, чтобы каждый из заместителей ассоциировался с одной из четырех традиционных конфессий.

Комиссия прежде всего, конечно же, занимается совершенствованием законодательства. Но и практическими делами тоже. Слава Богу, их оказалось немного. Но 11 раз в течение этого года члены комиссии были вынуждены на местах разбираться с инцидентами, которые могли привести к конфликтам на межнациональной или конфессиональной почве. Как только поступала информация, мгновенно выезжали и без лишнего шума снимали проблему. По вполне понятным причинам я не хочу называть географию конфликтов. Но, поверьте на слово, мы способны погасить страсти. И когда сейчас говорят, что надо возродить Миннац, то утверждаю: не надо. С кругом его обязанностей вполне может справиться Совет Федерации как палата регионов. Следует лишь подтянуть к нему соответствующие ресурсы.

В России Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Поэтому те процессы, которые в ней происходят, конечно, не могут не тревожить. Трудами Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с православием ситуация складывается получше, а вот развитие ислама в России нуждается в серьезном внимании, в том числе и со стороны государства. В самом исламе за счет существования различных экстремистских течений есть большое количество проблем. Связаны они во многом с тем, что не позаботились мы до сих пор о своевременном и качественном кадровом пополнении мусульманского духовенства. У нас существует 250 исламских образовательных центров, а регистрацию прошли и получили лицензию только 75. Приходит человек, искренне верующий в постулаты веры, и начинает учить, но только так, как он их понимает. Из 3 тысяч человек, обучающихся за рубежом, только 200 направлены официальными муфтиятами.

В России необходимо открыть престижный исламский университет или хотя бы филиал какого-то уже известного зарубежного исламского университета, где можно было бы получить самое качественное духовное образование, и дипломом которого можно было бы гордиться, так же как гордятся своим выпускники московского, питерского университетов или Сергиево-Посадской духовной академии. Это большая государственная задача, и здесь надо, конечно, протянуть российским мусульманам руку помощи. Коль скоро ислам распространяется на территории России достаточно быстро, давайте искать цивилизованные формы взаимодействия интеграции.
О ситуации на Украине

Все последние избирательные циклы на Украине - три тура выборов президента и выборы в парламент - прошли на моих глазах, так как я постоянно возглавлял миссии наблюдателей. Уже тогда, когда на майдане кипели нешуточные "оранжевые" страсти, у меня была стопроцентная уверенность - договорятся. А все потому, что на Украине есть традиция решать внутриполитические проблемы без кровавых исходов. Как бы ни буйствовали внешне оранжевые, красные или бело-синие, к счастью, все обходится без людских потерь. Договорятся и сейчас, ждать осталось недолго. (Беседа в "ПГ" состоялась незадолго до того, как Верховная Рада Украины приняла поправки в закон о выборах. - Прим. ред.). Если Верховная Рада примет решение проводить выборы 30 сентября, то они пройдут в срок и пройдут качественно. Во всяком случае мы готовимся к тому, чтобы поехать туда с группой наблюдателей.

Хочу отметить, кстати, что действия наших наблюдателей куда эффективнее действий делегаций из европейских стран. Они ведь приезжают не зная языка и местных условий. Хотя, должен признать, в последнее время позиция ОБСЕ и позиция наблюдателей из России совпадают. Так было на выборах в Сербии, Армении, надеюсь, так сложится и на предстоящих выборах на Украине.
О критике России на Западе

Россия обречена на демократию, но эта демократия должна быть суверенной, самостоятельной. Да, нас часто учат жить. Причем зачастую такие люди и страны, что просто диву даешься. В прошлом году в США случилась сенсация - в парламенте появился мусульманин. А у нас, между прочим, мусульмане стали парламентариями с момента зарождения парламентаризма. А когда в США женщинам дали право голосовать? Когда отменили таблички "только для белых"?
Нам опять грозят "холодной войной". Да, надо быть к этому тоже готовым, хотя бы потому, что очень хочется мира. И создавать соответствующие ресурсы и механизмы для противостояния. Помните старую русскую пословицу: за одного битого, двух небитых дают? Нас один раз уже побили, так что мы теперь ученые, и здесь ни у кого не должно быть никаких иллюзий.

Справка "ПГ"
Торшин Александр Порфирьевич заместитель Председателя Совета Федерации, член комиссии палаты по регламенту и организации парламентской деятельности, член комиссии по информационной политике. Представитель в Совете Федерации от правительства Республики Марий Эл.
Окончил Всесоюзный юридический заочный институт, кандидат юридических наук, доцент. Награжден государственными наградами. До Совета Федерации занимал должность статс-секретаря - заместителя Генерального директора Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций"

Публикацию подготовил Николай ДОРОФЕЕВ, политобозреватель "ПГ" Фото Константина КАПУНОВА



Парламентская газета # 077(2145)
07.06.2007
http://www.torshin.ru/archive/?id=37
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован