10 марта 2006
3592

Александр Зиновьев: Что мы теряем

Прожив много лет, много перевидав и передумав, я установил для себя в конце концов одно из важнейших открытий моей жизни: я сформировался и прожил почти всю свою жизнь человеком, принадлежащим к западноевропейской цивилизации. Не к какой-то другой, а именно к западноевропейской. Жизнь моего поколения сложилась так, что мы впитали в себя все лучшие достижения мировой культуры, развитой именно в рамках западноевропейской цивилизации. Мы не утратили русскость, но и не обрусели.
Я считал и считаю Советский Союз явлением в западноевропейской цивилизации. Вернее, я в нем принимал лишь то, что принесла русская революция в отношении человеческих свобод, образования, свободы от религии, свободы духовного творчества. С этой точки зрения я воспринимал и свою жизнь на Западе, оценивая ее исключительно высоко именно в плане западноевропейских свобод.
Хочу обратить внимание читателя на то, что многие представители моего поколения вырастали в Советском Союзе, но в неизмеримо большей степени как люди западноевропейские, а не национально русские, - я в этом отношении ушел дальше многих других. Даже сейчас, после трагической гибели России, для меня главной тревогой стала судьба именно западноевропейской цивилизации. То, что Россия обречена на гибель, мне было ясно с самого начала послевоенной истории (точнее - с 1985 года). Было ясно, почему она обречена, чем закончится ее история. Это у меня подробно описано во многих статьях и книгах. Я этим не горжусь - просто констатирую как факт.
Для моего поколения свет разума приходил именно из Западной Европы и лишь постольку и в той мере, в какой он шел благодаря влиянию западноевропейской цивилизации на Россию. Дефекты Запада мне были всегда видны и известны. Но для меня Западная Европа (Запад в строгом смысле слова!) не сводился к капитализму, к частной собственности, к рынку, к наживе. Это было нечто более обширное и емкое, более значительное. Это был Ренессанс, Данте, Кампанелла, Микеланджело, Рафаэль, Шекспир, Рабле, Томас Мор, Роберт Оуэн, Монтень, Сервантес, Гете, Бетховен, Моцарт, Чайковский, Менделеев, Толстой... Зачем перечислять сотни великих имен, создававших величайшую и, может быть, последнюю цивилизацию в истории бытия.
Сегодня западноевропейская цивилизация находится в серьезной опасности. В чем именно заключается эта опасность?
Она (цивилизация) охватывает все аспекты человеческого бытия. Ее остатки надо беречь как зеницу ока. Но складывается такое впечатление, что западноевропейский мир почти без боя сдает все величайшие завоевания своей цивилизации, подобно тому, как русские позорнейшим образом без единого выстрела сдали все высшие завоевания своей истории. Пример русских оказался заразительным, он обрушился на мир как внезапная и нелепая пандемия феноменальной глупости, трусости, подлости, предательства. Если погибнет то, что составляет дух и содержание западноевропейской цивилизации, на планете может наступить цивилизационный мрак. Другая такая цивилизация может вообще больше не появиться.
Сейчас в средствах массовой информации раздувается своего рода цивилизационный бум. Мыслители и политики много говорят о цивилизационных войнах. Но что это такое - цивилизационная война, вразумительный ответ на этот вопрос вы вряд ли найдете. Не найдете и достаточно точного определения понятия "цивилизация". Словесного мусора - сколько угодно, но определения этого понятия в соответствии с критериями логики и методологии науки вы здесь не найдете, ибо ясность тут исключена самой априорной установкой на замутнение интеллектуальной атмосферы человечества.
Я хочу предложить вниманию читателя самые простые и исходные соображения относительно уточнения самого понятия "цивилизация".
Я различаю три уровня социальной эволюции человеческих объединений: предобщества, общества и сверхобщества. Цивилизации возникают лишь на уровне обществ. Они образуются из обществ, но сами обществами не являются. Это - объединения обществ, но не любые, а лишь особого рода. Они обладают следующими признаками. Между входящими в цивилизацию обществами имеют место различного рода контакты, взаимодействия, связи. Какая-то часть из них живет совместной исторической жизнью. Эта часть меняется: одни объединения исчезают, другие появляются, между какими-то обрываются связи и т.п. Но во все периоды имеет место какая-то совместность и преемственность, непрерывность существования каких-то ее компонентов. Взаимоотношения частей в этой совместности разнообразны: союзы, слияния, разделения, войны, покорение одних другими, поглощение, разрушение, - короче говоря, все то, что образует их конкретную историю. В результате совместной жизни они оказывают влияние друг на друга и совместными усилиями создают нечто общее, что в тех или иных формах и размерах развивается у них по отдельности, делает их сходными в этих отношениях, социально родственными. Эти сходные черты охватывают все основные аспекты объединений - власть, хозяйство, идеологию, культуру.
Цивилизация не есть организация. Это - особая форма совместной жизни множества обществ в течение многих веков. Величайшей в истории человечества является западноевропейская цивилизация. Вершиной ее развития явилось возникновение "национальных государств" Западной Европы (Англия, Франция, Италия, Германия и др.).
Цивилизация не вечна. Но конец цивилизации не обязательно есть прекращение жизни тех обществ, из которых она построена. Это могут быть изменения в эволюции человеческих объединений, в результате которых возникают новые объединения, отличные по социальному типу от цивилизации. Именно такой процесс начался во второй половине XX века в западном мире. Началась интеграция стран западного мира в объединения более высокого социального уровня - в сверхобщества. Западная цивилизация стала поглощаться западнистским сверхобществом. Этот процесс ускорился с крахом советского коммунизма и стал доминирующей тенденцией эволюции западного мира.
В соответствии с принятым мною определением цивилизации, никакой особой русской цивилизации не было. Россия до революции 1917 года была империей, т.е. государственно организованным в единое целое обществом. А после революции Советский Союз стал сверхобществом - первым в истории человечества сверхобществом коммунистического типа. После антикоммунистического переворота в 1991-1993 годы Россия перестала быть сверхобществом. После распада Советского Союза на его месте возникло несколько обществ, но пока еще трудно сказать, сложится при этом социальное явление типа цивилизации или нет. Скорее всего, эпоха социальных явлений типа цивилизаций уходит в прошлое.
Каковы перспективы западных стран с точки зрения судьбы западной цивилизации? Соединенные Штаты уже явно нельзя считать особой цивилизацией, поскольку они образуют государственно организованное общество, эволюционирующее в направлении к сверхобществу. Западноевропейские страны утратили некоторые важнейшие черты цивилизации и приобрели целый ряд черт, сближающих их с объединениями иного социального типа, включая организованные общества и даже сверхобщества. Одним словом, применение понятия "цивилизация" практически может вообще потерять социологически строгий смысл.
В реальности, конечно, сохраняются какие-то остатки цивилизации в рассмотренном мною смысле. Но они перестают быть важными актерами исторической сцены. На их место приходят другие актеры. И среди них - организованные новыми средствами умело манипулируемые огромные массы людей, порой даже не подозревающих о том, в каких социальных спектаклях они фигурируют. Для понимания таких явлений требуется уже новый понятийный аппарат, отсутствующий в современных языках. Он даже умышленно приводится в состояние непригодности для ясности мышления. Сейчас в мире осуществляется организованное оглупление широких слоев населения.
Свет разума, рожденный западноевропейской цивилизацией, погружается во тьму.

Москва, 10 марта 2006 г.
www.ni-journal.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован