29 июня 2007
7661

Александра Очирова: `Детский` скандал

Эксперты считают, что в законопроекте "Об опеке и попечительстве" заложен репрессивный дух

Недоумение в правительстве и возмущение правозащитников вызвал проект федерального закона "Об опеке и попечительстве", внесенный в Думу группой депутатов во главе с председателем парламентского Комитета по делам женщин, семьи и детей Екатериной Лаховой.

По оценке специалистов Министерства образования и науки, некоторые новеллы документа приведут лишь к дополнительной бюрократизации процедуры создания приемной семьи, сокращена возможность привлечения негосударственных ресурсов для помощи детям. Но главное, отсутствует такое понятие как патронат - наиболее гибкая форма устройства ребенка, при которой права и обязанности по его воспитанию и образованию разграничены между семьей и учреждением органа опеки.

Отметим, что в 39 регионах патронат уже работает на основании специальных региональных законов, а федеральный нужен для того, чтобы де-юре закрепить эту форму на уровне всей страны и создать единые стандарты. "Из нашего детского дома в патронатных семьях воспитываются сейчас 45 ребят, которые иначе были бы лишены права на семью", - рассказала директор Зырянского детдома Томской области Татьяна Шайдо на общественных слушаниях, организованных Комиссией Общественной палаты по вопросам социального развития.

Правозащитники опасаются, что отсутствие понятия патроната в федеральном законе, если он будет принят, этого права многих детей действительно может лишить. При этом социальных сирот в России не становится меньше. "С 1992 по 2006 годы число детей, живущих в интернатах, увеличилось со 100 тысяч до 199 тысяч", - сообщила председатель Комиссии ОП по вопросам социального развития Александра Очирова. По ее словам, Комитет ООН по правам ребенка трижды (в 1993, 1999 и 2005 годах) рекомендовал России выработать национальную политику, направленную на сокращение числа детей в интернатах. По данным Госдоклада "О положении детей в РФ", именно введение патроната даст возможность значительно сократить число детей в интернатах. Подготовленный же законопроект, по мнению руководителя общественной организации "Право ребенка" Бориса Альтшулера, "консервирует существующую систему", когда огромное количество детей возвращается обратно в детские дома от опекунов, которым нужны деньги, а до детей нет дела.

"Основными нарушителями прав детей являются те органы, которые призваны их защищать, в том числе органы опеки", - считает член Общественной палаты Олег Зыков. "Их монополию документ укрепляет во сто крат", - добавляет Борис Альтшулер. По его словам, законопроект не позволяет осуществлять функции органов опеки гражданам, не являющимся их сотрудниками, а также "сторонними учреждениями". В том числе "выпадают" такие важные составляющие патроната, как выявление детей, нуждающихся в опеке, и надзор за деятельностью опекунов. Согласно документу, это разрешается только подразделениям органов опеки.

Вместо ответа на критику авторы законопроекта пускают в ход затертые политологические штампы о "длинной руке Запада". "Нас беспокоит, что в регионах активно лоббируется, в том числе иностранными организациями, патронатная семья. По мнению комитета, эта форма воспитания детей-сирот противоречит федеральному законодательству, создает реальную угрозу правам и интересам детей", - говорится в записке Екатерины Лаховой первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. Если следовать этой логике, под влиянием "иностранных организаций" и 39 губернаторов, и Общественная палата, и Уполномоченный по правам человека в РФ, и Министерство образования и науки, активно ратующие за патронат, и кое-кто рангом повыше министра. "У нас есть прямое поручение придать патронату легитимность, поскольку в ряде регионов он уже доказал свою эффективность", - сообщил на слушаниях начальник отдела Минобрнауки Сергей Вителис.

Наверное, у разработчиков законопроекта поручение тоже есть, только другое. "С 1 января 2008 года функции опеки и попечительства будут переданы региональным органам, в связи с чем в одном из управлений Администрации президента нам прямо сказали это учесть", - призналась эксперт-юрист Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей профессор Лидия Михеева в конце развернувшейся на общественных слушаниях дискуссии.

И вздохнула:

- Мы-то, юристы, за патронат. Убедить нужно высшие эшелоны власти.

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин полагает, что законопроект "попахивает милицейско-полицейским отношением к детям". "Патронат поможет разгрузить детские дома, чего часто не желает околодетдомовская бюрократия", - считает он. Лукин предложил создать согласительную комиссию и рекомендовать не выносить законопроект на обсуждение в Госдуме до тех пор, пока основные положения закона не будут окончательно согласованы членами этой группы.

________________________________________

Досье

________________________________________

________________________________________

Патронат - форма устройства, при которой права и обязанности по воспитанию и образованию детей разграничены между семьей и учреждением органа опеки. Люди, желающие взять ребенка в семью, проходят курс тренинговых занятий, который помогает им лучше понять поведение брошенных детей, узнать, что делать в трудных ситуациях. Патронатные воспитатели становятся сотрудниками уполномоченной организации (детского дома), им идет трудовой стаж, выплачивается небольшая зарплата и пособие на ребенка. Подбор семьи и ребенка происходит по психологической совместимости, в дальнейшем после устройства ребенка оказывается профессиональная помощь. Патронатными воспитателями могут стать и люди, которые никогда бы не смогли или не решились стать усыновителями или опекунами - одинокие женщины, пожилые супружеские пары.

АЛЕКСАНДРА БЕЛУЗА

"Трибуна"

29.06.2007

Москва

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован