30 апреля 2003
1362

Алексей АРБАТОВ. ОБОРОНА ДЕШЕВОЙ НЕ БЫВАЕТ

Несмотря на приближающиеся майские праздники, в обеих палатах Федерального Собрания продолжается законотворческая деятельность. Наш корреспондент на днях встретился с заместителем председателя Комитета Госдумы по обороне, членом фракции "Яблоко" Алексеем АРБАТОВЫМ и попросил ответить на вопросы, наиболее часто встречающиеся в читательской почте "Красной звезды".

- Алексей Георгиевич, льготы - одна из самых больных тем общества. Об этом свидетельствует и наша редакционная почта. Подписчиков "Красной звезды" беспокоит появившаяся информация, что якобы готовятся поправки к Федеральному закону "О статусе военнослужащих", предусматривающие отмену тех скромных льгот, которые пока остаются. Насколько это соответствует действительности?

- К сожалению, это действительно так. Стратегическая линия Министерства финансов направлена на ликвидацию так называемых натуральных льгот, которые, по их мнению, мешают дальнейшему совершенствованию рыночных отношений. Они считают, что это будет также способствовать выравниванию межбюджетных отношений. Речь идет о том, чтобы по возможности уменьшить потоки денег, которые возвращаются из центра в регионы как трансферты и субвенции, чтобы компенсировать льготы, которые военнослужащие получают на местах.

- Сама по себе аргументация кажется разумной. Но к чему это приведет?

- Предусматриваемая компенсация будет исчисляться по среднестатистическим коэффициентам в стране. Значит, те, кто в силу служебной необходимости в большой степени пользуются льготами, очень серьезно проиграют. В первую очередь это касается проезда на городском общественном транспорте. Хорошо известно, как тяжело обстоит дело с предоставлением жилья. Многие военные живут в пригородах (там поднаем жилья дешевле), а служат в городе. А поскольку исходить будут из среднестатистических затрат, то пользующиеся этой льготой понесут неизбежный финансовый ущерб. Но и те, кто ими не пользуются, дополнительных денег не получат, потому что скорее всего будут учитываться место жительства и проездные документы, которыми эти граждане могут оперировать.

Во фракции "Яблоко" такой подход всегда считали неправильным. Это выразилось в нашей позиции по реформе денежного довольствия - по пакету законов, которые принимались в прошлом году. Мы добились отмены некоторых из предлагавшихся мер, которые ущемили бы интересы военнослужащих. И добились принятия ряда поправок, которые улучшают положение военнослужащих и военных пенсионеров. Среди них - сохранение при расчете военных пенсий компенсации за продовольственный паек, повышение размеров денежного довольствия военнослужащим одновременно с госслужащими. Кстати, изначально предлагалось повысить оклады по воинскому званию с начала 2004 года, и это заслуга наших депутатов, что процесс был запущен с 1 января 2003 года.

Тогда проявилось принципиальное мнение членов фракции "Яблоко" по этому вопросу. Могу сформулировать его еще раз, потому что оно определит наше отношение и к новому пакету законопроектов, которые, возможно, будут внесены правительством. Мы считаем сугубо неправильным подход, когда одновременно отменяют льготы и повышают денежное довольствие. Во-первых, одновременно никогда не выходит: льготы отменяют быстро и сразу, а компенсации идут медленно и с перебоями. Во-вторых, реального значительного роста денежного довольствия не произошло, на деле правительство лишь компенсировало отмену льгот, зато отчиталось перед обществом о повышении. "Яблоко" считает, что военнослужащие получают сегодня недостаточное материальное вознаграждение за свой труд и риск. Как результат - большой отток военных кадров из Вооруженных Сил, ухудшение морального климата в воинских коллективах, снижение качества службы. Учитывая тяжелое положение военнослужащих, продолжать ущемлять их права - это совершенно антисоциальный подход. Он противоречит интересам государства и национальной безопасности.

Позиция нашей фракции очень простая. Денежное довольствие военнослужащих должно быть полностью уравнено с денежным довольствием государственных служащих. Уравнено не только чисто формально, а с учетом ответственности, которую те или иные военнослужащие в соответствии со своим званием и занимаемой должностью несут за вверенный им коллектив, вооружение и военную технику, материальную базу. И только после этого можно заниматься льготами. Не отмена льгот взамен на повышение денежного довольствия, а повышение денежного довольствия и лишь после этого отмена льгот с адресной денежной компенсацией.

- Различные ведомства по-разному оценивают результаты реализации Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот". Широко разрекламированный в период обсуждения в парламенте законопроект воспринимался не иначе как существенное повышение уровня жизни военных. Радужные ожидания сменились разочарованием при первом же походе в финчасть. Повышение, конечно, есть. Но министерства и ведомства по-разному оценивают его размеры. Вы проводили собственные исследования?

- Наши депутаты постоянно контактируют с военными экспертами. По объективным оценкам, когда оба этапа в реформе денежного довольствия были завершены (повышение денежного довольствия по должности, а потом и по званию), материальное положение офицерского корпуса и генералов в среднем улучшилось на 10 - 12 процентов. Напомню, что правительство обещало 70 (!) процентов. Но необходимо учитывать параллельные процессы в экономической жизни общества. Отмена льгот, введение подоходного налога "съели" большую часть прибавки денежного довольствия. Инфляция в реальности значительно превышает заложенную в бюджет. Другой очень важный аспект: рост стоимости жилья и коммунальных услуг. Реформы "РАО ЕЭС" и жилищно-коммунального хозяйства приведут к дальнейшему повышению стоимости предоставляемых ими услуг.

В сложившейся социально-экономической ситуации нельзя лишать военнослужащих оставшихся льгот. Необходимо проанализировать ошибки, к которым привела первая фаза реформы денежного довольствия. И быстро их исправить. Если этого не будет сделано, вскоре возникнут проблемы с комплектованием частей и подразделений не только солдатами и сержантами, но и офицерами.

- Готовится программа перевода армии на комплектование преимущественно на контрактной основе. На ваш взгляд, сколько должен получать военный профессионал?

- Замечу: нигде и никогда материальное вознаграждение не ухудшало качество труда. Говорить о том, что люди будут менее патриотичны, если им больше платить, просто глупо. Наши расчеты показывают, что в среднем по стране по нынешнему уровню цен для контрактника пять с половиной тысяч рублей будет для начала достаточно. При этом, естественно, необходимо и офицерам платить больше. "Яблоко" считает, что минимальное денежное довольствие лейтенанта-выпускника военного вуза - это 9-10 тысяч рублей. В видах и родах войск, в которых служба сопряжена с особыми нагрузками, с особым риском, все категории военнослужащих должны получать надбавки. В Воздушно-десантных войсках, на атомном подводном флоте, в Ракетных войсках стратегического назначения контрактник должен получать не менее 7-7,5 тысячи рублей в месяц.

Эти суммы должны расти в соответствии с инфляцией. Кстати, по инициативе фракции "Яблоко" была внесена поправка, которая пока не облечена в форму закона, но предусматривает автоматическую компенсацию за инфляцию через повышение денежного довольствия. Мы по этому вопросу представили законопроект.

- Жилищный вопрос актуален сегодня и для контрактников, и для офицеров. Что делают для решения проблемы законодатели?

- В комитете по обороне этому недавно было посвящено специальное заседание. Рассматривалась возможность бюджетного погашения государственных жилищных сертификатов. Это очень серьезная проблема. Ведь мало того что не хватает самих сертификатов - в силу объективных причин их не успевают вовремя "закрыть". И это при том, что ГЖС покрывает всего 70-80 процентов от стоимости жилья.

Что еще? Необходимо сократить строительство жилья силами Минобороны и других силовых ведомств и перевести все имеющиеся деньги на обеспечение жилищных сертификатов. Подход новый, но, на наш взгляд, абсолютно правильный. Мы не должны указывать офицеру, где ему после увольнения из армии жить. Он не крепостной, чтобы ему построили жилье и сказали: "Живи здесь". Возможно, его не устраивает климат в том или ином регионе, там нет рабочих мест, детского сада или школы для детей. Поэтому надо предоставить офицеру максимальную свободу выбора. При этом программу ГЖС необходимо обеспечить финансированием на сто процентов. Сделка с сертификатом должна стать выгодной для продавцов жилья, только в этом случае офицеру не придется доплачивать разницу из собственного кармана.

- Контрактная служба, строительство жилья, перевооружение... Насколько необходимо увеличить военный бюджет, чтобы денег хватило на все?

- При условии максимальной открытости военного бюджета предложения, связанные с улучшением социального и денежного обеспечения личного состава, с совершенствованием технического оснащения, реально выполнимы. Очевидно, что необходимо выделение средств на боевую одготовку с поправкой на уроки последних локальных войн, изменение политики в области стратегических ядерных вооружений (чтобы американцы не пренебрегали Россией и не теряли интереса к серьезным соглашениям в этой сфере). Так вот, с учетом всего этого было бы вполне возможно и достаточно довести средства, выделяемые на национальную оборону, до 3,5 процента валового внутреннего продукта. В нынешних ценах это означало бы прибавку около 100 млрд. рублей. Это не фантастическая цифра - примерно таковы у нас в минувшем году были сверхплановые доходы бюджета от высоких цен на нефть.

Конечно, можно найти, куда потратить и большую сумму. Но с экономической точки зрения это нереально. Федеральный бюджет в рамках нынешней экономической политики не выдержит. Работая в Комитете по обороне 10 лет, я убедился, что далеко не все финансовые запросы, поступающие к нам, полностью обоснованны.

Напомню, что в бюджете нынешнего года на национальную безопасность планируется потратить 2,7 процента ВВП. Причем эта цифра будет корректироваться: Минфин планирует за счет статьи национальной обороны сэкономить в этом году миллиардов двадцать. Мы же считаем, что экономить на обороне нельзя. И ни в коем случае нельзя экономить на людях, обеспечивающих безопасность государства.


Наиль Гафутулин


Красная звезда, 30 апреля 2003 года
http://www.arbatov.ru/pub.shtml




Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован