26 мая 2008
5935

Алексей Арбузов: `Он любил...`

В 1919 году в Петрограде одиннадцатилетний детдомовец Алеша Арбузов увидел спектакль "Разбойники" по Шиллеру и навсегда "заболел" сценой. Сегодня исполняется сто лет со дня рождения драматурга, который впервые в советском театре заговорил о человеке и человечности. "Театр должен быть простодушен" - для Алексея Арбузова это был не только художественный, но и нравственный принцип. Рассказывают "Новости культуры".

Людмила Петрушевская в своих заметках "Брат Алеша" написала о своем учителе Алексее Арбузове: "Он любил. Любил футбол, консерваторию, бывать на людях, ездить, рассказывать о поездках, кормить родню, терпеть не мог чужого неблагополучия и плохие концы". "Он был таким, я бы сказал, непреодолимым оптимистом. Он верил в хорошее, в хороший исход. Помните, как у Брехта: "Плохой конец заранее отброшен, он должен, должен быть хорошим"", - говорит театровед Борис Поюровский. "Хотелось приобщиться к его счастью. Он счастливый и красивый человек. Он очень красиво и со вкусом прожил свою жизнь", - утверждает художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров.

Красивая жизнь началась с колонии для трудных детей. Если бы на пути тогда еще совсем юного Алеши Арбузова не встретился передвижной театр, неизвестно, как бы все сложилось. Он был актером в Передвижном театре у Гайдебурова, режиссером "живых газет" в Ленинграде, он создал собственную "арбузовскую студию" и, наконец, поставил первую пьесу "Класс" в профессиональном театре. Успех Арбузову принесла комедия "Шестеро любимых", написанная для журнала "Колхозный театр", но по-настоящему знаменитым его сделала пьеса "Таня", поставленная Андреем Лобановым в Театре Революции. Главную роль в этой постановке сыграла Мария Бабанова.

"Действительно, Арбузов, прежде всего, ассоциируется с Марией Ивановной Бабановой, но разве Юлия Борисова, которая сыграла в "Иркутской истории", меньше приобрела от встречи с его драматургией? Конечно, нет. И Лидия Павловна Сухаревская, и Борис Тенин - фактически, это стало их лебединой песней - "Старомодная комедия"", - продолжает Борис Поюровский.

Для многих актеров в Москве и провинции участие в арбузовских спектаклях стало главным событием жизни. Его пьесы ставили и в Советском Союзе, и за рубежом. "Он был одним из самых репертуарных драматургов и подарил Ленкому пьесу "Жестокие игры", - вспоминает Марк Захаров. - Он был человеком, который не забирался в какие-то социальные выси. Он был очень человечным, и все его характеры, они очень просты и человечны". "Арбузов очень хорошо чувствовал актеров. Он знал актеров и умел писать роли на актеров, поэтому у него были особые отношения с театром. Он был очень театральный человек, и я думаю, что он останется не только в истории театра, он останется в здравствующем театре", - убежден Борис Поюровский.

Арбузову оставалось жить всего две недели, он был уже очень болен, когда в Театре Моссовета состоялась премьера спектакля по одной из его пьес. Борис Поюровский позвонил драматургу, чтобы поделиться своими впечатлениями от постановки. Арбузов в этот день чувствовал себя лучше и сам взял трубку. Он сказал: "Я хочу составить свое впечатление и обязательно сам завтра пойду на спектакль". "Это счастье, что человек, уходя из жизни, думал, что завтра он пойдет в театр", - считает Борис Поюровский.


26.05.2008

www.tvkultura.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован