04 сентября 2006
3327

Алексей Балабанов: Груз-200 - это то, что давит на сердце

В кинотеатрах идет фильм "Мне не больно" в постановке Алексея Балабанова, а сам 47-летний режиссер на днях под Выборгом приступил к съемкам новой картины "Груз-200" по собственному сценарию. По заверению продюсера Сергея Сельянова, фильм будет окончен уже в конце года и станет десятой по счету картиной известного питерского режиссера, снявшего такие кинохиты, как "Брат" и "Брат-2", "Про уродов и людей", "Война", "Жмурки"...

- Алексей, что за "Груз-200" лежит на вашем сердце, почему вы решили взяться за этот фильм?

- В основе фильма - любовный треугольник. С одной стороны, традиционный, с другой - странный. Девушка любит десантника, который погибает в Афганистане. А девушку очень сильно любит милиционер. Он не герой мистического триллера, не маньяк, как уже поспешили написать некоторые газеты. Я не хочу делать фильм про маньяка. Человек любит девушку - вот в чем дело. Хочет ей сделать хорошо. Но он другой, у него с девушками не очень получается... Отсюда многие коллизии.

Действие происходит в провинции. Эпоха глубокого застоя, когда все ждут перемен, но ничего не меняется. Мне интересно само настроение, интересно воссоздать ту эпоху. Никакой рекламы: если это магазин, то вывеска "Магазин", если водкой торгуют, написано: "Водка". Многие уже ничего этого не помнят. Как и то, что "Груз-200" - это мертвые в цинковых гробах, что доставлялись из Афганистана. Это то, что давит на сердце. Кино будет радикальное, много жестких сцен. Хочу сделать необычный фильм. Я через раз снимаю: один фильм попсовый, другой непопсовый. Этот, скорее всего, будет не для всех.

- А "Жмурки" был попсовый проект?

- Конечно. Я комедию снимал. Но почему-то не все смеются. Многие продолжают считать "Жмурки" абсолютно серьезным боевиком... В "Грузе-200" все максимально достоверным должно быть. Сейчас все бросились делать сериалы, где о достоверности говорить не приходится. А я хочу сделать некую альтернативу сериалу.

- А вы, небось, сериалы принципиально не смотрите?



- Как раз наоборот - принципиально смотрю. Не все, конечно, и не все серии, естественно. Нет, я их снимать не хочу!




- Зачем же тогда смотрите?



- Для того чтобы понять, что смотрит народ. Смотрю, потому что хочется сделать не так.



- Ваше отношение к годам застоя?



- Ностальгическое. Молодость там прошла. Я тогда ассистентом режиссера работал в Свердловске...




- Нет ли противоречия в том, что вы ностальгируете по времени, где "груз-200" был обычным явлением?



- С 1981 по 1983 год я служил в военно-транспортной авиации. Рядом с десантной дивизией в Витебске. Я с ними летал, был на борту радистом. Честно вам скажу, очень люблю десантников. Многие из них мои друзья, снимались в фильме "Мне не больно". И сейчас будут сниматься, причем в ролях милиционеров. Будет в "Грузе-200" и большая массовка, 200 десантников из 76-й Псковской дивизии.




- Ваши фильмы "Брат" и "Брат-2" постоянно крутят по ТВ, особенно в праздники. Был даже такой эпизод, когда фильм шел параллельно по разным каналам...



- Я об этом впервые слышу. Не могу сказать, что телевизор много смотрю. Если что люблю смотреть, так это футбол.




- Нет у вас желания снять фильм о футболе?



- Нет.




- А как вам, как болельщику и режиссеру, фильм "Гарпастум" Германа-младшего о футболе?



- Неинтересно было смотреть.




- Алексей, за кого вы, кстати, болеете?



- За англичан. Когда они проиграли на чемпионате мира, я, конечно, расстроился. За "Манчестер Юнайтед" болею. Ну и питерский "Зенит" люблю.




- Говорят, футбол - тот же театр. Кто нынче лучший актер в театре на зеленом газоне?



- Нет такого. Мне и Рональдиньо, и Зидан не очень нравятся. Я не считаю, что сегодня есть какой-то футболист, который лучше других. Один матч играет хорошо один футболист, а в следующий раз - другой. Это как в кино: сегодня у актера и режиссера все получилось, назавтра - нет.




- А какое кино вам интересно смотреть?



- Дайте подумать... Больше всего на самом деле мне нравится фильм "Андрей Рублев". Лучше в нашем кино я ничего не видел. Хотя мне и "Сталкер" очень нравится. Но "Андрей Рублев" - нетленка.




- Из новинок нашего кино вы что видели?



- "Бумера" второго. Меньше понравился, чем первый.




- А "9 роту" видели?



- С десантниками ходил смотреть. Им не понравилось. А мне? Это, конечно, нестыдное кино, но я такое не очень люблю. Картина хорошо сделана, но это ведь такой длинный клип. Я с сыном младшим пошел, он долго меня тыкал: "Папа, когда начнут стрелять?", а когда начали, стал тыкать: "Папа, когда кончат стрелять?"




- Чем двое ваших сыновей занимаются?



- Лето, каникулы... Старшего я устроил рабочим на площадку, в экспедиции, заниматься декорациями. Он поработал и сказал, что больше не будет: "Спина болит, и вообще не нравится!" Младший кино интересуется. Но меньше, чем компьютерами. Сыновья уже совсем другие...




- Для них кино уже не будет иметь такого большого значения, как для вашего поколения?



- Нет, конечно. Сознание совсем другое. Они мультфильмы смотрят. Книжек не читают, пишут абсолютно неграмотно.




- А западное кино вы любите?



- Мне ранний Мартин Скорсезе очень нравится, особенно "Таксист". Такое немного любительское кино, странное.




- Правда, что вы со своим продюсером Сергеем Сельяновым не только партнеры, коллеги, но и закадычные друзья?



- Мы же в Москве на курсах вместе учились (в 1990 году Балабанов окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где занимался на экспериментальном курсе "Авторское кино". - М.С.), жили в одном блоке. Считай, с 1987 года знакомы и дружны.




- Помимо работы встречаетесь, выпиваете вместе? Может, на футбол ходите?



- Почти нет. Все по работе. Да мы уже старые: если фильмы не снимаем, по домам сидим, детьми занимаемся.




- Сергей Сельянов в 2006 году стал продюсером столь разных проектов, как фильмы "Бумер-2", "Мне не больно", "Перегон", полнометражного мульфильма "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"... Можно сказать, что Сельянов на данный момент самый успешный российский продюсер?



- На мой взгляд, да. Но он считает, что мог бы продюсировать еще больше хороших проектов. Как ни странно, для этого сегодня не хватает не производственных мощностей, не денег, а - идей! Главная проблема сегодняшнего кинопроизводства - идей нет. Хотя в советское время их тоже было мало. На 150 фильмов, что выпускались в те времена, было 2 - 3 замечательных, еще 10 - 15 - хороших. Все остальное бред. А как сложился миф о советском кино? За 30 лет появилось 100 мощных фильмов. Родилась золотая коллекция, которую бесконечно крутят...




- Далеко не все фильмы Балабанова и Сельянова сразу принимались на ура. По поводу "Брата" было столько споров, "Про уродов и людей" поначалу вообще встретили в штыки...



- Мы с Сергеем иногда вспоминаем премьеру "Про уродов и людей" на "Кинотавре" в 1998 году. Кинофестиваль - не партийное собрание. Кругом коллеги, друзья, знакомые. Тогда не принято было закатывать фуршеты с купеческим размахом, а полагалось просто на пляже накрыть "полянку" на три столика: подходите, кому хочется, выпить и закусить... Мы свое кино, естественно, уже видели, поэтому, представив фильм перед началом сеанса, пошли на "полянку". Ждем, когда после фильма коллеги подтянутся, подойдут, что-то скажут, выпьют за премьеру. Когда все окончилось, смотрим - идут люди, но к нам не поворачивают. Сталкиваемся глазами, в них ужас, коллеги разбегаются. Тут Сельянов говорит: "Друзья, нам, похоже, не светит ничего. Если идти по аналогии с фильмом, нас считают уродами!". В итоге никто к нам не подошел. Никто! Беспрецедентный случай в истории "Кинотавра". Однако мы были счастливы и веселы. Мы-то знали, что фильм получился.



Кстати, в итоге Александр Митта вручил мне спецприз со словами: "Вот это самый крутой режиссер!" А потом мы в Канн с этой картиной поехали. К радости Маковецкого (исполнитель главной роли в фильме. - М.С.). Он, помню, прочитав сценарий, долго чесал репу. Тогда я сказал: "Сережа, я тебе обещаю - на Каннский фестиваль поедешь!" И когда мы туда попали, то вспомнили старый разговор. Он был страшно доволен. А сейчас вот испугался...




- Говорят, не только Маковецкий отказался сниматься в "Грузе-200"...



- Женя Миронов испугался, Кира Пирогов - тоже. Друзья... А я на Миронова специально писал роль милиционера...




- Что же стало причиной отказа?



- Женя сказал, что теперь положительные роли хочет играть - после "Охоты на пиранью" (там Миронов сыграл злодея Прохора. - М.С.). Маковецкий вообще сказал: "Я не советую тебе этот фильм снимать!" Что мне оставалось ответить: "Спасибо за совет!"




- А как же устойчивое мнение, что Балабанову даже самые знаменитые актеры не отказывают?! В "Жмурках" была собрана просто коллекция медийных лиц...



- Оказывается, отказывают! В "Жмурках" принцип был такой: собрать большое количество звезд, пусть даже в эпизодах. В "Грузе-200" другой принцип - звезды совсем необязательны. Из известных актеров там будут Алексей Серебряков, Леонид Громов, Юрий Степанов. А звезды мне, действительно, раньше не отказывали. Не припомню такого. Разве что по занятости. А тут - по принципиальным соображениям!




- Алексей, как далеко простираются ваши творческие планы - на год-два, на пять лет?



- Нет, не так далеко. Закончу "Груз-200", а потом будем думать. Не факт, что я буду еще снимать кино...




- Неужели "Груз-200" может стать вашим десятым и последним фильмом?



- Не знаю. Но все это мне начинает надоедать...




Садчиков Михаил


Trud.ru No 161 за 02.09.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован