10 января 2008
6216

Алексей Гусев, Александр Гусев: Формирование и реализация региональной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности в современной России.

В соответствии с принятой в Рио-де-Жанейро Декларацией по окружающей среде и развитию экологическая проблематика признана в большинстве стран неотъемлемой частью процесса развития.[1] Поэтому в Люцернской декларации министров стран-представителей Европейской экономической комиссии ООН особое значение уделено "формированию организационной инфраструктуры, включая эффективные правовые и административные механизмы, управленческие инфраструктуры, системы подготовки кадров и образования в сфере политики охраны окружающей среды" в процессе проведения в странах с экономикой переходного периода политических и структурных реформ.[2]

Следствием данных реформ предусматривается переход в этих странах на комплексное управление природоохранной деятельностью и обеспечение экологической безопасности промышленных объектов.

Учет требований экологической безопасности предполагалось осуществлять в ходе проведения экономической реформы, включая ценовую политику, приватизацию, бюджетно-налоговую реформу и децентрализацию управления, что и происходит в настоящее время в России.

При создании правовых и организационных механизмов управления деятельностью по созданию эффективной системы экологической безопасности стратегия государственных органов должна учитывать следующие основные подходы и направления:

·формирование целей, политики, планов и программ в сфере экологической безопасности производств;

·реализация необходимых комплексных мероприятий по обеспечению системы экологической безопасности;

·подготовка законодательных предложений;

·разработка инструментов стратегии, политики и управления системой экологической безопасности;

·оценка и учет воздействия на окружающую среду предприятий;

·организация взаимодействия в области окружающей среды различных государственных институтов, ведомств и организаций;

·координация деятельности всех заинтересованных организаций при реализации государственной программы экологической безопасности;

·содействие научным исследованиям в области экологической безопасности, охраны окружающей среды и внедрения экологически чистых технологий;

·экологическое образование и информирование общественности о проблемах в сфере экологической безопасности;

·мониторинг соблюдения условий реализации требований и разрешений экологического риска;

·учет территориальных, демографических и иных особенностей в регионах;

·обеспечение права доступа на территорию любых производств для оценки состояния экологической безопасности;

·разработка и реализация эффективных режимов ответственности за ущерб окружающей среде, усиление действующих режимов и оптимизация порядка их регулирования.

В силу традиций наиболее развитыми и сравнительно давно используемыми инструментами управления в сфере экологической безопасности в России являются административные механизмы.[3] Однако сегодня, в период перехода к рыночной экономике, они приобретают новое содержание, как за счет развития законодательной базы, так и в связи с включением экономического механизма управления и рыночных инструментов.

Типичным примером эффективного механизма управления, традиционно относимых к группе административных, является лицензирование соответствующей производственной деятельности. Помимо обычной административной процедуры выдачи государством разрешений он включает также информационные элементы в части экологической экспертизы и экологического аудита, установление условий платежей и рыночные механизмы управления.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации Министерство природных ресурсов и его территориальные органы осуществляют лицензирование следующих видов деятельности в области экологической безопасности:

·утилизация, складирование, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных), включая также лом и отходы черных и цветных металлов;

·проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита;

·осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения;

·добывание, сбор, продажа, скупка, обмен, пересылка, содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций, биологических объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров.

Кроме того Министерству природных ресурсов РФ даны полномочия по лицензированию недро- и водопользования, а также на:

·разработку проектной документации по расчету нормативов предельно допустимых уровней воздействия на окружающую среду и обоснованию лимитов природопользования;

·проведение инвентаризации источников воздействия на окружающую среду;

·экологический мониторинг в зоне влияния отдельных хозяйственных объектов, включая экологический мониторинг земель;

·экологическое аудирование промышленных, коммунальных и транспортных предприятий;

·проведение оценки воздействия на окружающую среду при подготовке обосновывающей документации на развитие хозяйственной или иной деятельности;

·сервисное обслуживание (эксплуатация, пользование) особо охраняемых природных и рекреационных территорий и объектов;

·учебно-консультационные услуги по обеспечению экологических требований в процессе планирования и ведения хозяйственной деятельности;

·услуги по хранению (содержанию) и обеспечению соответствующих ресурсов растительного и животного происхождения и нетоксичных промышленных отходов, на экспорт или импорт которых имеется лицензия, а также веществ и отходов I класса опасности;

·услуги по хранению (содержанию) и обеспечению соответствующих условий при транспортировке веществ и отходов I класса опасности;

·деятельность по переработке и размещению отходов I и II класса опасности.

Важным направлением государственной политики в сфере экологической безопасности является экологическая сертификация.[4] Система обязательной сертификации по экологическим требованиям вводится с целью обеспечения соблюдения природоохранного законодательства.

Одним из важных факторов обеспечения экологической безопасности страны, защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду проживания является экологическое страхование как механизм формирования денежных фондов или резервов за счет уплачиваемых страхователем страховых взносов для компенсации вероятных потерь и предотвращения загрязнения окружающей среды. Введение в действие экологического страхования в России является особенно актуальным в связи с высокой степенью вероятности аварийного загрязнения окружающей природной среды, низким уровнем капиталовложений в природоохранную сферу и затрат на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов" N116-ФЗ от 21 июля 1997 года введено обязательное страхование ответственности за причинение вреда окружающей природной среде в случае аварии на опасных производственных объектах. Введение экологического страхования позволит возместить по экспертным оценкам экономических институтов до 40% убытков, причиняемых третьим лицам экономическими авариями, вовлекая финансовые средства страховых компаний.

Тем самым, снижая нагрузку на местный и федеральный бюджеты, экологическое страхование может стать источником дополнительного финансирования природоохранных мероприятий из фонда превентивных мероприятий страховщика и путем инвестирования им средств в развитие малоотходных технологий.

Оценка воздействия на окружающую среду - это определение характера и степени опасности всех потенциальных видов, влияния на природную среду предлагаемой к реализации хозяйственной деятельности и оценки экологических, социальных и экономических последствий осуществления проектов деятельности в конкретном регионе. В основу ее методологии положены следующие основные принципы:

Принцип учета региональных особенностей. Он формируется с позиции состояния природной среды и экологической техноемкости территории, перспектив социально-экономического развития региона и социальных интересов всего населения.

Интеграционный принцип. Суть данного принципа заключается во взаимосвязи технических, экологических, социальных и экономических показателей проектируемого хозяйственного решения, а также вариативности возможных решений, обеспечивающих выполнение требований по экологической безопасности.

Принцип обязательности проведения экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта.

В условиях сложной экономической ситуации и нарастающего обострения экологических проблем должны быть осуществлены меры по предотвращению принятия непродуманных решений уже на стадии разработки соответствующей документации.[5]

Государственная экологическая экспертиза осуществляет предупредительный контроль в области экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, следит за соблюдением законодательных и нормативных требований по вопросам технологической безопасности, конструктивной надежности, строительной устойчивости, экологической допустимости и экономической целесообразности и реализации намечаемой деятельности в предплановой, предпроектной и проектной документации.

Государственная экологическая экспертиза является эффективной организационно-правовой формой предупредительного контроля и самостоятельным видом управленческой деятельности.[6] Фактически сегодня она включает в себя три неравнозначных компонента: оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), общественную (ОЭЭ) и государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), которые вместе с экологическим обоснованием (ЭО) и экологическим аудитом (ЭА) представляют собой основные этапы процесса непрерывного учета экологического фактора безопасности и устойчивого развития. Данный процесс называют экологическим сопровождением хозяйственной деятельности, которое должно осуществляться на всех ее стадиях - от возникновения идеи через обоснование и реализацию замысла до реабилитации и достижения приемлемого качества окружающей среды после завершения деятельности в рамках этого замысла.

Цель государственной экспертизы - обеспечение принятия экологически обоснованных хозяйственных и иных решений органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами.

В управлении системой экологической безопасности используются различные методы воздействия.[7] Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.

Особое место в системе экологической безопасности занимают организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятия и реализации решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнения окружающей среды, организацию малоотходных и технологий при использовании природных ресурсов.[8] Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализации управления на основе достижений науки и техники.

Всевозрастающую роль в обеспечении экологической безопасности и рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации управленческих решений. Они основаны на широком использовании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем управления в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие ситуации, анализировать влияние различных проектов и решений на состояние природной среды, вносить коррективы и предложения по предупреждению последствий.

Природоохранный и социально-хозяйственный эффект, достигаемый при оптимальном использовании данных экологической информационно-мониторинговой системы в реализации крупных инвестиционных и национальных проектов, планировании и размещении промышленных, сельскохозяйственных и других объектов, эколого-функциональной регламентации их деятельности, исключающей неблагоприятные социально-хозяйственные последствия, во много раз превысит произведенные затраты. Это позволит минимизировать потенциальный экологический ущерб и сократить расходы на реабилитацию территорий с неблагоприятной экологической обстановкой и обеспечение безопасности населения региона.



Литература.

1.Глобальная экологическая перспектива - 2000 // ЮНЕП. Интердиалект+, М.: - 1999.

2.Горелов А.А. // Экология, М: Юрайт, 2002.

3.Гусев А.А. Проблемы экологической безопасности в Курской области // Доклады Третьей Всероссийской научно-практической конференции "Новое в экологии и безопасности жизнедеятельности". СПб. - 1998.

4.Коротков Э.М. Исследование систем управления. М., Дека, 2000.

5.Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник, изд.2. М.- 2004.

6.Минцберг А., Альстрэнд Б., Лэмпэл Д. Школы стратегий. - С-Пб.: Питер, 2000.

7.Россия и ЕС: общее пространство безопасности. - М.: Пробел - 2000, 2004.

8.Экология, безопасность и охрана окружающей среды // Прогресс. М.- 2002.



10 января 2008 г.
www.jurnal.org
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован