08 ноября 2007
5835

Алексей Гусев: Современные проблемы сохранения окружающей природной среды Европейского Союза.

Современный Европейский Союз (ЕС), состоит из 27 государств. Это единственная из всех ныне существующих групп государств, возникших в процессе региональной экономической и экологической интеграции, которая максимально близко приблизилась к стадии полной интеграции[1].

Состояние окружающей среды в странах Европейского Союза нельзя в настоящее время охарактеризовать однозначно. Например, за последние годы заметно ухудшилось состояние прибрежных экосистем и акваторий, особенно в Южной и Западной Европе, а также в странах Средиземноморья. Стали заметно чище поверхностные воды рек и озер, в два раза сократился объем выбросов двуокиси серы. Однако, несмотря на принимаемые усилия, практически не наблюдается прогресса в поддержании биологического разнообразия, качества подземных вод и сохранения природных территорий, особенно биосферных резерватов и национальных парков. На страны ЕС, по-прежнему, приходится значительная часть выбросов парниковых газов. Несмотря на то, что площади лесов на территории ЕС в 90-е годы XX века увеличились на 10%, почти 60% лесов испытывают серьезные последствия от подкисления почв, загрязнения, засух и лесных пожаров. С 1980 года образование отходов на душу населения в Западной Европе возросло на 35 %. Несмотря на рост эффективности утилизации, более 60 % отходов, по-прежнему, поступают на свалки. В некоторых регионах, особенно в странах Центральной и Восточной Европы, ощущается нехватка чистой питьевой воды, а также существенное загрязнение грунтовых вод нитратами, пестицидами, тяжелыми металлами и углеводородами.

Процессы, происходящие в ЕС, заставляют задуматься над такими сложными теоретическими вопросами, как формирование экологической политики в целях сохранения и восстановления окружающей природной среды Европы[2]. В Конституции вопросам экологической политики Европейского Союза отводится важная роль. Предполагается, что в Проекте Конституции политика ЕС в области окружающей среды должна быть направлена на достижение следующих целей:

·защита и улучшение качества окружающей природной среды;

·охрана здоровья человека;

·разумное и рациональное использование природных ресурсов;

·выработка мер на международном уровне, направленных на решение как региональных, так и общемировых экологических проблем.

Экологическая политика должна учитывать разнообразие методов, подходов и механизмов сохранения окружающей природной среды в разных регионах Европейского Союза. Она должна основываться на принципах предосторожности и превентивных действий, когда ущерб окружающей среде должен предотвращаться, а загрязнитель должен платить. При выработке экологической политики ЕС должны учитываться:

·доступная научная и техническая информация;

·условия окружающей среды в разных регионах ЕС;

·потенциальная выгода и издержки от принимаемых действия или бездействий;

·экономическое и социальное развитие ЕС в целом и сбалансированное развитие его регионов.

Безусловно, европейские законы и программы действий в области окружающей среды должны приниматься после консультаций с Комитетом регионов, экономическим и социальным Комитетом. Страны-члены должны финансировать и применять принятую ЕС политику в области окружающей среды.[3]
Изменение экологической ситуации на территории Европы происходит, прежде всего, под воздействием ряда экономических и правовых факторов. Данные факторы можно сгруппировать следующим образом:

·макроэкономическая политика ЕС, ведущая к экстенсивному использованию природных ресурсов;

·инвестиционная политика ЕС, ориентированная на развитие эксплуатирующих природные ресурсы секторов экономики;

·неэффективная секторальная политика ЕС, особенно в топливно-энергетическом комплексе, в сельском и лесном хозяйстве;

·несовершенная нормативная и законодательная база ЕС;

·отсутствие экологически-сбалансированной долгосрочной стратегии развития ЕС;

Исходя из этого, главной причиной ухудшения состояния окружающей природной среды в странах Европейского Союза является неэффективная ресурсоемкая структура экономика, а также нежелание производителей повышать издержки своих фирм на охрану окружающей природной среды[4].

В связи с этим в ближайшие годы перед ЕС стоят следующие проблемы охраны окружающей природной среды, основными из которых, по нашему мнению, является поддержание биологического разнообразия, сохранение особо охраняемых природных территорий, а также утилизация отходов.

Немалую проблему с точки зрения сохранения окружающей среды представляет и расширение Европейского Союза[5]. На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993 года были одобрены показатели, которых страны-кандидаты должны достичь в обязательном порядке, чтобы преодолеть так называемый "экологический разрыв". Для этого были созданы соответствующие финансовые инструменты, например, в бюджете ЕС предусмотрены средства в сумме 7 млрд. евро на 7 лет, половина которых была предназначены на мероприятия по охране окружающей среды стран ЕС. Значительные финансовые средства выделены также по программам содействия странам Центральной и Восточной Европы (PHARE) и повышения конкурентоспособности сельского хозяйства стран Центральной и Восточной Европы (SAPARD).



Литература.


1.Гусев А.А. Политика Европейского Союза. // Институт сравнительной политологии РАН. М., 2004.- 189 с.

2.Гусев А.А. Политика Европейского Союза. // Институт сравнительной политологии РАН. М., 2004.- 189 с.

3.Гусев А.А., Гусев А.А. Современная экологическая политика. // ИМЭМО РАН, М., 2006. - 205 с.

4.Проект Конституции ЕС. http://www.europa.eu.int/.

5.Расширение Европейского Союза и Россия. // МГИМО. Под ред. Буториной О.В.., Борко Ю.А. М., "Деловая литература". 2006. - 568 с.

6.Using the market for cost-effective environmental policy Market-based instruments in Europe, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006.

[1] Расширение Европейского Союза и Россия. // МГИМО. Под ред. Буториной О.В.., Борко Ю.А. М., "Деловая литература". 2006. - 568 с.

[2] Гусев А.А. Политика Европейского Союза. // Институт сравнительной политологии РАН. М., 2004.- 189 с.

[3] Проект Конституции ЕС. http://www.europa.eu.int/.

[4] Гусев А.А., Гусев А.А. Современная экологическая политика. // ИМЭМО РАН, М., 2006. - 205 с.

[5] Using the market for cost-effective environmental policy Market-based instruments in Europe, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006

08.11.2007
www.jurnal.org
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован