Эксклюзив
Каздым Алексей Аркадьевич
14 сентября 2015
4752

Алексей Каздым: Камни в мифах и легендах славян

Среди разных славянских племен, живших в глухих лесах, среди рек, озёр и болот был весьма распространён культ почитания священных камней.

Особенно это культ был характерен для Белоруссии и Русского Севера. Камни, которым поклонялись люди, часто находятся рядом с остатками языческих святилищ – мест приношения жертв богам и совершения ритуальных служб. Святилища находились под открытым небом, и нередко были круглыми, состоящими из двух концентрических валов, на которых разводились круговые костры. Во внутреннем кругу ставились идолы, и горел жертвенник – «копище» или «капище». Внешний круг, по всей вероятности, предназначался для потребления жертвенной ритуальной пищи и назывался «требищем».

Священными камнями, как правило, были необработанные валуны, часто больших размеров и причудливой формы. Если они располагались на берегу озера, реки или в лесу среди деревьев, священные камни составляли единый обрядовый комплекс со своим природным окружением. Люди приходили к ним со всей округи, молились, купались в местном водоеме, вешали ленточки, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений камней и обливались ею для исцеления от болезней. 

Валун. Подмосковье. Фото автора

В Дмитровском районе Московской области практически до наших дней дошла традиция почитания одного большого камня. Этот валун лежит в болотистой местности, в нескольких шагах от реки Кимерши.

К нему издавна приносили тяжелобольных детей, чтобы пройти с ними ритуал омовения. Камень обливали водой из ручья, потом собирали ее в особую посудинку и омывали ребенка. После этого на него надевали новое белье, а старое развешивали на растущих вокруг деревьях. Считалось, что если ребенку суждено жить, то он совсем скоро пойдет на поправку, а если суждено умереть, то быстро зачахнет.

Почему же именно этот камень был выбран для столь ответственного ритуала? Согласно легенде, именно этот камень, несомый волшебными силами, сам приплыл по реке Кимерше в день Ивана Купалы и выбрал место, где ему лежать.

Другой из священных камней Ярославского Поволжья находится в Берендеевском болоте. Местные жители называют его «Синей» или «Каменной бабой». Еще в начале двадцатого века исключительно женщины приносили к нему ягоды и хлеб. Но после подобного жертвоприношения был риск не только получить милость камня, но и заблудиться. Чтобы этого не произошло, женщины клали перед камнем свои дары, выворачивали наизнанку платье и уходили от него, пятясь.

Существовал и определенный, отдельный от остальных культ почитания «Каменных баб», что было особенно свойственно русским переселенцам в Малороссии.

Каменные бабы представляли собой статуи, похожие на женские тела, которые были оставлены древним населением Причерноморья.

Примером такого служения можно считать традицию, сложившуюся в Екатеринославской губернии. В середине девятнадцатого века жители тех мест во время засухи или эпидемии шли к каменной бабе, клали ей ломоть хлеба на плечо, рассыпали у ног зерна. После преподнесения таких даров люди кланяясь ей в ноги, говорили: «Помилуй нас, бабо, бабусенько, бабусю. Будем кланяться еще ниже, только помоги нам и сохрани нас от беды!».

Существует такая легенда, что когда бабу пытались стащить с кургана, то она сама встала на ноги, поднялась вверх, и крепче прежнего закрепилась на своем месте. 

«Каменная баба». Танаис, Ростовская область. Фото автора

В житии преподобного Иринарха, жившего в семнадцатом веке, рассказывается, что в Переяславле лежал в овраге некий камень, в который, по мнению христиан, вселился демон. Хотя ранее языческие племена считали, что он дает людям здоровья и всячески поклонялись ему. Преподобный, узнав об этом, велел закопать этот камень в яму. Но непокорная громадина год за годом преодолевала толщи земли и снова возникла на своем месте. После чего его попытались утопить в озере, но 40 лет спустя он снова вернулся в родной овраг. Стоит отметить, что голубой валуй, называемый «Синим камнем», и до сих пор там.

Особую группу камней, с которыми связано больше всего славянских легенд, составляют так называемые «следовики». Это валуны с углублениями, которые напоминают отпечаток человеческой ступни. Часто они отличаются слишком большими для обычного человека размерами, что как бы свидетельствует о том, что их оставили великаны, герои, обладающие мистическими способностями, святые и т.д.

В многочисленных легендах отпечатки следов на камнях приписывали Христу, Богородице или святым, таким как Александр Невский, Зосим, Кирилл Белозерский, Александр Ошевенский и др. Хотя иногда эти следы могли принадлежать и нечистой силе. Примером такого камня служат так называемые «Бесовы следки», которые находятся около города Беломорска.

В легендах, связанных с камнями, объяснялось не только то, кто оставил эти следы, но и как и зачем это произошло. Например, близ Каргополя, у одного большого камня на вершине была трещина серповидной формы, в которой скапливалась дождевая вода.

Легенда рассказывает, что Иисус Христос предложил местным жителям провести тут реку, а когда они отказались, наступил в гневе на камень и ударил по нему. Теперь это маленькое озеро считается хранителем святой воды.

Известен и «Девичий камень», огромный валун странной формы, почти полностью погруженный в глину, на берегу Голосового оврага в Москве, в Коломенском, около родника. Считается, что этот камень способен исполнять желания.

Согласно одной из легенд, именно здесь, в верховьях Голосова оврага и произошла битва Георгия Победоносца со Змием.

В борьбе со Змием погиб доблестный конь и камни – его останки, разрубленные хвостом Змия, а родники – следы от его копыт.

Камень почитается с языческих времен, местные жители представляли его божеством, поклонялись и праздновали языческие праздники.

Считалось, что камень обладает целебной силой, лечит все болезни. Лечебной силой обладает и земля из-под камня, которую прикладывают к больному месту. Недужные ложатся на камень головой к жертвеннику, раскинув руки крестом. С южной стороны у камня есть выпуклость – «сердце коня», которое служит жертвенником капища. Туда кладут жертвоприношения и ставят свечи. Под «сердцем» находится углубление – «чаша», где собирается святая, живая вода. По языческому обычаю камень украшают цветами и лоскутками материи. 

«Девичий камень» в Коломенском, Москва (http://hotimdetey.ru/article/sakralnie_mesta/devichiy_kamen/)

«Гусь-камень» в Коломенском, Москва (http://hotimdetey.ru/article/sakralnie_mesta/devichiy_kamen/)

К числу христианских реликвий России относится также камень святого Антония Римлянина, жившего в двенадцатом веке. Он хранится в соборе Рождества Богородицы новгородского Антониева монастыря. Согласно житию, составленному в конце 16 века, святой Антоний родился в Риме. Постригшись в монахи, он поселился на берегу моря и молился стоя на камне. Однажды буря подхватила камень и понесла святого на нем, словно на корабле. Через два дня этот мистический корабль пристал к берегу у Новгорода. С конца же 16 века начинаются свидетельства об исцелениях, которые происходили у священного камня, на котором якобы приплыл Антоний.

Легенды, связанные с камнями – это далеко не все, что отражает их важность и значимость для славян. Славянские предания о создании мира так же не обходятся без участия камней. Например, считается, что земля живая, а горы и камни ее кости, держащие её целостной, как скелет держит человеческое тело.

Так же предания рассказывают о том, что в начале творения мира Сатана нырнул в море и достал со дна камень. Господь разломил его надвое, и одну половину оставил себе, а вторую отдал Сатане. После этого Бог ударил о камень, и из вылетевших искр появились ангелы. Когда то же самое проделал Сатана, из искр появились бесы.

Помимо этого, очень давние корни имеет и мотив происхождения человека от камня.

Например, в былине «Бой Ильи Муромца с сыном»: «Зародился я от сырой земли,/ Я от батюшка всё от камешка,/ От камешка да от горюцаго».

По белорусским же поверьям, мужчина рождается на камешке, а женщина на черепке от битой посуды, поэтому если в земле под супружеской постелью лежит камень, то супруга беременеет мальчиком, а если черепки, то девочкой.

В фольклоре и мифологии славян камень предстает как некая основа, центр мира или некая точка, скрепляющая небо и землю.

В былинах и сказках герои, превращающиеся в камень, или заключенные в него, словно засыпают, и камень уже воспринимается не как какой-то предмет, наделенный определенными свойствами, а как некое состояние покоя.

В фольклоре с камнями также связана тема божественного рока, судьбы. Взять хотя бы всем известный камень, лежащий у начала трех дорог.

Вообще камень занимает центральное место в архаической картине мира, воссоздаваемой в русских и белорусских заговорах. В заговорах известны образы каменной стены до неба, каменной тучи, каменной бабы, и другие сильные образы. Широко используются камни и в славянской народной медицине и охранительной магии.

Да и какую бы религию или мифологию мы ни взяли, какую бы народность ни рассматривали – она неразрывно связана с образом камня. Камень всегда воспринимался людьми, как нечто бескрайне мудрое, идущее сквозь века, как нечто сильное, равнодушное к воздействию огня, воды и ударов, и как нечто бесконечно загадочное, ибо камень неподвижно и безмолвно творит чудеса. 

Менгиры. Хакасия. Фото автора

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован