12 января 2007
249

АЛЕКСЕЙ КРУШЕЛЬНИЦКИЙ: ОДНО ДЕЛО - ДОБИВАТЬСЯ ПУБЛИКАЦИИ В ХОРОШИХ ЖУРНАЛАХ, ДРУГОЕ - ИСКАТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ У НАЧАЛЬСТВА


Конец ушедшего года стал временем реального воплощения нескольких важных шагов по научному реформированию в России. Шагов во многом половинчатых, непоследовательных, не всегда продуманных, но все же шагов в безусловно правильном направлении. В ноябре появился долгожданный обновленный журнальный список ВАКа, в котором наконец-то появились и международные журналы, далеко не все, но большинство. Хотя и тут ВАК не смог обойтись без казуистики (в международных изданиях результаты соискателей "могут быть" опубликованы, а в российских - "должны"), обновление этого списка явно показывает, что наше научное сообщество приходит к осознанию очевидного факта принадлежности к сообществу мировому. Если мы будем от него отгораживаться, будет хуже только нам самим.

Другой, еще более значительный шаг - это вступление в силу приказа по стимулирующим надбавкам, проект которого около восьми (!) месяцев скитался между бюрократами МОН, РАН, Минздравсоцразвития и Минюста. Новая в нашем обиходе аббревиатура "ПРНД" хоть и не слишком ласкает слух, но потихоньку начинает ставить многие вещи и понятия с головы на ноги. При всех своих издержках, ПРНД задает систему координат - что есть хорошо, а что есть плохо. Как ни удивительно, но такую элементарную вещь, как необходимость опубликования полученных научных результатов для максимально широкой международной научной аудитории у нас в России многим надо доказывать! Можно долго говорить о том, почему у нас сложилась такая ситуация, насколько она типична и т.д., но очевидно одно - такое отношение необходимо исправлять, и исправлять как можно быстрее. Смысл ПРНД - именно в этом. Поэтому крайне удивительными, если не сказать больше, выглядят призывы "выбросить трехсторонний приказ в корзину". И в процессе обсуждения системы стимулирующих надбавок, и сейчас (см. недавнее интервью Евгения Онищенко на ScienceRF) многократно говорилось - система стимулирования по формальным показателям в принципе не может претендовать (и не претендует) на установление абсолютной справедливости. Ее смысл в установлении ориентиров, а не в справедливом распределении денег за работу. Поэтому попытки улучшить эту систему за счет более, на чей-то взгляд, справедливых коэффициентов или введения/исключения каких-то параметров, по моему убеждению, в принципе бессмысленны - при любом раскладе хоть сколько-нибудь близкой к идеалу эта система не будет никогда.

Если эта система неидеальна, может быть, тогда от этой системы отказаться вообще? По сути, именно этого и добивался Совет директоров институтов РАН осенью прошедшего года, когда составлял список своих замечаний "на 48 страницах". Основная суть этих замечаний сводится к одному тезису: сколько кому платить решает начальник. (Кстати говоря, особенно показательным было одно из предложений Совета директоров - ввести надбавку за "научно-организационную" работу. Оно очень показательное, поскольку ясно показывает, откуда тут "уши растут".) Нельзя не признать, что в отдельных случаях начальник действительно сможет распределить надбавки более честно. Но, во-первых, есть серьезные причины сомневаться, что такая система будет более справедливой в целом, и, во-вторых, и это самое главное - при этом в корне изменится система критериев. Одно дело - добиваться публикации своих результатов в престижных научных журналах, а другое - добиваться хорошего отношения своего начальника. Я ни в коем случае не хочу сказать, что большинство начальников ждет только подхалимажа со стороны своих подчиненных, но, согласитесь, даже при идеальном начальнике разница в таких подходах более чем очевидна.

Система ПРНД хоть и ненамного, но продвигает нас к той ситауации, когда ключевой фигурой в научных исследованиях будет сам ученый. Когда он отвечает за себя сам, когда он имеет независимость, свободу и ответственность за результаты своего труда. Сейчас же в нашей системе ключевой фигурой является научный администратор, который решает почти все. Совсем неудивительно, что старая система всячески сопротивляется новым принципам организации работы, но отступать тут ни в коем случае нельзя.

И в заключение я хочу поддержать тезис, высказанный Е. Онищенко и не только им, о том, что система формальных показателей должна быть только временной мерой. Очень большой ошибкой будет, если она останется в институтах РАН навсегда. Основой системы распределения ресурсов на научные исследования должна стать полноценная грантовая система и независимая удаленная экспертная оценка, как это есть практически во всем мире. С большим огорчением приходится признать, что здесь пока не сделано абсолютно ничего, дело ограничилось только набором правильных слов в некоторых выступлениях отдельных министерских чиновников. Некоторую надежду вселило выступление Президента РФ в октябре прошлого года на Совете по науке, технологиям и образованию, где он ясно сказал: "Нужны кардинальные изменения в организации экспертиз и распределения грантов, нужна реальная оценка сегодняшнего состояния кадрового потенциала". Но пока эти слова только повисли в воздухе.

http://www.ras.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован