21 августа 2001
2581

Алексей Куприянов: `Темные силы` как субъект преступления

В конце 2000 года судья Московского городского суда Г. рассматривала уголовное дело об убийстве. В начале процесса к ней подошел человек и, представившись "экстрасенсом", заверил, что если она вынесет подсудимому обвинительный приговор, то тяжело заболеет и это дело окажется для нее как для судьи последним.

Судьям, чей стаж исчисляется десятилетиями, угрожать бесполезно - судья Г. не придала серьезного значения словам этого гражданина, которого позже видела в зале суда ежедневно. Сомнений в виновности подсудимого у суда не возникло, и он был осужден. Сразу после окончания процесса судья почувствовала себя плохо, и вскоре у нее развился обширный инсульт, после которого она прекратила работать в суде. Поскольку судья, явившаяся объектом преступного посягательства в данном случае, не придала значения высказанной угрозе, версия о психологической подоплеке ее внезапной болезни отпадает.

Для нас более привычна версия о простом совпадении. Дескать, "после того" не означает "вследствие того". Эта версия хороша тем, что легко позволяет отмахнуться от темы, которая становится актуальней день ото дня. Ущерб здоровью и имуществу наносится при помощи колдовства!

Большое количество данных об этом явлении исключает возможность простых совпадений. Информацией о нем располагают все серьезные исследовательские центры. Мне, как православному христианину, в первую очередь близки источники Русской православной церкви, на которых и будут базироваться суждения автора статьи. Однако справедливости ради следует отметить, что ислам, иудаизм, из христианских конфессий - католичество, ряд других религий трактуют проявления и возможность влияния "темных сил" в материальном мире почти так же, как православие. И одинаково порицают их. "Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрощающий мертвых; ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это" (Ветхий Завет. Втор. 18:10-12)

В некотором смысле то же можно сказать и о религиях, исповедующих многобожие, в том числе о буддизме. Эти совпадения вполне объяснимы, поскольку "темные силы" действительно существуют в природе. Отрицают наличие бесов только конфессии и секты, возникшие относительно недавно - во времена развития "науки и технологий", когда многие и Бога-то потеряли, уверовав в новых идолов "физико-химической" природы.

Кроме того, от материалистического по смыслу термина "экстрасенс" (дословно: "сверхчувствующий" - 1 лат. 0), на мой взгляд, следует отказаться, вернувшись к более традиционному, хотя и непривычному для нашего уха слову "колдун". Есть люди, у которых органы чувств развиты лучше, чем у других людей, но колдуны - это совсем другое. Когда одни лица способны воздействовать на других посредством сверхъестественных нематериальных сил, следует разобраться, что это за силы.

Очевидно, что отошло в прошлое время, когда принцип "отделения церкви от государства" трактовался как провозглашение атеистического государства и запрет для госслужащих на открытое исповедание своей веры. Отделение религиозных объединений от государства, закрепленное в ч.2 ст.14 Конституции РФ, само по себе не может вызывать возражений. Но провозглашение нашего государства "светским" (ч.1 ст.14 Конституции РФ) не дает никаких оснований для того, чтобы органы этого государства в практической деятельности отвергали или не учитывали само существование "сверхъестественных" сил, которые, как известно, делятся на "светлые" и "темные".

При этом, поскольку и те, и другие существуют вполне объективно, нет необходимости связывать их с какой-то конкретной религией. Другое дело, что именно богословы в своей многовековой практике лучше других изучили эти силы, а потому могут оказать неоценимую помощь государству в качестве специалистов. Причем вряд ли кто-либо будет возражать против следующего тезиса: чем древнее Церковь и чем продолжительнее она распространена на той или иной территории, тем более в ней накоплено премудрости, полезной для антиоккультной практики конкретного региона.

Раскрытие обширной темы природы сверхъестественных сил и их взаимодействия в рамках настоящей статьи не представляется возможным. Однако пора, наконец, перестать удивляться тому, что в нашем мире есть ангелы и бесы. Последних и будем называть "темными силами".

Правоохранительные органы больше не могут игнорировать их действие. Можно сказать, что de facto наличие сверхъестественных сил правоприменителями давно признается.

Проиллюстрирую это на одном примере. Практически все рекламные издания печатают объявления магов, колдунов, "целителей, действующих без ведома больного", и прочих. Все услуги платные. Если это сплошь обманщики, то милиция должна ежедневно возбуждать десятки дел о мошенничестве. В противном случае признается, что данная категория "предпринимателей" деньги получает не зря. Получает за "работу". Конечно, среди указанной публики шарлатанов хватает, но и настоящих колдунов достаточно много.

Как действует колдун? Путем специальных манипуляций и заклинаний призывает на помощь "темные силы", которые действительно могут в некоторых случаях "по заказу" выполнить различные поручения колдуна. Классический пример - джинн из лампы Аладдина. Целью подобного "заказа" является причинение вреда третьему лицу, причем вреда материально выраженного: болезнь, смерть, ущерб собственности и т.п.

Иначе говоря, и в наше время путем колдовства наносится ущерб охраняемым законом общественным отношениям, совершаются преступления. А российская правоохранительная система не замечает очевидные факты.

Почему? Только ввиду материалистического миросозерцания своих сотрудников, которым в XX-ХХI вв. пропитана не только вся правоприменительная практика, но зачастую и теория правоохранительной деятельности. Именно поэтому милиция и прокуратура оказались бессильны перед разгулом бесовщины в России.

Итак, очевидно, что в теоретическом плане в указанных случаях имеет место обычное уголовное преступление. Уголовное дело по фактам причинения вреда путем колдовства должно возбуждаться и расследоваться по общим правилам, установленным соответствующим отраслевым законодательством.

Выходит, будем бесов ловить? Нет, это нам не по силам. Привлекать к уголовной ответственности следует самих колдунов и заказчиков преступлений, совершаемых с привлечением "темных сил".

И тут возникает ряд теоретических проблем, к дискуссии о которых я приглашаю читателей и авторов "Российской юстиции". Именно к дискуссии о специфических аспектах рассматриваемой категории преступлений. А вопросов возникает немало.

Бесы - орудие совершения преступления или соучастники? На мой взгляд, более правильно считать "темные силы" исполнителями, так как они обладают свойствами личности. Следуя этому принципу, колдуны могут привлекаться к уголовной ответственности только как соучастники. Человек может подстрекать, пособничать и отчасти организовать преступную деятельность "темных сил".

С другой стороны, мы не считаем дрессированную собаку, которую натравили на человека, субъектом преступления. Возможно, практика пойдет по пути признания "темных сил" орудиями преступления. Кроме того, в гражданско-правовом отношении есть возможность признать субъектов, использующих "темные силы", владельцами "средств повышенной опасности". По всем признакам они подходят для этого.

Наибольшей проблемой в рассматриваемых случаях станет доказательство причинной связи между причиненным ущербом и действиями лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Это непросто. Однако обычные следственные действия: допросы свидетелей и проведение экспертизы - во многих случаях вполне способны обеспечить значительную доказательственную базу, состоящую из качественных и допустимых доказательств. Во всяком случае, достоверность доказательств будет не ниже, чем при доказывании вины при банальных дорожно-транспортных происшествиях: при расследовании последних все также построено на вероятностных методах. Например, теория удара говорит только о вероятных последствиях того или иного столкновения.

Но кое-какие практические меры можно было бы принять уже сегодня. Например, запретить колдовство как деятельность, его рекламу, популяризацию в средствах массовой информации. Предполагая такое развитие событий, колдуны давно стали рядиться в одежды народных целителей и представителей традиционной медицины. В этой связи можно предвидеть опасность того, что в качестве "экспертов" по колдовству будут привлекать самих колдунов и их организации.

Для ограничения деятельности колдунов на первом этапе полезно было бы пошире применять статью о незаконном предпринимательстве (ст.171 УК РФ) и близкие "экономические" статьи. Борьба с колдовством - это защита не только прав пострадавших граждан, но безопасности государства, она никоим образом не нарушает конституционного положения о свободе совести. Казалось бы, поклоняться человек волен кому угодно. Например, есть же люди, которые восхищаются бандитами. Так же и тут. Вот только само поклонение "темным силам", к несчастью, неизбежно выливается в рядовые уголовные преступления. Воистину "По плодам их узнаете их" (Мф. 7:16).

http://a.kupriyanov.info/tssp.html

Статья в журнале Верховного суда "Российская юстиция", N 8, август 2001 г.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован