Лежащие на рельсах
На улице Ленина в самом центре Людинова покоятся шесть грубых гигантских валунов – метра по два в обхвате каждый. Лежат не просто на земле, а на куске железнодорожного полотна: рельсы старые, шпалы изношенные, подкладки, костыли… Ничего особенного. Кроме, впрочем, одного - расположения довольно неуклюжей инсталляции. А именно – на самой «красной» площади райцентра.
Предположение о том, что валуны что-то символизируют, и рельсы, на которых они покоятся, тоже, подтверждается тут же. К валунам приделаны таблички. К самому большому – с именем и датами жизни Никиты Никитича Демидова. К валунам поменьше – еще четыре. Второй валун носит имя Сукремльского чугунолитейного завода, третий – ЛТЗ, четвертый – Людиновского агрегатного, пятый – Людиновского машиностроительного.
На шестом валуне таблички нет. «Уже» нет или «ещё» – неясно. Скорее всего – «ещё», поскольку новая краеугольная опора бывшего Демидовско-Мальцовского промышленного куста о себе уже заявила. Буквально на прошлой неделе, выдав на-гора в присутствии главного закоперщика проекта – губернатора Калужской области Анатолия Артамонова – первый урожай овощей на готовящейся стать крупнейшей в Европе Людиновской теплице. Не исключено, что табличку с названием «Людиновская Особая экономическая зона» (место дислокации огуречно-помидорного рая) вот-вот к шестому валуну приладят.
Однако всё равно с рельсов шестивалунную инсталляцию не уберут. И рельсы с ними заодно – тоже. Потому что с них, с этих рельсов, все тут когда-то и началось. Здесь – в Людинове – их малая родина: на подходе 150-летний юбилей первой русской рельсы, отлитой местными чугуноделами для Николаевской железной дороги. С тех пор всё и покатилось: и в экономике страны пошло-поехало, и в окрестностях рукотворно-промышленного озера Ломпадь многое преобразилось. Где-то в лучшую сторону, где-то – наоборот, а в иные времена, как сейчас, в обе стороны сразу: и в лучшую, и не очень…
Пасынки Моцарта
Район на днях пытался взвесить, что перетянет: плюсы или минусы? Вперёд движение или обратное? Обретения или потери? Отчитывалась исполнительная власть. Пригласили губернатора, членов правительства, местных депутатов и простой народ. Показали лучшее, но и поговорили об остальном. Так сказать, подбили бабки. Свели дебет с кредитом…
В активе – стройка № 1 всей Калужской области. Если кто не видел, как сооружают космодром «Восточный» или что-то подобное по размаху, - далеко ездить не надо. Адрес для интересующихся: деревня Войлово, Людиновский район Калужской области - Особая экономическая зона. До горизонта вздыбленная земля, значительной частью, правда, уже разглаженная и скованная в размер футбольных полей бетонными одеялами, на которые мерно наступают километровой длины стеклянные объемы – огуречно-помидорные теплицы.
Вереницы самосвалов, полчища бульдозеров, шеренги экскаваторов. Сотни мечущихся в строительных спецовках людей. Тысячи квадратных метров одевшего нежные ростки поликарбоната. Десятки тысяч, а может, сотни тысяч этих самых метров остекления – кто считал?.. Обойти невозможно, объехать – мудрено. Мы прорывались на вездеходе. Удалось отчасти - кругом стройка, грязь и прочее. Можно, правда, облететь. Например, на вертолёте, как это сделал две недели назад губернатор. И убедиться: да, такого в Калужской области еще не сооружали. Да и в России, пожалуй, тоже. А если быть до конца откровенными, то и во всей Европе заодно: 100 гектаров под стеклянной крышей, а внутри - 70 тысяч тонн овощей в год!
Анатолий Артамонов под вспышки фотокамер торжественно преломил свежий огурец с руководителями агрокомплекса. В качестве праздничных речей – показатели будущей помидорно-огуречной урожайности (70-80 кг с квадратного метра для томатов и 80-85 кг для огурцов), количество томатов на кисти (6-7), высота стебля (10-12 метров), сорта (есть даже, как именуют их тепличницы, «музыкальные» - «Шопен», «Моцарт» и «Бетховен»), время высева, пасынки и т.д. Но главное – рабочие места: сейчас – 230, через год – 1300.
Что ни говори, а прорывной людиновский проект – главный актив властей по итогам работы за год. Короче, было что предъявить народу на отчете главы администрации Даниила Аганичева в Доме культуры. А именно - новую краеугольную опору в экономическом фундаменте района. Может быть, самого верного кандидата на присвоение имени шестому валуну на городской площади.
Тепловозы и помидоры
Вместе с тем чувствовалось, что прочность четырех прежних людиновских промышленных скреп несколько поубавилась. Об этом калужскому губернатору доложили местные депутаты - с того же филиала завода «Ремпутьмаш» (бывший Людиновский машзавод). Об этом журналистам сообщили работники периодически простаивающего завода «Людиновокабель». Об этом Анатолий Артамоновов, очевидно, знал и сам, довольно раздраженно характеризуя негативные последствия зависимости людиновского промышленного куста от индустриальных монополистов. Тех же железнодорожников, что сначала поставили промышленность земли Людиновской на ноги, а полтора века спустя угрожают низвергнуть ее на колени.
- Достаточно однобоко развивающаяся многие годы экономика района, - вёл непростой разговор, правда, не с заводским, а с депутатским корпусом губернатор, - заставляет вас сегодня испытывать известные трудности. Многое на предприятиях района зависит от того, как будет складываться ситуация в РЖД. Заказы снизились. И что же нам с вами теперь делать? Только одно – диверсифицировать экономику. Перестать упираться в одни лишь тепловозы. Сделать экономику более разноплановой. И нам есть что противопоставить неблагоприятной ситуации. Это - строящаяся у вас особая экономическая зона. Это совершенно новые производства. Новые рабочие места. Новый уровень квалификации. Новые возможности…
Наполнить их содержанием попытался глава администрации района. По словам Даниила Аганичева, в Людиновской ОЭЗ планируется разместить до 18 новых производств. Каких именно - тут уже приоткрывал инвестиционные карты губернатор: глубокой переработки древесины, плюс мясоперерабатывающее, плюс те, о которых говорить, может быть, еще рано, но они, дал понять Анатолий Артамонов, будут наверняка.
Как говорится, когда строят короли, у тачечников будет много работы. А Людиновская ОЭЗ – стройка, безусловно, «королевская». То бишь федерального масштаба, на особом счету, знаковая и т.д. Не только с соответствующим вниманием свыше (даже, как пришлось убедиться, – с вертолёта), но и эксклюзивным финансированием из правительственных программ. Причем в таких масштабах, о которых традиционным людиновским предприятиям приходится только мечтать.
Скажем, один из немногих (если не единственный) набирающий обороты местный завод – Сукремльский чугунолитейный – в ближайшее десятилетие планирует инвестировать 2,5 миллиарда рублей. В Людиновскую ОЭЗ только в этом году вложат 12 – масштабы «королевские». И Людиновский огуречно-помидорный «версаль», очевидно, мыслится тем экономическим бриллиантом, блеск которого должен затмить все экономические и прочие житейские тени, коими за многие десятилетия тяжких заводских хлопот покрылась главная пролетарская слободка региона.
От земного - к возвышенному
На вид, впрочем, она пока таковой и остается: неизбалованные частым посещением дворников истертые башмаками до дыр тротуары городских окраин, качающийся от ветра штакетник вдоль забывших о побелке старых частных домов. Большинство жилищ и общественных заведений перепоясаны бесконечной длины улицей имени великого пролетарского поэта Маяковского. На оной расположен даже храм – во имя преподобного Сергия Радонежского, что уже, впрочем, в Сукремле. Главный же собор – во имя иконы Казанской Божией Матери с колоннами и чудными ярусами внутри – прописан по улице Ленина и претерпевает долгожданное восстановление. В целом же градостроительный ансамбль пролетарского райцентра решительно не укладывается ни в какую архитектурную стилистику. А если и укладывается, то разве что в единственную – выживания и непростого сведения рабочими людьми концов с концами.
Конечно, есть в Людинове и коттеджный блеск на фоне жалких трущоб – как в России без него? И слегка потертый временем советский ампир в самом центре города. Парк, набережная с кораблем – тоже есть. Два храма,как уже было сказано, больницы, школы, магазины, детские сады… Радости обычные, проблемы житейские…
«Какие?» - спросите вы. Да разные. Скажем, на отчете районной власти людей больше всего взволновал вопрос о платежах на общедомовые нужды – шумели в зале по нему изрядно. На втором месте оказалась проблема взимания процентов за оплату услуг водоканала. Объяснили: это все банки виноваты. Переживали также за неважные дороги на селе. Пообещали, но не сразу. Ещё – за совсем неважную дорогу до самого Людинова. Будет, заверил губернатор, но ближе к 2017-му. Сгорела городская баня – и что? На месте пожарища, взял слово глава, планируется культурный центр. Не достраивается новая больница – тоже проблема. Достроят, пообещали из президиума, но опять-таки из-за кризиса придется подождать. Дети учатся во вторую смену – пусть всех, потребовали из зала, переведут в первую. Если это принципиально, озадачилось руководство района, то постараемся. В одном из общежитий не делается ремонт – куда смотрит городская управа? Та в лице мэра тут же вышла на трибуну и объяснила: так половина же его жильцов – должники, да и стекла в подъездах, как только вставили, через неделю разбили. Словом – обычные провинциальные будни…
Торжественная форма отчёта позволила несколько приподняться над ними: и политически, и физически. Во-первых, губернатор указал с трибуны на актуальность предстоящих выборов, рассказал, почему они важны, акцентировал внимание людиновцев на тех вызовах, что стоят сегодня перед страной, разъяснил, как надо правильно на них реагировать. А во-вторых, не зря, как выяснилось, парил накануне над главной стройкой района на вертолёте. Как оказалось, Анатолий Дмитриевич прилетел в тепличный комплекс на винтокрылой машине не только потому, что сильно торопился из Москвы с совещания в правительстве или не уверен был, что проедет по стройплощадке на своей служебной машине, а еще и потому, что прихватил с собой из столицы серьезного инвестора. И таким образом устроил для него невзначай смотрины будущей главной достопримечательности земли Калужской - Людиновской ОЭЗ. Так сказать, во всей красе - с высоты птичьего полета. Внизу простиралась внушительная стройка. Закладывался фундамент под очередной поликарбонатный дворец для огурцов. А заодно – и шестая, будем надеяться, краеугольная опора для экономики трудолюбивого района.
Алексей Мельников, Калуга.