Эксклюзив
27 ноября 2008
28192

Алексей Подберезкин: Эффективная элита, образование и наука

Это в частности означает, например, что высшее образование должно стать не только общедоступным, но и всеобщим, а процесс переподготовки кадров - постоянным. В этой связи встает принципиальный вопрос о том, что гражданин, занятый в государственном или местном управлении должен:

- во-первых, иметь хорошее образование;

- во-вторых, регулярно проходить переподготовку, периодичность которой не должна превышать 3-5 лет;

- в-третьих, - и это может показаться спорным, иметь навыки научной, исследовательской работы.

Переподготовка кадров для новой экономики и нового общества предъявляет качественно новые требования к ВУЗам и всей системе подготовки и переподготовки кадров, которая должна стать фактически непрерывной. Глобализация образования, рост его стоимости (для сравнения: в США - 22-24 тыс. долл., а в России 1-2 тыс. долл. на одного студента), информатизация, которая в том числе делает общедоступными любые учебные курсы и практически любых преподавателей, рост численности студентов, который превратил высшее образование практически во всеобщее и другие факторы, делают образование самой динамичной развивающейся отраслью экономики.

Другая сторона проблемы - растущая связь образования и науки, когда доля НИР и НИОКР в структуре доходов ведущих университетов превышает 25%. Более того, сегодня говорить о качественном образовании без научного опыта становится бессмысленно. Знания "чистых" преподавателей, не занимающихся научной деятельностью, стремительно устаревают и уже не соответствуют требованиям.

В России пока что наблюдается другая тенденция: реформы нередко дают обратный результат. Как справедливо отмечает ректор Российской экономической школы С.Гуриев: "Все количественные показатели уровня исследований (такие как публикации в международных журналах, индексы цитируемости и т.д.) за последние 15 лет существенно ухудшились. При этом надо иметь в виду, что показатели качества исследований очень инерционны: в их общем весе доля достижений советской науки все еще очень велика, так что на самом деле ситуация может быть еще хуже. С другой стороны, как указывают сами академики, в расчете на доллар потраченных средств российская наука, наверное, самая эффективная в мире. Годовой бюджет РАН примерно равен годовому бюджету хорошего, но небольшого американского университета (с 1000 преподавателей и 6000 студентов). При этом в РАН работает примерно 100 000 человек (из которых около половины научные работники), поэтому вообще удивительно, как РАН удается производить хоть какие-нибудь конкурентоспособные исследования" .

Наконец, особое значение приобретают такие аспекты образования и профессиональной подготовки, которые прежде лишь косвенно, частично относились к подготовке кадров, а именно: духовно-нравственное воспитание всего общества, усиление этой гуманитарной составляющей во всех областях знаний и образования. Как справедливо заметил в январе 2008 года митрополит Климент: "Церковь, "беспокоит содержание и качество духовно-нравственной составляющей" таких дисциплин, как история, литература и русский язык. "Считаю, что наши специалисты в этой области должны привлекаться более активно" , - призвал иерарх".

Это вытекает из объективных закономерностей нового этапа развития человеческого общества, который на глазах трансформируется из информационно-технологического этапа. На этом отрезке развития уже не только технологии, но и нравственно-духовные и культурные факторы будут в решающей степени определять темпы развития общества и, как следствие, экономики.

Отставая в 90-ые годы на технологическом этапе, Россия не имеет права не учитывать эти новые факторы, которые в 2010-2020 годы будут определять темпы развития общества, экономики и качество человеческого потенциала.

Из приведенного примера много видно. Главное, - что масштаб финансирования (а, значит, и приоритеты) российской науки и образования все еще абсолютно несопоставимы с требованием времени. И как бы ни совершенствовалось ее управление, какие бы инновации ни предлагались, от этого вывода уйти нельзя. В период, когда будущее наций определяется их вниманием к фундаментальной науке и НИОКР, требуется принципиально изменить ситуацию с материальным обеспечением научных исследований. Принципиально это значит в десятки раз увеличить нынешние объемы финансирования. Причем, речь идет не только о фундаментальной науке, а о сознательной политике государства по созданию "креативного класса".

Но материальная составляющая не является единственным инструментом для решения проблемы подготовки кадров. Огромное значение имеет консолидация нации, сознательное патриотическое воспитание граждан. "Большой скачок" - это национальная мобилизация, которая невозможна без сознательного воспитания чувства патриотизма, которое является огромным и еще малоиспользуемым резервом нации. Так, по оценке социологов, почти 80% граждан страны считают себя патриотами .




Тем более, что масштабы задач развития требуют, чтобы решение их непосредственными исполнителями - гражданами страны - происходило не только на высоко профессиональном и нравственном уровне, но и с помощью общенациональной мобилизации воли большинства граждан. Напомню в этой связи, что производительность труда в России в 2008 году была в 4,2 раза ниже, чем в США, энергоемкость - в 2,4 раза выше, а экологичность в 2,3 раза ниже. При том, что разрыв в 2 раза считается критическим .


 

Совершить "рывок" компенсирующий десятилетие отставания, без мобилизации, патриотизма невозможно.

 


Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор

www.viperson.ru

27.11.2008

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован