Русский путь: сделай шаг!

Main image bdf9e8f8d56ddaced6de50325917090b

Русский путь: сделай шаг!

1998 г.

Предисловие

Книга депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Центрального Совета Всероссийского общественно-политического движения Духовное наследие посвящена проблемам формирования государственно-патриотической идеологии и становления Русской Идеи. В ней делается попытка определить тот путь, по которому должна пойти Россия в XXIвек, подтолкнуть наиболее активную часть нации духовно преодолеть психологическую усталость, выйти из оцепенения и сделать первый шаг на этом пути. Мы предлагаем читателям новый, переработанный с учетом меняющейся политической ситуации, вариант книги. Но дело не только в том, что некоторые принципиальные положения данной работы необходимо было проиллюстрировать свежими примерами. Книга была быстро раскуплена, и мы получили много откликов. Оказалось, что потенциальная аудитория читателей гораздо больше, чем мы ожидали. Именно тем, кого интересует живая поли-тическая мысль, нестереотипное восприятие действительности (все уже привыкли делить русских на правых и левых, на белых и красных), и предназначается новое издание. Кроме того, активисты Движения, все те, кто интересуется нашей деятельностью, неоднократно обращались в Центральный Совет с просьбой подробнее остановиться на тех или иных вопросах. Надеюсь, что я смог, хотя бы отчасти, ответить на них. Как же нам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода! А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. Ев. от Марка МОЖНО ЛИ НАЛИТЬ НОВОЕ ВИНО В СТАРЫЕ МЕХИ? (ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ) Главный удар, нанесенный сегодняшней России, это удар по чувству национального самосознания народа. Этому удару предшествовал мировоззренческий шок, потеря ценностных ориентиров, разруха в головах Поэтому сейчас, когда мы говорим о предотвращении экономического хаоса, мы должны ясно понимать: не преодолев этого мировоззренческого шока, мы не решим ни одну проблему ни экономическую, ни финансовую, ни социальную, ни демографическую. Страна и общество находятся в такой же ситуации, как и в конце XIXвека: перед нами проблема ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ, тогда выбирать приходилось между традиционной формой (монархией), западной (либерализмом) и третьим путем (социал-демократией). Сейчас выбирать приходится между чисто рыночной экономикой (окончательно дискредитировавшей себя летом-осенью 1998 г.), социалистической и государственно-капиталистической. (При том, что остаются еще и сторонники-маргиналы: монархисты, ортодоксы-коммунисты, анархисты и пр. пр.) По какому пути, в конечном счете, пойдет Россия, станет известно уже в обозримом будущем, может быть, в самые ближайшие годы. Будет ли это в той или иной форме возврат к советскому коммунизму, эволюция в цивилизованную демократию или иной путь? Все зависит от ситуации в стране и общественных настроений (может быть, до конца еще не сформулированных, даже не осознанных), и от носителей этих настроений в среде интеллигенции, которые нарождаются в России в конце последнего десятилетия XX в. К сожалению, только нарождаются. Состояние общественного сознания в России в 90-е годы, на мой взгляд, лучше всего характеризуют слова американского психиатра Д.Гомбурга: Для науки составляет загадку не постоянно растущее число людей с психическими заболеваниями, а то, что есть еще люди, сохранившие здравый смысл. Это подтвердилось и осенью 1998 г., когда значительные социальные слои общества вновь испытали мировоззренческий и экономический шок, потеряв остатки доверия к власти, свои накопления, а главное перспективу на стабильность в обществе. Медицинская тема, кстати, требует отдельного разговора. На мой взгляд, совершенно незаслуженно, умалчиваемая. Будущие исследователи объяснят потомкам, сколько невменяемых пришло во власть в наши годы, как в действительности сказался развал советской психиатрии и наркологии на обществе, каким образом стрессы повлияли на людей, насколько сильны оказались политические и социальные последствия алкоголизма и наркомании. Не могу забыть, как в бурные 19901991гг., в том числе и в решающие для судьбы страны дни, многие решения принимались в состоянии похмельного синдрома и стресса, в котором находились некоторые политики. Лично я никогда не забуду и то, как тысячи, миллионы людей смотрели в течение часов на расстрел собственного парламента по телевизору, более того, приходили понаблюдать воочию! А чего стоил массовый психоз и шок от финансового краха августа 1998года? Выбор пути, по которому пойдет страна, происходит на фоне резкого ухудшения международных условий существования России. Стремительно растет потенциал и влияние крупнейших западных государств, а соответственно и зависимости от них России. Когда мы раньше писали и говорили о продовольственной безопасности страны, эта проблема казалась теоретической. Преобладала прагматически-либеральная точка зрения уж, колбасы-то мы всегда купим на Западе, а свое производство заведомо ни к чему: и убыточно, и неэффективно, и... Но вот случилась осень 1998г., и проблема теоретическая сразу же, в один день, стала сугубо практической. И меры по обеспечению продовольственной безопасности вдруг стали реальностью: Калининградская область, Красноярский край, другие регионы мгновенно, за несколько дней, от теории перешли к практике. И все это, напомню, происходит на фоне усиления США, их стремления к силовым действиям. Соединенные Штаты, используя все плюсы созданной ими системы международных политических и финансовых отношений, демонстрируют фантастические результаты американского образа жизни, преимущества социальной и политической системы. В ежегодном послании президента США конгрессу страны есть, например, такие строки: Благодаря огромной работе и целеустремленности американского народа, мы сейчас живем в благоприятное для Америки время. Создано более 14 миллионов новых рабочих мест, уровень безработицы является самым низким за последние 24 года, темпы инфляции самые низкие за последние 30 лет, растут доходы, и никогда прежде у нас не было так много людей, имеющих собственные дома. На протяжении пяти лет подряд понижается преступность, и уровень ее сейчас рекордно низок, а число людей, живущих на социальные пособия, является самым низким за последние 27лет. Наше мировое лидерство бесспорно. Дамы и господа, положение нашего государства является самым прочным (курсив наш. А.П.). А какое будущее у России? Каков ее выбор? По какому Пути она пойдет? Сегодня этот выбор происходит и на фоне принципиальной нерешенности острейших социальных проблем. Практика государства свидетельствует, что политика власти посткоммунистической России направлена против интересов абсолютного большинства граждан и не может быть ими поддержана. Никакие призывы к социальному миру и обещания лучшей жизни положения не изменят. Продолжение подобной политики неизбежно приведет Россию к социальному взрыву. Вопрос в том, в какую сторону он будет направлен? Что произойдет потом? Кто его возглавит? Нельзя в условиях кризиса всей страны одной части граждан демонстративно объедаться, а другой умирать от голода. В такой ситуации высока степень ответственности тех, кто формирует или влияет на общественное мнение, определяет в конечном счете будущий вектор развития страны. Речь идет о широчайших слоях интеллигенции (от художников, инженеров до обществоведов), которые сегодня находятся в явном анабиозе. Нынешнее российское общество демонстрирует фантастическую аполитичность, безверие и безволие. Оно не готово и не хочет верить ни политикам, ни ученым вообще никому. Для этого у него есть все основания: в последние годы в особенности оно ежедневно сталкивалось с обманом и цинизмом властей, оппозиции, так называемых общественных деятелей, которые все вместе демонстрировали чудеса конформизма, беспринципности и приспособленчества. И эта болезнь безверия привела к тому, что каждый, оказавшись один на один с тяготами эпохи перемен, был вынужден рассчитывать на себя, приспосабливаться к новым реалиям с единственной целью выжить. Выжить самому и помочь выжить близким. Любой ценой, любым способом. Все может быть оправдано. Но забывают, что замыкаясь на своих жизненных, казалось бы первоочередных, житейских проблемах, отдельный человек не решит проблемы собственного выживания. Тем более русский человек, который, как в прошлом, так и в наши дни, не может сконцентрироваться на одних только материальных проблемах, оставив в стороне проблемы духовности и нравственности. И кризис осени 1998 г., похоже, продемонстрировал, что отсидеться в стороне не удастся никому. Прозрение неизбежно, как неизбежен и возврат к подлинным ценностям. Оно уже наступает. Может быть, слишком медленно, но люди начинают очухиваться после тяжелого реформационного похмелья. И очень важно вовремя уловить эту тенденцию, чтобы подтолкнуть наиболее активную часть нации к самостоятельному поиску истины. Если этого не сделать вовремя, то в очередной раз очередные идеологи сверху или из-за бугра подкинут нам свою систему ценностей, навяжут ее через СМИ и другие каналы общественному сознанию. И пока народ будет разбираться в очередной ахинее что-нибудь опять разделят, приватизируют, продадут, сожгут, расстреляют, разворуют. К сожалению, справедливость этих слов доказывала не раз практика последних лет. Это уже потом расстрелы на стадионе, Потом уже танковых орудий залп, А перед этим, и это надо помнить, Был Бетховенский зал. В последнее время часть граждан, сумевшая так или иначе адаптироваться к хаосу, начинает задумываться о том, Как жить дальше? Именно этой части общества и адресована прежде всего данная работа. Повторяюсь, не тем, кто уже все для себя решил (а такие есть и слева, и справа), а тем, кто ищет и не боится признать, что пока не нашел ответов на многие вопросы. Не нашел ответов на целый ряд вопросов и автор, который тоже находится в поиске и отнюдь не претендует на то, что высказанные здесь суждения истина. Некоторые размышления не раз публиковались в последние годы в изданиях Духовного наследия. Поэтому эта небольшая работа предназначена и для тех читателей, кто либо совсем не был знаком с изданиями РАУ-Корпорации и движения Духовное наследие, либо имел возможность ознакомиться лишь с некоторыми из них. Книга откровенно не причесана, незакончена и предоставляет возможность читателю самому додумать и предложить свой вариант завершения той или иной мысли, помня слова мудрого араба: Ты должен мысль от лучшего беречь: При полировке тает лучший меч. Это делается также и с умыслом: я убежден, что необходимо всячески поощрять и стимулировать процесс самосознания, идущий в обществе, из чего естественным образом вызреет Идея, необходимая сегодня русскому народу. Та самая национальная идея, дискуссию о которой мы в Духовном наследии пытались инициировать многие годы. В значительной степени нам это удалось: никто сегодня не станет отрицать, что дискуссия о русской идее, т.е. о том, куда мы идем и что нам нужно делать, это, пожалуй, единственная полноценная дискуссия в общенациональном масштабе за последнее десятилетие. И сколько бы на этот счет ни ерничали, я остаюсь при твердом убеждении: плохое исполнение замысла отнюдь не означает, что сам замысел плох. Это как в спорте. Рекорд может быть по-лучен, если вслед за одной попыткой следует другая, еще одна... В этой работе, кстати, я попытался использовать бытовые наблюдения, фольклор, частушки и т.д. На мой взгляд, они хорошо отражают настроение времени. Иногда один анекдот дает более ясное представление о проблеме, чем аналитическая статья. Иногда одно стихотворение позволяет понять гораздо больше о настроениях в обществе, чем солидная монография. Вот, например, частушка времен Ивана IV: Я царя спросила: Вань! На хрена ты взял Казань? А он мне: Да ладно, мать! Не назад же отдавать! Думаю, что взыскательный читатель не осудит меня за попытку оживить политологические рассуждения некоторыми нетрадиционными способами, лучше иллюстрирующими эти мысли. Кроме того, я попытался проиллюстрировать ход рассуждений мыслями неглупых, а иногда и мудрых людей, тех, кто и создает сегодня общественное мнение, влияет на формирование безусловно нового вектора развития России. Сегодня стало окончательно ясно, что для большинства наших сограждан старая, ортодоксальная коммунистическая идеология умерла, а западно-либеральная как ни старались ее апологеты не прижилась. И обществу в целом, и политическим лидерам, в т.ч. и лидерам оппозиции надо сказать наконец-то об этом ясно, внятно и громко, как, впрочем, и об ошибках и о недопустимости их повторения в будущем. Признать заблуждения, ошибки вольные и невольные, не упорствовать в своих заблуждениях далее. И не только ради покаяния покаяние будет всегда (Завтра придется каяться за сегодняшние ошибки). Это нужно сделать, чтобы отсечь бесперспективные, тупиковые пути развития для нации и Государства: марксизм-ленинизм образца 30-х 50-х годов и безудержный либерализм американизированного толка. Не думаю также, что модный сегодня традиционализм во всех его формах монархический, православный и т.д. также имеет перспективу в чистом виде. Похоже, что реанимацией этих измов занимаются политики исключительно в целях привлечения общественного внимания, несмотря на то, что ВСЕ ЭТО ОТЖИЛО СВОЕ. Попытки реанимации старого, впрочем, как и искусственного пересаживания на русскую почву западнических идей, обречены на провал. Напомню в этой связи слова из Евангелия: Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые (Ев.отМарка). Нужно отбросить прежние стереотипы и догмы, решиться переосмыслить новую ситуацию. Однако, у многих политических деятелей не хватает на это решимости. К сожалению, до сих пор оппозицией этого сделано также не было: все говорится в полутонах, иносказательно, с оговорками, как будто через силу. А ведь на прошлом давно пора поставить жирную точку хотя бы потому, что на очереди следующий этап развития общества. Назрела необходимость в новой, современной идеологии для Нации, и нужны новые ее носители, не отягощенные инерцией мышления, ошибками прошлого и самоуверенностью в своей правоте. Хватит с нас трибунов, легко возбуждаемых любой ситуацией. Хватит с нас и тех уперто-принципиальных, возомнивших себя лидерами, которые регулярно выставляют оппозицию на посмешище своими глупыми заявлениями, делают из нас шутов гороховых. Сегодня они уже являют собой прошлое. А их странная любовь к трудностям уже сама по себе вызывает только иронию потому, что там, где такие лидеры, трудно всегда. За последнее десятилетие мы немало наслушались всякого рода безапелляционных заявлений и суждений. С конца 80-х годов нас захлестнула волна некомпетентности и вседозволенности, которая отсекла думающих людей от реальной политики. Причина проста: умный, интеллигентный человек не рвется в первые шеренги, не расталкивает соседей, не лезет к микрофонам уже в силу того, что он воспитанный, вежливый. Соответственно тот, кто прорывается лишен этих качеств. Именно поэтому на гребне волны оказалась демократическая пена выскочек, из которых мало кто прошел испытание временем и был обречен исчезнуть навсегда. Все это пишется потому, что в последние годы неизмеримо и неоправданно выросла роль отдельных личностей, которые при неспособности к государственной деятельности, к тому же в условиях не сложившейся общественно-политической системы, стали играть абсолютно неприемлемую по важности для Государства роль. Добавлю: не неся при этом никакой ответственности. Никто из них (тех, кто любят себя называть камикадзе): ни Е.Гайдар, ни Г.Бурбулис, ни А.Собчак, ни Б.Немцов, ни другие, отнюдь не стали камикадзе. Наоборот, в их материальном благополучии после пребывания у власти сомневаться не приходится. Сейчас нужны политики, которые смогут решать ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ задачи, а отнюдь не проблемы собственно внутриполитических выяснений отношений и борьбы за лидерство. Главное состоит в том, что кризис сегодняшней России достиг апогея, когда в ближайшие месяцы наиболее остро встанут такие вопросы, как сохранение единого экономического пространства на территории бывшего СССР (либо переход его под фактический контроль Запада, прежде всего США), сохранение территориальной целостности самой России, сохранение ею своего суверенитета и независимости. История с развалом СССР может повториться в еще худшем варианте и с Россией. И опять хочется сослаться на вечную книгу, как, впрочем, и на вечное игнорирование ее опыта политическими недоумками: Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот... (Ев. от Марка). Одной из попыток повлиять на формирование нового мировоззрения и поиск ее носителей и является эта работа. Она предназначена для тех граждан, которые пока еще читают и думают, а не только участвуют в борьбе за сиюминутные цели, для тех политиков и политологов, которые читают и слушают не только самих себя. Для тех кто ищет не ради разоблачений и самоудовлетворения, а ради новых идей и людей. Такой поиск сегодня, в период высочайшей социальной апатии, иногда требует и высокого пафоса, огромного эмоционального накала, свойственного, может быть, не только науке, но и поэзии. Как, например, сказано у поэта С.Каргашина: Я русский! Спасибо, Господи! Я поле. Бабушкин крест. Я избы Рязанской области. Я синь подпирающий лес. Я русский! По самое горлышко. Во веки веков. Насквозь. Я лебедя бело перышко. Я воина павшего кость. В сегодняшней склоке и подлости Всем бедам хриплю назло: Я русский! Спасибо, Господи! Другого мне не дано. Осознать себя русским, вернуть достоинство, избавиться от страха вот те задачи, которые необходимо решать сегодня, чтобы спасти Нацию, ее будущее. За последнее время проявилось несколько существенных тенденций, которые необходимо переосмыслить по-новому. Во-первых, это нарастающее равнодушие и неверие, которые выразились в том числе и в чрезвычайно низкой избирательной активности кампаний 1997 г.: в стране приходит голосовать, как правило, не более четверти населения. Это говорит о полном разочаровании во власти вообще, в т.ч. и в политических партиях и лидерах. Сейчас идея демократии поставлена под вопрос. Люди не верят не только во власть, но и в то, что сами они способны что-либо изменить с помощью выборов. Отсюда, в свою очередь, и привлекательность традиционного авторитарного лидера не столь важно, хозяйственник он, или военный. Во-вторых, наличие стремления любыми способами адаптироваться к хаосу, выжить, прокормить близких. Люди замыкаются в узких коллективах, корпорациях, способных смягчить удары. Ставится под сомнение идея Нации и Государства, ибо сегодня в таких узких сообществах, а не в рамках государства, решаются все жизненно важные вопросы. А значит зачем Государство? Имея счет в зарубежном банке, можно использовать эту страну и этот народ для заработков, а ту для жизни, будущего. В-третьих, все это в действительности означает молчаливую поддержку власти большинством народа. Не следует питать иллюзий: безразличие, аполитичность, неверие, отсутствие воли это на самом деле поддержка власти, согласие жить малыми радостями. В-четвертых, кризис политических идей и людей, охвативший не только властную структуру, но и оппозицию. Одни и те же люди, одни и те же идеи и в правительстве, и в оппозиции. Наконец, в-пятых, и этого нельзя не видеть, нарастает потребность в достижении политиками практических результатов. Феномены Ю.Лужкова, Д.Аяцкова, А.Тулеева, получивших на выборах по 90% голосов, говорят о том, что эти настроения выстраиваются в некую политическую тенденцию. Что же касается правых и левых, то они остались прежними. Их объединяет нежелание серьезно и глубоко думать и предлагать что-то новое. Только у левых имеет место повторение (часто неправильное) заученных когда-то догматов, которые и критикой-то можно назвать с великой натяжкой (таковы ритуальные причитания Р.Косолапова, Т.Астраханкиной и Т.Авалиани, явно ставшие уже неинтересными даже собственным сторонникам). У правых же дают о себе знать все новые попытки что-то скомпилировать, претендуя на очередной критический анализ. Но во всей этой так называемой критике есть и серьезное звено, которым я дорожу. Именно благодаря неадекватной реакции Т.Астраханкиной, ведь я крайне резко писал в оппозиционной печати, наши идеи стали обсуждаться в партийных кругах. Именно благодаря таким компиляторам, как С.Кортунов, его читатель поневоле начинает в очередной раз принюхиваться, куда подует ветер. В этой связи напомню, что когда кардиналу Ришелье плохо говорили о ком-нибудь, он требовал представить ему этого человека. Коль столько злого говорят о нем при дворе, следовательно, в нем есть несомненные достоинства, такова была логика, которой он следовал. Эта книга написана с уважением к тем читателям, которые хотят вместе со мной подумать и сделать следующий шаг по Русскому пути, ибо главное сейчас захотеть сделать шаг. И вот тут-то и возникает главная проблема захотеть сделать такой шаг. Захотеть трудно до тех пор, пока не прочувствуешь необходимость этого шага, более того его неизбежность. На это могут подвигнуть либо крайние обстоятельства (финансовый кризис, война и т.д.), либо логика мыслей и поступков самого человека. Здесь многое зависит и от лидеров. И не суть важно, кем является этот лидер политиком, ученым, художником. Важно, чтобы он смог разбудить дремлющее сознание, совесть, принципы, которые есть в каждом человеке. Тем более, если он русский. Просыпающееся сознание неизбежно ставит вопрос о том, что может изменить один человек. Сегодня, к сожалению, господствует мнение о том, что один человек ничего сделать не в состоянии. Я уверен человек может сделать очень и очень многое, если сам захочет и поверит в то, что в силах многое изменить. Но для этого нужны Вера и Воля, которые сами по себе не появляются, они воспитываются. Очень примечательно в этой связи наблюдение профессора Ванкуверского университета А.Баттлера: Находясь здесь, я перестал удивляться тому, что случилось с Россией. Нечего пенять на американцев, нечего пенять на Горбачева, нечего пенять на Ельцина. Вынужден признать: сам русский народ, его терпимость, православность, массовая политическая безграмотность, покорность, смиренность, дряблость воли привели к тому, что он сейчас имеет. А имеет он сейчас безвластие, бездержавие и нищету. Да еще Чечню. И так будет продолжаться до тех пор, пока он не активизирует свои другие качества, которые все еще дремлют в его генах. Это смелость и ярость духа, бойцовский порыв и бесстрашие, стремление к свободе и равенству, это ненависть к тиранам. В конце концов наступит время, когда нужно... сделать шаг. Не задерживайся ни в раздумьях, ни в принятии решения слишком долго. Не сомневайся и не ищи идеального Пути его нет. Есть твой Путь, который ты должен успеть пройти. И только. За тебя никто этого не сделает ни Бог, ни герой, а тем более царь или КПСС. Или, как сказал О.Бальзак: Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. Идти, несмотря ни на что, безусловно веря, что дойдешь. И, все-таки, главное... сделать первый шаг. Главное сейчас выйти из оцепенения, духовно преодолеть психологическую усталость и безверие в правоту общего дела. Принять решение. Поверить. Утвердиться в Вере. Сделать шаг.

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован