16 сентября 2007
1299

Алексей Прохожев, доктор экономических наук, заведующий кафедрой национальной безопасности РАГС: Зачем надо ломиться в открытую дверь

Принятый более десяти лет назад закон о безопасности уже не отвечает современным реалиям. Все возрастающее число угроз требует более высокого уровня правового регулирования организации национальной безопасности страны. Решить эту проблему можно только путем принятия нового федерального закона. Такой закон должен учитывать не только отечественный, но и зарубежный опыт укрепления национальной безопасности.

Говорить об актуальности проблем обеспечения национальной безопасности - все равно что ломиться в открытую дверь. Как ни странно, делать это надо. Ибо нерешенных проблем в этой жизненно важной сфере, пожалуй, больше, чем решенных. Всякая, даже мало-мальски общественно полезная деятельность должна опираться на прочную правовую базу. С учетом значимости национальной безопасности для нее необходима суперпрочная правовая база. Но, увы, пока таковой нет. Действующий Закон РФ "О безопасности" принят в 1992 г. Хотя в нем сформулированы правильные принципы, время явно требует новых подходов к решению проблем безопасности. Соответствующее законодательство, с одной стороны, должно отражать Концепцию национальной безопасности Российской Федерации 2000 г., практику ее реализации, новые возможности государства, с другой - учитывать опыт по обеспечению национальной безопасности иных стран.

Целесообразность преобразования содержащихся в Концепции национальной безопасности идей, взглядов и положений в правовые нормы обусловлена тем, что только с помощью общеобязательных нормативных предписаний государство может реально управлять деятельностью по обеспечению национальной безопасности. Только путем принятия закона можно объединить усилия органов государственной власти Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан по созданию условий для безопасной жизни. Таким законом мог бы стать Федеральный закон "О национальной безопасности Российской Федерации". Этот закон видится как основа формирования единой дееспособной системы правового регулирования всего спектра общественных отношений, складывающихся в сфере безопасности. Чем быстрее компетентные органы внесут его на рассмотрение Государственной думы, тем лучше будет для страны.

Хотелось бы, чтобы разработчики проекта Федерального закона "О национальной безопасности Российской Федерации" учли законодательную практику других государств, и прежде всего США. Хватит заимствовать негативные стороны их жизни. Пора брать на вооружение и положительный опыт. До последнего времени в США уделялось крайне мало внимания внутренним вопросам, стратегия национальной безопасности имела явный приоритет внешнеполитического и военно-политического подхода. Но после террористических актов в сентябре 2001 г. в США начался процесс кардинальных изменений в обеспечении внутренней безопасности. Уже 8 октября 2001 г. президент США Буш помимо помощника президента по национальной безопасности учредил новую должность помощника президента по внутренней безопасности со значительным аппаратом в виде Управления внутренней безопасности. Его задачами являются разработка и реализация стратегии внутренней безопасности и координация деятельности обеспечивающих ее спецслужб.

В рамках управления создан Совет внутренней безопасности (The Homeland Security Council), который должен обеспечить взаимодействие всех ведомств, задействованных в обеспечении внутренней безопасности, определить перспективы в достижении целей для каждого субъекта, участвующего в этой деятельности.

В ноябре 2002 г. конгресс США принял "Закон о внутренней безопасности", во исполнение которого создано Министерство внутренней безопасности. Это положило начало наиболее крупномасштабному в послевоенной истории преобразованию структуры административной власти США после принятия в 1947 г. "Закона о национальной безопасности". Особо кардинальной перестройке подверглась система готовности к чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий. В состав министерства, численность которого определена в 170 тыс. человек, включено около 80 государственных организаций, ранее функционировавших самостоятельно или в рамках различных федеральных ведомств. Среди них Федеральное агентство по действиям в чрезвычайных условиях (ФЕМА), аналог нашего МЧС, Управление внутренней готовности ФБР, Управление готовности к чрезвычайным ситуациям Министерства здравоохранения и социального обеспечения, Медицина катастроф и так далее.

Cтоль жесткая централизация исполнительной власти, объединившей в борьбе с терроризмом усилия федеральных органов, органов штатов, муниципалитетов, частного сектора и всего общества, - беспрецедентный случай в истории США. Невзирая на критику и внутри страны, и за рубежом в отношении нарушения прав и свобод, США резко ужесточили контроль за въездом в страну, за перемещением как своих граждан, так и (особенно) иностранцев. И эти меры оправдывают себя.

Не нужно и нам бояться ужесточать режим безопасности, даже если для ее обеспечения потребуется ограничить в той или иной степени конституционные права граждан. Ведь вполне очевидно, что бесконтрольность, а еще хуже - бездействие создают благоприятную почву для роста числа террористических актов и других угроз жизни людей. Если определенные ограничения будут действительно осуществляться в целях укрепления безопасности, то люди поймут и поддержат такие действия.

Главная задача в политике обеспечения безопасности должна заключаться в том, чтобы не допустить превращения объективно существующих потенциальных угроз безопасности в реальные. Пока же большая часть усилий силовых структур направлена на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Когда после очередного теракта в метро появляются группы солдат и милиционеров, с тоской взирающих на пассажиров, люди с раздражением оценивают подобные мероприятия как показуху и имитацию активной работы по обеспечению безопасности. Ведь даже дети знают, что махать руками после драки бессмысленно. Люди ждут решительных действий по недопущению террористической деятельности, ждут борьбы не со следствиями и последствиями, а с причинами подобных явлений.

Каких-либо помех для того, чтобы пересмотреть действующее законодательство и принять новый Федеральный закон "О национальной безопасности Российской Федерации", не имеется. Без него не залатать тех прорех, которые есть в системе обеспечения национальной безопасности страны. Значит, надо приступать к соответствующей работе.

Наряду с принятием названного федерального закона для повышения эффективности национальной безопасности необходима разработка стратегии ее обеспечения. Она должна оформляться в виде специального документа, утверждаемого президентом РФ при вступлении в должность, и действовать в течение периода его полномочий. В этом документе должны быть изложены не взгляды на безопасность (этому посвящена упомянутая концепция), а конкретные задачи по обеспечению и защите от различных угроз всего процесса реализации приоритетных национальных целей развития страны. Под стратегией в данном случае мы понимаем науку и искусство развития и использования всех элементов мощи государства в мирное и военное время для реализации национальных интересов и достижения стратегических целей страны.

В документе в обязательном порядке должны быть два раздела: "Стратегия обеспечения внутренней безопасности" и "Стратегия обеспечения внешней безопасности". При этом данный документ должен иметь свойства нормативного акта. Тогда его положения будут обязательными для исполнения всеми государственными органами, и в первую очередь так называемыми силовыми ведомствами.

В подготовке, принятии и исполнении указанных выше основополагающих документов видится важнейшая организующая роль Совета безопасности Российской Федерации как фактического штаба общей системы обеспечения национальной безопасности.

Управление в сфере национальной безопасности настоятельно требует и тщательной организации, поддержания непрерывного взаимодействия всех ведомств и служб, ответственных за состояние безопасности страны. Только в государственную систему обеспечения национальной безопасности на федеральном уровне входит около двух десятков министерств, ведомств, служб. Отсутствие их взаимодействия резко снижает эффективность работы всей системы. Взаимодействие - это не просто координация действий элементов общей системы. Это согласованность по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач для достижения поставленной цели. Игнорирование этой функции представляется самым ущербным моментом в отечественной системе управления на всех уровнях жизни общества. Поэтому только путем продуманного, тесного взаимодействия, по крайней мере всех силовых структур, можно преодолеть межведомственные барьеры и повысить общую эффективность деятельности государственной системы обеспечения национальной безопасности.

www.politjournal.ru
16.09.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован