21 февраля 2007
111

Алексей Рощин: MEDIA SAPIENS ГЛАЗАМИ СТАРОГО ПИАРЩИКА

Я не раз замечал, что людей, плотно занимающихся той или иной выборной кампанией, подстерегает одна интересная психологическая западня. Особенно склонны в нее попадаться, конечно же, молодые, неоперившиеся пиарщики. Однако, поскольку рефлексия бойцам пиаровского фронта вообще редко бывает свойственна, случается и так, что в нее попадают и вполне себе опытные "специалисты по связям с общественностью". Попадают - и заболевают страшной "пиар-болезнью"... Нет, не птичьим гриппом.

Болезнь эту я бы назвал "гиперзначимость". Она легко объяснима, но порой очень трудно излечима... В самом деле: люди, занятые на быстротекущих выборных кампаниях, как правило, работают очень много, по 18-20 часов в сутки, да к тому ж практически без выходных. Какие выходные, в субботу-воскресенье самая работа - избиратели по домам сидят!

Естественно, все эти 18 часов в день мы, пиарщики, заняты и обсуждаем меж собой своего кандидата, его "продвижение" в общественном мнении, козни конкурентов, высказывания по нашему поводу значимых фигур, ищем тайный смысл в статьях, передачах, общественных акциях, сами постоянно придумываем - что бы еще такое сделать, чтобы "поднять рейтинг хоть на пару пунктов" или, соответственно, "опустить" наших противников... И все это - в самом широком общественном контексте, с постоянным сканированием общественного мнения; мы ж не для себя - мы на общество, на избирателей работаем!

В результате в воспаленных мозгах моих коллег часто возникает стойкое убеждение, будто весь наш "подопечный" район, город, регион, а то и вся страна только и делает, что обсуждает шансы на успех нашего "кандидата А.", внимательнейшим образом следит за всеми его телодвижениями, проклинает его врагов и молится на друзей... И, соответственно, мои юные друзья проникаются мыслью, что своими "придумками" они буквально управляют всем Общественным Мнением чуть ли каждой бабульки в каждом подъезде. "О! - говорят они друг другу, а то и мне самому. - А здорово мы вчера нашими плакатами поставили весь город на уши?" Или "Я вчера такую "фишку" кандидату в речь вставил: весь город теперь обсуждает, ей-богу!" И так далее в этом духе. Приятно ведь чувствовать себя демиургами, стоящими НАД толпой и незаметно управляющими ее желаниями и стремлениями!

Приходится ласково, но твердо возвращать несчастных на грешную землю. (Исключительно в интересах дела - ведь слишком большой отрыв от реальности вреден даже в пиаре.) Я объясняю, что на самом деле большинство, даже подавляющая часть наших избирателей, как ни печально это признать, живет вообще в полном неведении о наших геракловых пиар-усилиях. Более того: и про кандидата нашего, дай бог ему благополучия, большая часть просто НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ! "Ну как же! - порой возмущаются мои коллеги. - Они ведь не могли не прочитать... Они ведь не могли не увидеть... не могли не услышать..."


Да, слышали краем уха, видели краем глаза, - отвечаю в таких случаях я. - Но - не запомнили, не усвоили, не уловили. Почему? Да потому что "незначимо". Это для нас, работающих по одной теме целыми днями, наш "медиа-объект" - главный и основной. Но они-то с нами не работают. У них перед глазами - 18 телеканалов, сотни газет, масса событий, и платят им совсем другие люди!

Знали бы вы, каким открытием звучат эти простые истины для иных пиарщиков!.. Какой, не побоюсь этого слова, шок они испытывали на моих глазах! "А ведь правда..." - шептали они...

Столь длинное вступление понадобилось мне для того, чтобы сразу обозначить главное ощущение от нового романа С.Минаева "Media Sapiens", прославившегося предыдущим бестселлером "Духless" (ну не может автор обойтись без латинских букв в названиях своих творений!). Ощущение такое - самому главному герою повести (а заодно, видимо, и автору) этих волшебных отрезвляющих слов никто в свое время вовремя не сказал.

Конечно, случай героя повести гораздо более тяжелый. В конце концов мы, политпиарщики, хоть и работаем очень плотно, "с погружением", месяца 2-3 кряду на кампаниях - но зато потом, как правило, "выныриваем" на поверхность, и в промежутках между выборами (которые почему-то становятся все длиннее и длиннее) живем обычной жизнью в обычном мире, где постепенно стряхиваем с ушей морок "пиар-воздействия".

Не то - телевизионщики и вообще описанные "медиа сапиенсы". Человек, постоянно находящийся в мире "пиар-воздействия", понемногу теряет связь с реальностью и погружается в солипсизм самого дурного толка - действительно начинает считать себя "творцом Вселенной". Это так; только "Вселенная" у него - внутренняя, "для личного пользования".

Человек, скажем, проектирующий мосты, едва ли всерьез поддастся фантазии, будто весь мир, затаив дыхание, следит за тем, как он проектирует и что в итоге у него получится. Он просто знает, что о самой его деятельности знает очень узкий круг людей, а все прочие просто никак не могут о ней хоть что-то узнать.

Иное дело - если некто делает передачу "Спокойной ночи, малыши!" или, паче чаяния, Новостной блок телеканала, которые потенциально могут посмотреть чуть не в каждой точке Земли благодаря спутниковому вещанию. Как тут удержаться от представления, что весь мир с волнением ждет итогов твоего "творческого процесса", смотрит, а потом - МЕНЯЕТСЯ под его воздействием?!

Медийщики - несчастные солипсисты; это - их профессиональная болезнь, этакая "деформация сознания". Поизучать сознание медийщиков было бы очень интересно для психиатра...

Однако нам, простым нормальным читателям, читая про них у Минаева, надо всё ж четко отдавать себе отчет: речь не о реальности, речь о БРЕДЕ... В строгом медицинском смысле слова.

Алексей Рощин - ведущий эксперт ЦПТ

20.02.2007
http://www.politcom.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован