03 августа 2004
169

АЛЕКСЕЙ СИГУТКИН: `ГОЛОСУЮТ, НЕ ЗНАЯ В ТОЧНОСТИ, О ЧЕМ РЕЧЬ`

В конце прошлой недели в Госдуме была сформирована комиссия по закрытым статьям бюджета. В ее состав вошли 37 депутатов, имеющих соответствующий допуск к госсекретам. Именно им теперь предстоит решать, достаточно ли средств выделено на поддержание ядерного щита, закупку новых образцов вооружений, проведение НИОКР, финансирование спецопераций `силовиков` как на территории России, так и за ее пределами. О комиссии, ее составе и предстоящей работе первый зампред комитета Госдумы по обороне, сопредседатель комиссии Алексей СИГУТКИН рассказал корреспонденту `Известий` Михаилу ВИНОГРАДОВУ.

- Почему надобность в такой комиссии появилась именно сейчас?

- В Налоговом кодексе предусмотрена процедура создания комиссии по секретным статьям бюджета. Но у нас таких нет - есть закрытая часть. Она в основном касается обороны, безопасности и прочих подобных вопросов. Нужна комиссия потому, что у разных депутатов разная степень допуска к гостайне, и соответственно такие статьи приходится обсуждать ограниченным кругом. Это не новая практика: в конгрессе США в комитете по разведке есть подкомитет, который занимается аналогичными вопросами. Там существует отработанная процедура: подкомитет рассматривает вопрос детально, рекомендует - принять или нет, и комитет голосует, не зная, о чем в точности идет речь.

- Вы упомянули США. Там закрытая часть бюджета - 15%. Отечественных `силовиков` обвиняют в том, что они закрыли до четверти бюджета...

- Я считаю, что засекреченным должно быть только то, что действительно относится к гостайне. Секретность, к сожалению, подразумевает снижение контроля за расходами.

- Избранные в комиссию депутаты представляют все думские комитеты? По какому принципу шел отбор?

- Это представители только четырех комитетов: по бюджету и налогам, по обороне, по безопасности и комитет по промышленности и наукоемким технологиям. Отбор шел в первую очередь по желанию работать: пока остальные депутаты будут отдыхать (в августе-сентябре. - `Известия`), комиссия будет функционировать. Не позже 28 августа правительство должно внести в Госдуму проект бюджета. Как только оно внесет документ, мы приступим к работе. Отбирали также по профессиональным качествам - депутат должен разбираться в специфических вопросах и отраслях. Конечно, учитывали и мнение комитетов. В комитете по обороне мы исходили из того, что в комиссии должны быть представлены все думские фракции, хотя она и не имеет отношения к фракционной деятельности. От нас вошли депутаты фракции ЕР Михаил Бабич и Николай Безбородов, Сергей Григорьев от `Родины`, Андрей Головатюк, Михаил Мусатов и Владимир Овсянников от ЛДПР, Альберт Макашов от компартии.

- Кто возглавит комиссию?

- Председателя нет - от каждого из четырех комитетов по одному сопредседателю. Комитет по бюджету настоял, чтобы мы все были на равных. Сопредседателями избрали председателя бюджетного комитета Юрия Васильева, его коллегу из комитета по промышленности Мартина Шаккума, первого зампреда комитета по безопасности Михаила Гришанкова и меня.

- Последние годы расходы на оборону и безопасность заметно выросли. Что будет рекомендовать ваша комиссия: увеличивать их и дальше или что-то другое?

- Детально обсуждать преждевременно, тем более я не могу говорить за всю комиссию. Лично я буду внимательно изучать расходы на научные разработки и новую технику. Надо разобраться, насколько эффективно расходуется то, что уже выделено. Только после этого можно дать четкий ответ. Любое увеличение должно быть четко доказано. Я считаю, сейчас в бюджете подход к расходам на оборону и безопасность сбалансированный.

- Как будут рассматриваться статьи бюджета новой комиссией?

- Сначала депутаты будут изучать бюджет в комитетах, после чего мы соберемся и детально обсудим все наши вопросы. Работать будут не только 37 депутатов - часть работы ляжет на аппараты думских комитетов. Затем решение комиссии будет рассматриваться комитетами, и если комитет не согласится, то окончательное решение будет приниматься голосованием всей палаты.

- Комиссия созвана на время, до принятия бюджета?

- Мы будем работать в течение всего созыва. Время от времени собираться, обсуждать дополнения, изменения в бюджет, уточнять какие-то вопросы. Кроме того, мы можем рассматривать, как идет выполнение закрытых статей бюджета военных ведомств.

бокс: ЧАСТЬ ВОЕННОГО БЮДЖЕТА УЖЕ РАСКРЫТА

В 2003 году военнослужащие, военные пенсионеры впервые узнали, сколько реально стоит их продпаек, сколько тратится на медицинское и вещевое обеспечение. Это стало возможным благодаря принятому правительством решению о снятии грифа `секретно` с некоторых статей военного бюджета, касающихся текущих расходов на содержание Вооруженных сил и других силовых ведомств. С 2001 года с подачи правых депутаты пытались рассекретить часть военных статей. В итоге достоянием общественности стало несколько десятков статей расходов на содержание и оснащение Вооруженных сил (до того известны были лишь социальные траты военных), МВД, ФСБ.

Перечень открытых статей составляет сегодня шесть печатных страниц, однако конкретные направления расходов по гособоронзаказу, количеству и стоимости закупаемых вооружений и техники, НИОКР, военным программам Агентства по атомной энергии, съедающих львиную долю бюджета, остались секретными и вряд ли станут достоянием гласности в ближайшие годы. По ним известны лишь общие объемы расходования средств. И все же бюджеты силовиков приоткрылись, их теперь можно обсуждать, анализировать.

Ежегодно закрытые статьи бюджета обсуждались специальной думской комиссией в рамках комитета по бюджету. Возглавлял ее последние годы Владислав Резник (`Единая Россия`). Сейчас он возглавил комитет по кредитным организациям и в бюджетном процессе прежнего участия не принимает. Главными темами последних трех лет работы комиссии, помимо снятия грифа, было увеличение расходов силовым ведомствам - на текущее содержание, техническое переоснащение и борьбу с терроризмом. Так, в бюджете нынешнего года депутаты увеличили расходы на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность почти на 16% по сравнению с 2003 годом, говорил Резник. По разделу `Национальная оборона` расходы были увеличены почти на 20%, по разделу `Правоохранительная деятельность и безопасность` - почти на 25%.

Основные вопросы у общественности вызывают расходы на борьбу с терроризмом, они относятся как раз к закрытым статьям бюджета, и депутаты не объясняют, какие конкретно мероприятия стоят за этими расходами. Суммарно за последние 3 года расходы на силовой блок возросли с 27 до 33% от общей суммы расходной части бюджета.

Михаил ВИНОГРАДОВ
02.08.04

httр://izvеstiа.ru/аrmy/аrtiсlе236638 http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован