Эксклюзив
27 октября 2009
6094

Алсу Аглиуллова: Средний класс как субъект общественного мнения в российском регионе

Продолжающийся переход к рыночным отношениям, который переживает современная Россия, сопровождается влиянием глобального экономического кризиса и нестабильности геополитической ситуации. На этом фоне в нашей стране, особенно в регионах, весьма остро проявляется стремительное имущественное расслоение, политическая и социальная напряженность в обществе. Указанные процессы актуализируют для органов государственного управления, а также различных социальных организаций и научных кругов проблему способа получения объективной информации о текущем социальном положении населения. Эту проблему можно описать как минимум в двух аспектах.

Во-первых, согласно общемировой тенденции развития социологии, изучение общественного мнения становится все более сегментированным: наиболее результативными и перспективными оказываются исследования конкретных социальных страт [1;17]. В России, как правило, по конкретной проблеме опрашивается мнение населения в целом, что оказывается недостаточно эффективными для дальнейшего анализа.

Во-вторых, функционирование общественного мнения в статусе социального института в развитых странах позволяет ему выполнять ряд социально значимых функций - оценочную, контрольную, консультативную, директивную - и тем самым поддерживать регулярную обратную связь населения с органами управления, создавая условия для социальной стабильности. В силу отсутствия развитых демократических принципов управления в российском обществе статус общественного мнения не определен, обратная связь от населения к власти существенно затруднена.

В сложившихся условиях важнейшим субъектом общественного мнения в современной России может стать стабильный средний класс, описанный категориями прежде всего западных теорий. Считается, что именно этот элемент задает антагонизму полярных слоев общества созидательную ориентацию, сглаживает коллизии между ними, этизируя все аспекты их противостояния, и обеспечивает эволюционный характер развития, транслируя всему обществу соответствующие ценности и нормы [2; 94.]. В качестве общественности такой средний класс эффективно функционирует благодаря следующим характеристикам: осознание его представителями социально значимых проблем страны (региона); способ-ность критически оценивать информацию; социальная активность; способ-ность представлять коллективное суждение; абстрагированность от вла-сти.
Однако проявляемый в России общественный интерес к категории "средний класс" до сих пор не превратился в целенаправленные и систематические исследования. Слабо представлен анализ региональной специфики формирования среднего класса; недостаточно работ, исследующих содержание его социальной активности, степени интегрированности и мировоззренческих установок - важных условий формирования общественного мнения.

Неоднозначность интерпретации термина "средний класс" детерминировала существенную вариацию его количественных оценок на современном этапе. В России удельный вес среднего класса составляет у разных исследователей от 7 до 60-70% населения, что в итоге не позволяет сделать значимых научных выводов.
С целью разрешить часть вопросов описанных проблем нами было проведено исследование среднего класса в конкретном регионе (Ульяновской области) и поставлены следующие задачи: 1) на основе анализа западных теорий выделить основные подходы к определению среднего класса; 2) определить средний класс в качестве субъекта общественного мнения в конкретном регионе с учетом современных процессов.

В истории западной социологии нами условно обозначены три основных подхода к трактовке понятия "средний класс": классовый, стратификационный и синтетический, которые были выделены по следующим показателям: а) реальность/ номинальность существования среднего класса и источник формирования его классовой позиции; б) социальный состав среднего класса; в) место среднего класса в социальной структуре. Первые два подхода восходят к классикам социологии - К.Марксу и М.Веберу; а третий связан с теориями постиндустриального общества - концепциями Д.Белла, Ю.Хабермаса, А.Турена, П.Бурдье и др.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что при переходе из одной теоретической концепции в другую содержание термина "средний класс" существенно трансформируется, в статификационных теориях заменяясь понятиями "средний слой" и "средняя страта". Между тем большинство современных социологов подчеркивают, что именно класс с методологической точки зрения является наиболее продуктивным средством познания [3;71; 4; 331].

Современные процессы глобализации актуализировали в нашей стране как экономические вопросы, так и проблему сохранения российских национальных ценностей, поиска "идеологии, ориентированной на формирование творческой духовной сущности человека" [5; 114.]. В этой связи использование традиционных для западных теоретиков критериев для выявления среднего класса (материально-имущественное положение, социально-профессиональный статус, самоидентификация индивидов) оказывается недостаточным. Использованием показателей, приближенных к западной модели, позволил выделить в Ульяновской области средний класс в размере лишь 3 % взрослого населения региона, и главным дифференцирующим фактором выступил материальный показатель.

С учетом современных тенденций в России более результативным представляется применение дополнительных критериев социокультурного порядка: наличие традиционных российских ценностей семьи, благополучия, общения, взаимопомощи, справедливости [6;169], ориентации социальных групп на творческую самореализацию, интеллектуальное и культурное саморазвитие, активное участие в социально-политической жизни страны и региона. С помощью адаптированного к региону более мягкого по материальным критериям подхода, включающего социокультурные показатели, удалось выделить "перспективный средний класс" с удельным весом 27-28%. На наш взгляд, такой средний класс может выступать как стабилизатором общества, так и наиболее адекватным субъектом общественного мнения и главным носителем российской национальной идеологии, способной стать альтернативой стандартам западного глобализма.

Таким образом, в контексте рассмотрения среднего класса в качестве субъекта общественного мнения наиболее адекватным будет определение, включающее в себя сочетание функциональных характеристик среднего класса западного образца и особенных российских мировоззренческих характеристик:

Средний класс (как субъект общественного мнения) - это социально-активные группы населения, которые благодаря своему образованию, профессиональным качествам, культурному капиталу и мировоззренческим установкам смогли адаптироваться к условиям рыночной системы, обеспечить себе (своим семьям) приемлемый для данного региона уровень жизни и которые способны формулировать критическое суждение по актуальным вопросам, тем самым выполняя функции стабилизации общества и сохранения целостности России в этнокультурной сфере отношений современного глобализирующегося общества.

Итак, теоретико-прикладное исследование среднего класса как субъекта общественного мнения в регионе позволило сделать следующие выводы:

1) исследования общественного мнения населения требуют сегментированного подхода; главным сегментом выступает средний класс;

2) оценки масштабов и структуры среднего класса требуют тщательно разработанной теоретико-методологической базы, а также учета особенностей развития конкретного региона;

3) выявленный в авторском исследовании "перспективный средний класс" в условиях положительных сдвигов в социально-экономической сфере исследуемого региона, а также доступности информации и межгрупповой коммуникации сможет стать тем ведущим субъектом общественного мнения региона, на который смогут опереться властные органы, социальные и политические круги.


Литература:

1. Рогожников, М. Зеркало общего вида // Эксперт. 2005. N41 (487).

2. Бакштановский, В.И., Согомонов, Ю.В. Этос среднего класса: нормативная модель и отечественные реалии: научно-публицистическая монография. Тюмень: ТюмГНГУ, 2000. - 272 с.

3. Комаров, М.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования. 1992. N7.

4. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. М., 2005. - 912с.

5. Волков, Ю.Г. Гуманистическая идеология и творческая личность человека // Социология. 2004. N1.

6. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. / Отв. ред. Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. М., 2003. - 448 с.

27.10.2009,
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован