Эксклюзив
02 февраля 2009
7524

Алсу Аглиуллова: Средний класс в российском регионе: критерии идентификации в условиях кризиса

(Текст выступления на общественных слушаниях в ОПРФ 29.01.2009г. на тему
"Положение среднего класса в условиях кризиса: конкретные меры и предложения гражданского общества")

Как известно, процессы глобального экономического кризиса, которые переживает современная Россия, сопровождаются незавершенностью перехода к рыночным отношениям и нестабильностью геополитической ситуации. На этом фоне в нашей стране, особенно в регионах, весьма остро проявляются стремительное имущественное расслоение, политическая и социальная напряженность в обществе. В этой связи наиболее перспективным считается формирование и сохранение стабильного среднего класса, которому традиционно отводится роль двигателя экономического развития, гаранта социальной и политической стабильности, проводника вертикальной мобильности, основного потребителя товаров и услуг.

Однако проявляемый общественный интерес к категории "средний класс" до сих пор не превратился в систематические исследования. Неоднозначные трактовки термина "средний класс" и критериев его идентификации обусловили существенное различие в его количественных оценках на совре-менном этапе. Так, одни авторы (например, социологи Л.А. Беляева, М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова и др.) (1) этим термином обозначают реальные социальные общности, выделяемые по разным критериям (уровень доходов, образование, социально-профессиональный статус, самоидентификация, образ жизни и др.), в результате количественные оценки российского среднего класса существенно варьируют (от 7 до 60-70% населения).

Другие исследователи называют средний класс не иначе как мифом, удобным для экономического и политического манипулирования, и отрицают вовсе его существование в социальной структуре (Умов В.И)(2).

Кроме того, весьма слабо представлен анализ региональной специфики формирования среднего класса; недостаточно работ, исследующих содержание его социальной активности, степени интегрированности, ценностей и мировоззренческих установок. Известный российский социолог Н.И.Лапин еще в период кризиса 90-х отмечал, что ценности являются важнейшими индикаторами кризисного социума(3)Упомянутые нерешенные вопросы теоретического и прикладного характера не позволяют установить направленность и динамику стратификационных процессов в современном российском обществе.

С целью восполнить пробелы и разрешить часть вопросов было проведено исследование среднего класса в конкретном регионе России (Ульяновской области) в декабре 2008 г. и поставлены следующие задачи теоретического и практического характера:

1) на основе анализа классических западных теорий выделить основные теоретические подходы к определению среднего класса и эмпирические критерии его идентификации в социетальном и региональном масштабах;
2) дать количественную оценку размера среднего класса в конкретном регионе России в 2008 г.;
3) описать содержание социальной активности среднего класса в конкретном регионе, выявить ценностные ориентации, актуализирующиеся в современном кризисном российском социуме;
4) скорректировать набор критериев идентификации среднего класса с учетом полученных результатов и современных тенденций.

В истории западной социологии к трактовке понятия "средний класс" можно условно обозначить три основных подхода: классовый, стратификационный и синтетический. Первые два подхода восходят к классикам социологии - К.Марксу и М.Веберу; а третий связан с теориями постиндустриального общества - концепциями Д.Белла, Ю.Хабермаса, А.Турена, П.Бурдье и др. Указанные подходы были выделены по следующим показателям:
а) реальность / номинальность существования среднего класса и источник формирования его классовой позиции;
б) социальный состав среднего класса;
в) роль среднего класса в социальной структуре.

Классовый подход выделен на основании анализа работ К.Маркса, что позволило описать следующие характеристики среднего класса:
а) это реальные социальные группы, сознание индивидов формируется их классовой позицией;
б) классовая позиция представителей среднего класса определяется отношением к средствам производства; средний класс - это "переходный класс" (4): мелкая буржуазия, мелкие промышленники, мелкие торговцы, ремесленники, крестьяне;
в) средний класс - незначительный элемент в социальной структуре, не обладающий необходимым для классовой борьбы антагонизмом, являющийся консервативным и реакционным.

Классовый подход к среднему классу с теми или иными интерпретациями развивают многие известные социологи XIX-ХХ вв., такие как К.Каутский, Э.Райт, Р.Дарендорф (5)представители неомарксизма (Валлерстайн И., Лукач Г., Адорно Теодор В., Грамши А.) (6). В целом, сущность среднего класса определяется у этих авторов конфликтной парадигмой К. Маркса и сводится к незначительной социальной прослойке между двумя противоборствующими классами. Не случайно многие из них используют понятие "средние слои", "средние классы".

В рамках стратификационного подхода, разработку которого традиционно связывают с М.Вебером, можно выделить следующие характеристики среднего класса:
а) это в большей степени номинальное образование; взаимосвязь классовой позиции и классового сознания не является обязательной;
б) позиция социальных групп обусловлена "рыночным шансом": средний класс - это "промежуточный социальный слой... представители которого владеют всеми видами собственности или обладают конкурентоспособностью на рынке труда благодаря соответствующей подготовке" (7); две категории среднего класса: нижние (независимые крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы) и более высокие ("интеллигенция без самостоятельной собственности" - специалисты, администраторы, менеджеры, чиновники, свободные профессионалы, интеллектуалы);
в) средний класс - стабилизирующий элемент социальной структуры, имеющий широкие перспективы.

Стратификационный подход к среднему классу развивают теоретики структурного функционализма (Дюркгейм Э., Сорокин П.А., Паркин Ф., Парсонс Т., Merton R. Дэвис К., Мур У.Е.), а также неовеберианцы (Манн М., Коллинз Р., Уорнер У., Хальбвакс М.). Социологи указанных направлений определяли средний класс преимущественно по статусным критериям и функциональным показателям - прежде всего, в качестве стабилизирующего компонента социальной системы.

Сложившиеся в 70-е гг. ХХ в теории постиндустриального общества (Белл Д., Кастельс М., Бурдье П., Турен А., Бауман З., Хабермас Ю.)(8) использовали принципы как классового, так и стратификационного подходов, поэтому такой подход можно охарактеризовать как синтетический.

Особого внимания заслуживает попытка П.Бурдье миновать так называемую "теологическую оппозицию между теориями социальных классов и теориями социальных стратификаций" за счет существенного расширения понятия "капитал" и описания его структуры и видов (экономический, социальный, культурный).

Культурный капитал у фр.социолога выступает особым ресурсом, так как "...позволяет его обладателям сохранять социальное лидерство, распоряжаться ресурсами разного рода, присваивать дефицитные блага" (9)


Другие теоретики этого подхода (Кастельс, Бауман) также подчеркивает определяющую роль знаний и информации в качестве ресурсов социальной мобильности в эпоху глобализации и информатизации, сдерживаемых барьерами политического характера.

***

Итак, проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что при переходе из одной концепции в другую содержание термина "средний класс" существенно трансформируется и непосредственно связывается с развитием представлений ученых о термине "класс". Социологи второй половины ХХ в. в соответствии с современными реалиями существенно модернизируют идеи и терминологию классиков, все активнее разрабатывают новые параметры среднего класса, используя также понятия "средние слои", "средняя страта", "среднее сословие". Между тем большинство современных российских социологов (академики Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Комаров М.С.) подчеркивает, что именно класс с методологической точки зрения является наиболее продуктивным средством познания. Кроме того, "средний класс" - наиболее традиционное и общеупотребительное понятие, тем более требующее конкретного разъяснения. По этим причинам мы используем понятие "средний класс" в качестве операционального.
Проведенный анализ позволил сформулировать следующее определение среднего класса с учетом новых параметров:

Средний класс - это интеллектуалы, не являющиеся собственниками средств производства, но благодаря своим профессиональным качествам и культурному капиталу осуществляющие функции контроля и научной экспертизы на современных высокотехнологических предприятиях и организациях рыночного типа и сумевшие тем самым обеспечить себе (своим семьям) приемлемый для данного региона уровень жизни.
Эмпирические критерии идентификации среднего класса детально разрабатывали теоретики прежде всего стратификационного подхода на Западе (У.Уорнер, К.Дэвис, У.Мур и др.), и затем в России (Л.А.Беляева, М.К.Горшков, 3. Т. Голенкова, Т.И.Малева и др.). Базовыми критериями у исследователей выступают:
1. материально-имущественное положение (среднемесячный доход не ниже среднего по региону, наличие относительно крупных сбережений, наличие жилья в собственности, наличие автомобиля);
2. социально-профессиональный статус (нефизический характер труда, высшее образование и род деятельности, соответствующий квалификации);
3. самоидентификация (отнесение себя, членов своей семьи к среднему классу).
Описанная выше исследовательская модель была применена к Ульяновской области. Специфика исследуемого региона: население - 1,34 млн. человек, удельный вес городского населения 72,8%; формирование рыночных механизмов находится в начальной стадии; ведущими промышленными отраслями являются автомобилестроение, самолетостроение, радиотехника и приборостроение; инвестиции в регион небольшие, поэтому с экономической точки зрения регион можно описать как "депрессивный".
В результате в исследуемом регионе был выявлен средний класс в размере лишь 3% взрослого населения, и главным дифференцирующим фактором выступил материально-имущественный показатель.

Социально-демографические характеристики такого среднего класса выглядят так: чаще это мужчины (55%) в возрасте 30-49 лет, прежде всего бизнесмены (предприниматели); на втором месте - руководители среднего и высшего звена, на третьем - специалисты ИТР (инженерно-технические работники) и служащие с высшим образованием.

Анализ исследований среднего класса, проведенных в регионах России по схожим критериям, показывает примерно те же количественные результаты (например, исследование Беляевой Л.А. (10).

Таким образом, подтверждается проблематичность применения жестких имущественных критериев к изучению среднего класса в регионе.

Однако выделенный в исследовании крайне низкий удельный вес среднего класса не позволяет назвать его стабилизирующим и функционально значимым для поступательного развития конкретного региона, тем более в условиях современного кризиса.

С учетом современных тенденций, актуализировавших в нашей стране как экономические вопросы, так и проблему сохранения российских национальных ценностей, использование традиционных критериев для выявления среднего класса оказывается недостаточным. Более адекватным представляется применение дополнительных критериев социокультурного порядка (ценностей, жизненных установок и особенностей социального поведения) и адаптированных к конкретному региону материально-имущественных критериев.

В исследуемом регионе в качестве дополнительного критерия при выделении среднего класса учитывались: 1. "интегрирующие ценности индивидов", особенно значимые для понимания кризиса (11) (семья, благополучие, общение, отзывчивость, справедливость); 2. ориентация индивидов в сфере досуга на творческую самореализацию, получение новых знаний, культурный рост, активное участие в социально-политической жизни региона (страны).

С помощью адаптированного к региону более мягкого по материальным критериям подхода, включающего социокультурные показатели, удалось выделить средний класс с удельным весом 27-28%.

Его основные признаки: среднедушевой доход не ниже среднего по региону (не менее 8 тыс. руб. на человека в месяц); наличие как минимум высшего образования; самоидентификация со средним классом; ориентация на ценности семьи, благополучия, общения, взаимопомощь; высокий интерес к классической и профессиональной литературе, современным информационным технологиям, к политическим проблемам в стране и мире; активный внедомашний досуг, направленный на самообразованиие, укрепление здоровья, активное участие в жизни своего социального круга и общественной жизни. Социально-демографический портрет типичного представителя: мужчина в возрасте 18-39 лет, специалист ИТР (инженерно-технические работники), служащий с высшим образованием, аспирант или молодой ученый.

Удельный вес выявленного среднего класса позволяет с большей уверенностью говорить о том, что в Ульяновской области имеется социальная база для формирования функционально значимого для данного региона среднего класса; основными каналами его пополнения выступают интеллектуальный капитал, личностные качества и ценностные ориентации индивидов.

Выводы:
Итак, теоретико-прикладное исследование среднего класса позволило сделать следующие выводы: 1) оценки масштабов и структуры среднего класса требуют тщательно разработанной теоретико-методологической базы, а также учета особенностей развития конкретного региона; 2) при выявления российского среднего класса в условиях кризиса наряду с традиционными критериями (материально-имущественное положение, социально-профессиональный статус, самоидентификация индивидов) рекомендуется использовать дополнительные критерии социокультурного порядка (ценностей, жизненных установок и особенностей социального поведения) и адаптированных к конкретному региону материально-имущественных критериев; 3) выявленный в исследовании средний класс с удельным весом 27-28%, основными характеристиками которого выступают интеллектуальный капитал, личностные качества и ценностные ориентации индивидов, в условиях экономического кризиса сможет стать базовым слоем, на который смогут опереться государственные органы и социальные организации.


__________________________________________________________________________________
1. См., напр., Авраамова Е.М., Овчарова Л.Н. Российский средний класс: год после августа // Общественные науки и современность. 2000. N 1; Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России. М., 2001; Россия - новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М., 2004. Хахулина Л. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Мо-ниторинг общественного мнения. 1999. N 2.

2. Умов В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом // Полис. 1993. N4.

3. Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н.И.Лапин. М., 1991. С.59-60.

4. Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2е изд., Т.8. С.151.

5. Каутский К. Общественные классы и классовые интересы. Одесса, 1906; Wright E.О. Classes. London: Verso, 1985; Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы/ Перевод с нем. - М., 2002; Дарендорф Р. Тропы из утопии: работы по теории и истории социологии. М., 2002.

6. Валлерстайн И., Балибар Э. Раса, нация, классы. Двусмысленные идентичности. М., 2004; Лукач Г. История и классовое сознание: Исслед. по марксист. диалектике/ Пер. с нем. - М. 2003; Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки. М., СПб., 1998; Грамши А. Тюремные тетради/ Пер. с итал. - М., 1991 и др.

7. Вебер М. Основание понятия стратификации// Социологические исследования. 1994. N5. С.154.

8. Bell D. The coming of post-industrial society. N.Y.: Basic Books, 1973; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер с англ. - М., 2000; Бурдье П. Социология политики. М., 1993; Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии. 1992. Т.1 N1; Touraine A. The Post-Industrial Society: Tomorrow`s Social History: Classes, Conflicts and Culture in the Programmed Society. N.Y., 1971., Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования, 1992. N9, 11; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

9. Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 56.

10. Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России. М., 2001. С.167.

11. Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н.И.Лапин. М., 1991. С.8


Аглиуллова Алсу Ханифовна

02.02.2009,
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован