07 сентября 2009
6424

Алтайская охота не дошла до кровавого Банных

Анатолий Банных вновь демонстрирует таланты выживаемости в труднодоступной горнотаежной местностиОхота за горными козлами убила федерального чиновника, едва задев регионального олигарха

Интрига последних посленовогодних выходных с пропавшим в Республике Алтай вертолетом получила ожидаемый финал. Полуразрушенный летательный аппарат был найден в районе горы Черная, недалеко от границы с Монголией. Однако беспрецедентные масштабы поисково-спасательной операции не привели к спасению высокопоставленного федерального чиновника, хотя и сумели предотвратить "вакуум власти" в Алтайском крае. Подробности читайте в материале "ФедералПресс".

"Сорок тысяч одних только курьеров" - эта цитата из "Ревизора" могла бы стать девизом поисково-спасательной операции, развернутой после исчезновения вертолета томского филиала "Газпромвиа", который следовал 9 января по маршруту Бийск - Кош-Агач и не вышел на связь в 14.00 местного времени. Хотя сам полуразрушенный вертолет был обнаружен во второй половине 11 января, такого количества людей и техники к поискам раньше не привлекалось. Только по официальным сообщениям пресс-службы ГУ МЧС по Республике Алтай, в поисках принимало участие около 100 человек, включая бойцов ОМОН, кош-агачских чиновников и даже отряд из Центроспаса, а по некоторым данным, количество задействованных людей составляло и 200, и даже 300. Территорию предполагаемого места аварии обследовало 3 вертолета и 2 самолета, по сообщениям СМИ, всего в операции участвовало 13 бортов.

Утром 11 января даже появился (хотя и был опровергнут) слух о приезде на Алтай главы МЧС Сергея Шойгу, несмотря на то что ранее министр вылетал на место происшествия только после масштабных стихийных бедствий - наводнений или землетрясения - для предотвращения гуманитарной катастрофы. Однако сам министр чуть было не выслал для поисков специальный спасательный самолет Бе-200 с тепловизорами.

Конечно, можно было бы поразмышлять на тему смягчения отношения чиновников к людям в условиях кризиса, но более актуальна старая шутка: "У нас все делается для блага человека... И мы знаем, как зовут этого человека". Действительно, среди пассажиров оказался полпред президента России в Госдуме Александр Косопкин, человек на технической должности, но с очень уж высоким статусом - впрочем, иные люди должность начальника управления по внутренней политике администрации президента по три года и не занимают.

В любом случае формальных признаков катастрофы не было: вертолет просто не вышел на связь - могло произойти все что угодно: внештатная посадка или частная вечеринка в труднодоступном районе. Ведь люди (кроме Александра Косопкина среди пассажиров был вице-премьер Республики Алтай, глава ФПГ "Сибма" Анатолий Банных, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин и т. д.) летели на охоту на горных баранов и волков в Кош-Агачский район, расположенный на границе с Монголией. Как сообщили корреспонденту "ФедералПресс" в МЧС, спутниковые телефоны и некоторые другие коммуникационные устройства, по которым спасатели сначала хотели связаться с пропавшими охотниками, участники поездки оставили после промежуточной посадки на турбазе в райцентре Чемал. Не зря же они это сделали?

Кроме этого, уже когда все выяснилось, замглавы МЧС Павел Попов подтвердил, что люди, отправившиеся в экспедицию, располагали теплыми вещами и достаточным запасом продуктов. Ранее некоторые московские СМИ муссировали тему возможного голода после окончания якобы трехдневного запаса продуктов, хотя сибиряки относились к этой истерике довольно иронично. Действительно, сбор серьезного запаса продуктов и теплых вещей перед поездкой в горную тайгу трудно назвать дальновидным решением - скорее банальностью. Впрочем, московским коллегам можно многое простить в условиях посленовогоднего информационного голода.

Поиски, однако, были развернуты, но не давали результатов, и через полтора дня как за последнюю соломинку (по выражению людей, близких к правительству Республики Алтай) спасатели ухватились за какие-то огни, замеченные на севере Кош-Агачского района, в районе перевала Неожиданный. Территорию над участком обследовало сразу несколько воздушных судов, в район перевала спасатели пытались прорваться на снегоходах. Вечером 11 января вертолет был обнаружен в совсем другой части Кош-Агачского района, около горы Черной, расположенной в 50 км к югу от райцентра и в 15 км от Сайлюгемского хребта на российско-монгольской границе.

Хотя кампания шла в первую очередь ради Александра Косопкина, он оказался в числе погибших. Впрочем, по некоторым данным, представитель президента в Думе выжил после катастрофы и скончался только во время транспортировки в больницу в поселке Акташ, расположенном в 125 км от места происшествия. Любопытно, что выжил горно-алтайский чиновник и барнаульский "олигарх" Анатолий Банных, второй пилот Максим Колбин и два фотохудожника: Николай Капранов и Борис Белинский.

"По словам очевидцев, двигатели вертолета остановились прямо в воздухе, причина пока неизвестна", - заявила корреспонденту "ФедералПресс" пресс-секретарь правительства Республики Алтай Елена Кобзева. Как сообщила корреспонденту "ФедералПресс" пресс-секретарь ГУ МЧС по Республике Алтай Светлана Ляшко, двое из пострадавших - Банных и Колбин - находятся в хорошем состоянии.

Убедительная версия именно такого списка погибших и пострадавших выглядит следующим образом: после падения вертолета двигатель падает вниз, проламывая крышу, и убивает пассажиров, а Анатолий Банных, владелец собственного парка малых воздушных судов, вполне мог сидеть в кабине пилотов, возможно даже немного поуправляв вертолетом. Фотохудожники в условиях идеальной видимости тоже, скорее всего, находились в кабине, чтобы фотографировать пейзажи Горного Алтая. Второй пилот оставался в качестве ответственного члена экипажа. Сам вертолет, скорее всего, сумел относительно безопасно приземлиться благодаря режиму авторотации, когда после отказа двигателей энергия для движения винта отбирается от воздушного потока, создавая подъемную силу и обеспечивая достаточно мягкую посадку.

Благодаря тому, что вице-премьер Республики Алтай и глава "Сибмы" выжил, осталась нереализованной и целая политическая линия, связывающая РА и Алтайский край, ведь Анатолий Банных не только работает в правительства РА, но и владеет целом рядом активов в Алтайском крае. Именно с его именем связывают контроль над Барнаульской городской Думой, наблюдатели довольно открыто говорят о влиянии Банных на мэра Барнаула Владимира Колганова и о его конфронтации с губернатором Алтайского края Александром Карлиным. В случае гибели такого человека в крае вполне мог возникнуть политический и даже экономический вакуум: глава группы "Сибма", например, влияет на большую часть ключевых алтайских СМИ. По какому сценарию развивалась бы ситуация в регионе, даже трудно предположить. Но понятно, что 2009 год стал бы годом жаркого политического торга и острой борьбы за "наследство Банных".

Отдельное любопытство вызывает еще одна линия, связанная с главой "Сибмы". Владелец целого ряда самолетов и вертолетов Анатолий Банных, увлекающийся высокогорными полетами, уже оказывался в нештатной ситуации, связанной с авиацией, когда он в 2005 году провел несколько дней в тайге после поломки своего вертолета с красноречивым названием Robinson. Так что неясно, что же это было на сей раз: поединок Анатолия Банных со своей кармой или звезда, которая спасла его и еще трех человек по принципу "снаряд два раза в одну воронку не падает".
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован