11 апреля 2006
1754

Альтернативная служба или наказание за веру?

Для всех здравомыслящих российских людей давно понятно, что Российская Армия не сможет реформироваться сама, поэтому пытается оставить в неприкосновенности те ценности, которые существовали в ней пятнадцать лет назад. Имеются в виду вопросы призыва и альтернативной службы. Как правило, они волнуют только тех членов общества, кого каким-то образом затрагивают. Первая и самая многочисленная группа - это сами молодые люди, которым предстоит призыв, а также их близкие, правозащитные и женские общественные организации. Вторая - представители партий и движений, для которых вопрос об армии - это вопрос об электорате, так как уже нужно готовиться к будущим выборам. Третья группа - кадровые прапорщики, мичманы, офицеры, генералы и члены их семей, а также гражданский персонал, работающий на армейских объектах. И, наконец, самая малочисленная, но наиболее влиятельная заинтересованная группа - представители законодательной и исполнительной власти, которые определяют правила игры и вносят в нее изменения.

Государственная Дума в конце января отклонила пакет из десяти поправок к закону "Об альтернативной гражданской службе". Хотя на его разработку потребовалось более десяти лет, закон абсолютно не отвечает тому смыслу, который был вложен в текст российской Конституции, предусматривающей для граждан право гражданской службы, которая соответствует их убеждениям. Согласно закону, вступившему в силу 1 января 2004 года, установлено прохождение альтернативной гражданской службы за пределами того места, где постоянно живет призывник. Срок службы превышает в 1,75 сроки обычной военной службы. Обязательно нужно доказать мотивы замены военной службы на альтернативную. Служба будет проходить не только в организациях, которые подведомственны структурам, допустим, Министерства труда, но и структурам Минобороны. В документе говорится: "это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами вместо военной службы".

Закон об АГС был принят при колоссальном давлении со стороны Министерства обороны. В существующем виде он годится только, может быть, для нескольких сотен страстотерпцев, мальчишек, у которых есть действительно настолько глубокая вера и настолько твердые убеждения, что они готовы будут пойти на четырехлетнюю каторгу в сельскохозяйственном предприятии Минобороны на другом конце страны. Закон, к которому и так за два года после его принятия в 2002 году уже накопилась масса замечаний, по сути, не работает. Понятно, что многие законопроекты были внесены еще предыдущими парламентариями и повторяют друг друга, да и имеют много противоречий. Тем не менее депутаты посчитали, что необходимо рассмотреть вопрос об изменении положения об экстерриториальном принципе прохождения АГС, и согласились с рядом других условий, смягчающих "альтернативку".
Но о многих отрицательных положениях закона не говорилось. Например, он резко отличается в худшую сторону в сравнении с зарубежными аналогами. В Германии, как и в России, между принятием Конституции и закона об АГС тоже прошло почти десять лет. Так же, как и у нас, там сильны военные традиции службы, и альтернативщиков тоже называли тунеядцами и негодяями, подобно тому как депутат Государственной Думы РФ Макашов назвал их "подрывающими обороноспособность". В Германии на совершенствование закона ушло почти двадцать лет. И если поначалу там так же, как и в России, трудно было доказать, что "совесть не позволяет", то в настоящее время примерно половина немецких призывников выбирает альтернативную службу. Кроме того, тем, кто служит на альтернативной гражданской службе, ежедневно выплачивают зарплату в размере примерно 8 евро, это около 280 рублей по нынешнему курсу. Рабочая неделя - 35-40 часов. По окончании срока альтернативной службы призывник получает еще и "выходное пособие" - около 700 евро. Альтернативщик сам ищет место, где проходить АГС.

В России, естественно, всего этого нет. Хотя два года существования закона уже дали массу материала для анализа. Например, показательна пиар-кампания бывшего министра по труду и социальному развитию Александра Починка, который на заседании совета министров рассказывал о том, как блестяще его министерство подготовилось к введению закона об АГС. Починок с увлечением представил коллегам образцы учетных карточек гражданина, проходящего АГС, формы предоставления отчетности о 45 тысячах вакансий, найденных министерством, и еще 7,5 тысяч мест, найденных тридцатью пятью федеральными органами власти. По его тогдашним утверждениям, примерно 4,5 тысячи желающих можно было трудоустроить с 1 января 2004 года, поскольку пустующих рабочих мест в стране на тот момент было более 1 миллиона.
Заявление оказалось блефом. На самом деле, как показала жизнь в 2004 году, ни федеративные органы, ни регионы не были готовы к АГС. В большинстве регионов страны к этому не приступали, и при формировании бюджета на 2004 год не были заложены затраты работодателей на предусмотренный законом бесплатный проезд "альтернативщиков" к месту отпуска. В федеративный бюджет эти компенсационные расходы тоже не были заложены.

Вторая проблема заключается в том, что половине организаций из списка Минтруда требуются сезонные работы, максимум на полгода или даже на два-три месяца в году, как, например, 35 предприятиям Министерства природных ресурсов Российской Федерации. В лесхозы и базы авиационной охраны лесов сезонные рабочие нужны только на время больших пожаров. Лесхозы набирают из местных за полчаса, это одни и те же люди, с заработной платой 5-6 тысяч. Для них "альтернативщики из города", не знающие леса, не знающие способов ориентирования, выживания, обогрева, приготовления пищи и не различающих ядовитые ягоды и грибы от неядовитых - нежелательные и опасные элементы. То же касается и 14 военных ФГУСП (из 24 сельскохозяйственных предприятий) Министерства обороны с ностальгическими звучными названиями "Путь Ильича" (Волгоградская область) или "Искра" (Северо-Кавказский округ). "Альтернативщикам" там рады только в весенне-летний период, а зимой и свои работники без дела маются.

Но в приложении N2 к постановлению Минтруда от 3 марта 2004 года N27 перечислены экзотические предприятия, которые готовы трудоустроить своих сотрудников прямо на рабочем месте. Видимо, к ним можно отнести Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им А.В. Александрова, Центральный Музей Вооруженных сил, редакцию журнала Минобороны. Поэтому в Приложении N1 к тому же постановлению "Перечень работ, профессий и должностей, на которые могут быть заняты граждане, проходящие АГС" названы: артисты балета, оркестра, хора, звукорежиссер, инструктор по лечебной физкультуре, корреспондент издательства, монтировщик сцены, музейный смотритель, научный редактор, официант, ремонтник искусственных сооружений, юрисконсульт.

Третья проблема АГС - обеспечение жильем граждан, проходящих альтернативную службу. Поселение в общежитии, как требует закон, большинство предприятий обеспечить не в состоянии. В бюджеты регионов такая статья как оплата строительства или аренды жилья для АГС не заложена. Только Министерство юстиции Российской Федерации предлагает расселить "альтернативщиков" на территории своих 49 государственных учреждений следственных изоляторов и исправительных колоний, находящихся в 18 регионах. Но желающих на 42 месяца АГС оказаться в колонии-поселении не находится.

Четвертая и основная проблема - необоснованные, по сравнению с западными аналогами, сроки государственной альтернативной службы. Для имеющих среднее образование - 42 месяца, для людей с высшим образованием - 21 месяц. Если человек проходит альтернативную службу в подразделениях силового блока, то сроки службы сокращаются: соответственно 36 и 18 месяцев. Складывается впечатление, что АГС сродни жесточайшему наказанию, которому подвергаются граждане Российской Федерации за вероисповедание. Если взять Германию, то там срок альтернативной службы - 10 месяцев. Этот срок на один месяц дольше срока обычной службы. Это нормально, по человеческим понятиям. Альтернативная служба никак не может быть наказанием, и тем более нельзя допускать, чтобы эти мальчишки служили в казармах без ружья.

Вступление в силу закона об АГС не вызвало среди призывников роста числа желающих пройти альтернативную службу, зато резко увеличилось количество всевозможных уловок. Примером тому может служить ситуация с призывом в Мурманской области, где закон не был нарушен - его просто грамотно обошли. Военкомат вынужден был дать отсрочку "молодожену" для ухода за женой - пенсионеркой 56 лет. Без комментариев.
И, наконец, пятая и основная причина - катастрофическая нехватка даже тех бюджетных средств, которые выделены армии для солдат и офицеров, что уж говорить о гражданской альтернативной службе. То, что сейчас обозначается вежливым термином "коррупция", а раньше называлось словом "казнокрадство", в военной сфере процветает махровым цветом. Об этом говорят сами военные чиновники. В докладе главного военного прокурора Александра Савинкова на годовом собрании Академии военных наук 17 декабря прозвучало, что "количество техники и материальных средств, разворовываемых и распроданных в течение года в войсках Российской Армии, сопоставимо с ежегодными поставками вооружения из промышленности".
Борьба Государственной Думы с гражданами, предпочитающими военной службе альтернативную, думается, идет не в том направлении. Хочу напомнить, что для отправки на альтернативную службу человек обязательно должен быть годен по здоровью к службе в Вооруженных силах. Кроме того, было бы разумнее при обсуждении новых законопроектов пересмотреть сроки призыва в армию. Может быть, при переходе к срокам службы в один год стоит пересмотреть возрастной порог в сторону увеличения до 20-21 года. В 60-е годы при переходе с трех лет службы к двухлетнему сроку уменьшили и сроки призыва с 19 до 18 лет. Во-первых, в прошлые века взросление шло быстрее, чем сейчас; о причинах пусть спорят специалисты, однако жизнь показывает, что в 18 лет мальчишка еще растет и не созрел ни физически, ни психологически. В армию приходит взрослый человек, немаловажно и то, что он сможет и физически постоять за себя. Во-вторых, к двадцатилетнему возрасту, как правило, уже решаются проблемы обучения (если, конечно, это нормальный парень, который хочет учиться) и автоматически снимается вопрос отсрочки от армии на период обучения. Для государства намного полезнее получить сложившегося специалиста на полтора года, чем того, кто будет "быкам хвосты крутить в ФГУСП Минобороны" в течение почти трех лет. В-третьих, все эти меры попросту выгодны как для человека, так и для государства - если, конечно, мы строим демократическое общество.

Анатолий Цыганок
11 апреля 2006, 08:47
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна. При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка www.polit.ru. Все права защищены и охраняются законом. © 1999-2006 Полит.ру
Адрес страницы: http://www.polit.ru/analytics/2006/04/11/ags.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован