03 апреля 1998
2937

Анатолий Гушер: Тень Пентагона над СНГ

Как сообщили российские СМИ, в конце февраля 1998 года президент США Б.Клинтон подписал т.н. "План объединенных командований", в котором ряд стран СНГ включен в зоны оперативной ответственности заморских региональных командований вооруженных сил США.

Согласно новой нарезке, ответственность за осуществление контроля обстановки в регионе Центральной Азии и Каспия возложена на Объединенное центральное командование (ОЦК), а в Закавказье, Черном море, Молдавии, на Украине и в Белоруссии - на командование вооруженных сил США в Европе, т.е. фактически на Объединенные вооруженные силы НАТО в Европе. Ничего неожиданного в этом нет. Данный шаг довольно точно укладывается в рамки той геополитики и той геостратегии, которые США хотели бы реализовать на постсоветском пространстве. ОЦК было создано в ответ на революционные события 1979 г. в Иране, в результате которых США полностью утратили свои стратегические позиции в этой стране, и на ввод советских войск в Афганистан. В Вашингтоне решили, что американские "жизненные интересы", в каком бы районе мира они ни присутствовали, отныне могут быть надежно защищены только американской военной силой. В зону оперативной ответственности ОЦК, начавшего функционировать с 1 января 1983 года, были включены важные регионы северной и восточной Африки, Ближний Восток, зона Персидского залива, Иран, Афганистан и северная часть Индийского океана. Для решения задач в этой зоне был определен состав сил и средств, выделенных для передачи ОЦК. Это, в частности, были 82-я воздушно-десантная дивизия, 101-я воздушно-штурмовая дивизия, 18-й воздушно-десантный корпус, части армейской авиации, военно-воздушных и военно-морских сил. В дальнейшем этот список уточнялся, но только в сторону расширения.

В докладе бывшего командующего ОЦК (1988-1991 гг.) генерала Нормана Шварцкопфа американскому Конгрессу указывалось на пять групп задач, решение которых возлагалось на командование: укрепление региональной стабильности путем сбалансированного использования США своего влияния, военного присутствия в регионе и оказания помощи союзникам; обеспечение свободы доступа к нефтяным ресурсам зоны Персидского залива; "ограничение способности" недружественных режимов по дестабилизации или свержению правительств союзных и дружественных США государств; противодействие шагам Советского Союза по усилению своего влияния и позиций в регионе; предупреждение, а если необходимо, то и "отражение советской агрессии". Появление любой серьезной угрозы должно было служить сигналом к автоматическому приведению в действие заранее разработанных планов и механизмов "защиты", включавших набор политических, экономических, международно-правовых и, наконец, военных средств. При этом главный упор делался на силу. Это на сегодня - первое и последнее средство обеспечения "жизненных интересов" США в других регионах мира. Все остальное рассматривалось только как приличествующий случаю политико-дипломатический макияж.

Вашингтон так и действовал. Сначала против Ирана, когда в ходе ирано-иракской войны возникла угроза блокирования иранцами Ормузского пролива, через который каждые восемь-десять минут проходит танкер с нефтью. Но особенно наглядно роль ОЦК была продемонстрирована в 1990-1991 гг. во время военной операции под кодовым названием "Буря в пустыне", проведенной многонациональными силами против Ирака. Для освобождения Кувейта, оккупированного иракскими войсками в начале августа 1990 гг., и разгрома иракской военной машины под знамена ОЦК только из состава ВС США была собрана группировка численностью более 500 тыс. человек с 2600 танками, 1400 орудиями полевой артиллерии и реактивными системами залпового огня, 570 противотанковыми вертолетами, 1700 боевыми самолетами и 95 боевыми кораблями, включая шесть многоцелевых авианесущих кораблей.

Не так давно мир едва не стал свидетелем отголоска этой "бури". И хотя на этот раз "Гром в пустыне" не грянул, ОЦК по-прежнему осуществляет военный контроль над Ираком и регионом Ближнего и Среднего Востока в целом, для чего держит в зоне Персидского залива необходимый наряд сил и средств. В том же ключе, что и на Ближнем Востоке, начинают действовать и американские войска из состава Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, представляющие собой основу миротворческой группировки на Балканах.

Это, по-видимому, вдохновляет многие горячие головы в Вашингтоне, у которых появились дополнительные заботы: как бы побыстрее и понадежнее прибрать к рукам появившиеся в результате распада СССР новые зоны "жизненных интересов", такие, как Центральная Азия и Каспий с их углеводородами и другими запасами стратегического сырья, а также Закавказье, Черное море и Украину, представляющие особую ценность в качестве стратегического коридора, обеспечивающего доступ к нефтяным и газовым запасам упомянутых регионов.

Нет необходимости доказывать, что основной сценой, на которой сегодня разыгрываются главные геополитические сценарии современности, является постсоветское пространство. В пользу этого говорят и решение о расширении НАТО на восток, и ход реализации программы "Партнерство во имя мира", и усиление политического и экономического присутствия и деятельности западных стран в Центральной Азии и зоне Каспия, в Закавказье и на Черном море и в других районах, зонах и странах ближнего зарубежья. Однако всего этого для США и их партнеров по "приватизации" постсоветского пространства, по-видимому, недостаточно, и поэтому возможности и опыт ОЦК и совершенно свежая практика миротворческих операций американских войск на территории бывшей СФРЮ (Югославии) в этом деле могут оказаться незаменимыми.

Сегодня мы имеем возможность наблюдать появление наметок будущего плана дальнейшего расширения НАТО, в ходе которого этот военно-политический блок перешагнет границы бывшего СССР. При этом главной целью всех этих планирований, как и во все времена до этого, является постепенное создание условий для отсечения России от остальных стран СНГ. Это значит, что перед многими из них уже сегодня встал вопрос выбора: молча "проглотить" новый геостратегический вызов Вашингтона или все же подать хотя бы слабый голос протеста против того, что уже не просто замышляется, а приобрело вполне определенные практические черты.

Даже если сообщения о намерении Пентагона установить свой контроль над развитием военно-политической обстановки в российском ближнем зарубежье в чем-то упреждают события, от них по привычке не следует отмахиваться. Все это должно сильно настораживать и заставлять внимательнее следить за деятельностью главных геополитических фигур в зоне СНГ.


www.moles.ee

03.04.1998
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован