08 августа 2007
1130

Анатолий Гушер: Выборы 2008: анализ и прогнозы. Часть 2. Российские партии вступают в предвыборную борьбу

До выборов в Государственную Думу еще почти полгода. Но процесс уже пошел, и хотя активная фаза агитации еще не наступила, некоторая информация к размышлению сложилась. Оставшееся до выборов время - хороший повод дать первую ориентировочную оценку расстановки политических сил.

1. В предстоящих выборах примут участие беспрецедентно малое число партий - 9-12. С учетом величины барьера отсечения в будущей Думе, как и в нынешней, собственными фракциями будут представлены четыре партии. Две партии пропутинской ориентации - "Единая Россия" и "Справедливая Россия" могут набрать в общей сложности 60-65% голосов, две оппозиционные - КПРФ и ЛДПР - вместе около 20%. Остальные не превысят 20%.

2. Основной сюжет - соотношение сил внутри "путинской коалиции". Кроме поддержки обеих партий главой государства, у ее участников общего немного - у них разные лидеры, разные элитные группировки за спиной, разные программные и идеологические установки. Пока Путин руководит страной, его сторонники консолидированы пропрезидентской платформой - сильное государство, властная вертикаль, стабильность. Но на этой платформе постепенно формируются новые политические силы - "левопутинцы" и "правопутинцы" Между ними, а не между "путинцами" и оппозицией скорее всего и развернется основная политическая борьба. Сейчас соотношение - три к одному. Перевес "Единой России" - за счет информационного лидерства, накопленного политического веса, сильной региональной сети, превосходства в организационных, властных, финансовых ресурсах. "Единороссы" припасли на активную фазу кампании ряд сильных ходов. Это, прежде всего, намеченные на лето "праймериз" и раньше других заявленный лозунг обеспечения преемственности курса Путина после 2008 года. Похоже, что с таким багажом им по силам взять заявленные 45% голосов избирателей. То есть, с учетом перераспределения голосов, поданных за партии, оставшихся за бортом Госдумы, партия "Единая Россия" может рассчитывать на 50% парламентских мандатов, а коалиция со "Справедливой Россией" даже может обеспечить конституционное большинство. Это теоретически. На "эсеров" пока работает эффект новизны, атакующий, агрессивный стиль С.Миронова, удачно выбранная идейная риторика. Все направлено на мобилизацию, единение, не важно с кем, главное - привлечь к себе как можно больше сторонников. Одна за другой выдвигаются резонансные инициативы: третий срок для Путина, возрождение социализма, дележ Стабфонда и т.д. В процессе избирательной кампании более динамичная политическая сила в лице СР может потеснить мощного, но тяжеловесного конкурента. От того - насколько - зависит соотношение сил внутри пропутинской коалиции, уровень ее взаимодействия, расстановка акцентов в экономическом курсе будущего правительства. Партии и политики проводят предварительные выборы (праймериз), спешат обозначить приоритеты, отметиться по наиболее актуальным темам, тестируют на общественности наброски своих предвыборных программ.

3. Другой любопытный сюжет - соперничество на левом фланге. На социалистическом поле стараются играть все партии, от эсеров до СПС. Однако больше шансов на успех у исторических левых, для которых социалистическая окраска - не дань общественным настроениям, а основа самоидентификации. Пока "эсерам" удается использовать "левый" тренд общественного сознания для завоевания электоральных позиций. Впрочем, грамотный избиратель видит, что "левизна" Миронова - это маска, за которой отнюдь не левые, и тем более не социалистические интересы. Вот почему непомерная возгонка СР левых настроений в обществе может насторожить даже не очень чуткого избирателя и привести к обратному результату: левый электорат выберет исторических левых - коммунистов.

4. Своя борьба разворачивается на довольно куцем либерально-демократическом фланге. Один из вопросов - смогут ли те, кто правее ЕР, получить в Думе партию, представляющую их интересы. Запрос на такую силу существует. Значительная группа избирателей (до 20%) придерживается либеральных и демократических взглядов. Не все они готовы голосовать за ЕР, тем более - за СР. Кто-то остается верным старым пристрастиям (СПС, "Яблоко"), иные присматриваются к новым игрокам на этом поле ("Гражданская сила"). Наибольшие шансы пройти в Госдуму ук правых демонстрирует СПС. Но и для него барьер в 7% выглядит высоким. Объединить же либеральных избирателей пока не удается. Они не поддаются стадному инстинкту и часто действуют вопреки сценариям политтехнологов. К тому же тем, у кого "все хорошо", и на выборы, казалось бы, идти незачем.

5. В последнее время заметно усиливаются в обществе националистические настроения, растет спрос на партию национал-патриотической ориентации. Некоторые эксперты даже считают, что националистическая идея - 100-процентный пропуск в Госдуму-2008. Эта идея - отличный способ привлечь к себе внимание и уважение избирателей, дав им понять, что партия готова отстаивать интересы титульного населения. "Левада-Центр" как-то провел опрос общественного мнения как раз на тему национализма в России. Выяснилось следующее: 17% считают, что идею "Россия для русских" давно пора осуществить; 37% считают, что ее неплохо осуществить, но в разумных пределах, 34% готовы согласиться, что во многих бедах России виноваты люди нерусской национальности, 38% разделяют мнение, что национальные меньшинства имеют слишком много власти в стране; 52% склонны поддержать официальное признание России государством русского народа. В известной степени, эта ниша частично заполнена ЛДПР, которая показывает устойчивые результаты не первые выборы подряд. Неплохие шансы попасть в Думу "жириновцы" будут иметь и в декабре. У них свой электорат, сильный харизматичный лидер, понятные простым людям лозунги, отсутствие явной аллергии в Кремле. Для Кремля она гораздо более удобная, чем, скажем, "Великая Россия". Так что, свои 10% партия В.Жириновского, скорее всего, получит.

6. Пройдет ли в Думу хотя бы одна из новых партий, созданных под начинающуюся кампанию? Сегодня можно рассматривать справа на либеральном фланге "Гражданскую силу" (М.Барщевский) и слева на национал-социалистическом "Великую Россию" (Д.Рогозин, А.Савельев). Избирательное законодательство сильно изменилось, места в идейно-политическом спектре осталось для этих новичков не так уж много, неизвестны их финансовые и информационные возможности. Для "Великой России" главный конкурент - ЛДПР, для "Гражданской силы" - СПС и "Яблоко". Поэтому лишь сверхэффективная кампания может привести в Думу новую партию. В ином случае они и сами не пройдут и лишат такой возможности идейно близких конкурентов.

7. Важно и то, насколько легитимными для общества будут избирательные кампании и ее результаты. Россия вышла из стадии, когда иностранные учителя имели моральное право принимать у нас экзамен по демократии. Обеспечить доверие к итогам выборов могут два обстоятельства. Во-первых, соответствие объявленных результатов общественным ожиданиям. Сегодня они таковы, что победителем должна стать "Единая Россия", а ее партнерами по Думе - СР, КПРФ и ЛДПР. Других партий в парламенте избирателям не предлагают, поэтому их и не ждут. Второе условие легитимности - явка на голосование. Низкая явка создает угрозу политическому порядку: в стране, где демократические традиции молоды, а доверие к политическим институтам невелико, критически важным обстоятельством является обеспечение участия в процедуре формирования власти большинства населения.

Сопоставление данных опросов общественного мнения и итогов последних выборов в регионах позволяет предположить, что ниже 45% явка не опустится. Повышение возможно, но для этого необходимы согласованные усилия всех участников выборного процесса по обеспечению большей прозрачности электорального процесса, конкурентности выборов и доверия избирателей к институтам избирательной системы.

В преддверии предстоящих выборов в Госдуму все большее внимание вызывает анализ деятельности остающихся на политической арене партий и, в частности, в регионах. Этот интерес для прогноза важен еще и потому, что в России с ее гигантскими размерами, существенными социокультурными различиями между регионами успех на федеральном уровне для любой партии невозможен без успеха в конкретных регионах. К тому же, у каждой партии всегда были свои электоральные плацдармы, которые позволяли в итоге добиваться некоего усредненного результата. На предварительных выборах шла раскрутка партий в их новой идеологической упаковке ("Справедливая", СПС) и повышение известности и популярности партийных вожаков. Таким образом, скорее всего федеральные стратегии и агитационные кампании ведущих партий на федеральных выборах будут продолжать идеи, доминировавшие на региональных.

На прошедшую агиткампанию оказали свое воздействие и поправки в законодательство, запретившее ведение контрагитации в эфирах телевизионных каналов и расширившие определение экстремистской деятельности до степени почти полного исчезновения из публичного обсуждения таких острых тем, как борьба с коррупцией, национальные проблемы, разжигание социальной розни и т.д.

В результате в агитационной кампании на региональных выборах можно отметить ряд особенностей.

Во-первых, практически все партии в своих агитационных материалах фактически вводили избирателей в заблуждение - все основные обещания и лозунги (в основном социального характера) не имели никакого отношения к компетенции избираемых органов. Это создавало у граждан эффект завышенных ожиданий в отношении избираемых органов, которые заведомо не могут быть удовлетворены и будут вести к подрыву доверия к представительным органам власти в целом.

Во-вторых, ожидая не самую высокую явку, расчет в агитации строился в основном на пенсионера как самого дисциплинированного, законопослушного и активного избирателя. В результате программы партий были нацелены в основном на единственную социальную группу и были до смешного похожи и отличались лишь размером обещанной пенсии. В результате на избирателя "работали" не программы, а лишь разные стили и методы работы с населением и региональными элитами.

В-третьих, партийные "креативные" изыски заметными достижениями не отличались. "Единая Россия" сделала очевидную ставку на использование по максимуму административного ресурса, включая повсеместно в списки губернаторов. Именно ЕР наиболее активно использовала тактику "паровозов". Именно в ее списках баллотировалось максимальное количества глав администраций, мэров, депутатов Госдумы, известных спортсменов, артистов федерального и регионального масштабов. В агитационной кампании партия стремилась доминировать в региональном рекламном и медиа-пространстве, активно сообщалось об использовании в интересах ЕР труда чиновников, фактах административного давления, установленном как никогда высоком имущественном цензе для оппозиционных кандидатов в виде огромных избирательных залогов, беспрецедентном недопуске на выборы под любым предлогом иных партий и кандидатов.

Отличить голосование за партию от голосования персонально за губернатора в таких ситуациях было не просто. Тем более, что предвыборные программы удивительным образом совпадали с утвержденными программами деятельности региональных администраций, вплоть до списка конкретных объектов строительства, ремонта и т. д. Как фактический шантаж и давление можно расценить ставшую традиционной агитацию по принципу: не будет определенного процента голосов для "Единой России", не будет и денег для области и т.д. Мимикрия партии под социальные программы других партий - довольно распространенное явление в практике агитации (хаявления о повышении зарплат и пенсий, требования об отставке М.Зурабова, которые распространял созданный при партии ЕР "Союз пенсионеров" и т.д. О партии в регионах искусственно создавалось ложное благоприятное впечатление, как будто их две: одна "хорошая" в субъектах и другая - в ГД, где действует иная мифическая "Единая Россия", которая в свое время приняла разрушительные, антисоциальные законы о монетизации, ЖКХ, Знамени Победы и др.

У "Справедливой России" явно обозначилась тенденция к привлечению представителей "второго эшелона" региональной элиты, мэров городов, бывших глав регионов, представителей ФПГ, не получивших мест в "Единой". Эта группа менее влиятельная, но, быть может, более многочисленная. Особенно активным стал приток в партию относительно молодых представителей регионального бизнеса, явно имеющих проблемы с реализацией своих амбиций из-за существующих в региональных элитах "карьерных пробок". Обозначился приток в партию и представителей "малых" партий, утрачивающих свой статус и явно не рассчитывающих попасть в Госдуму. Это и независимые депутаты, лишенные возможности избираться по одномандатным округам.

В результате в партию потекли многие политики с противоположными взглядами - от либералов (Оксана Дмитриева) до патриотов-государственников (Игорь Родионов). Невнятность общего образа партии, ее политическая разношерстность, чрезмерная широта взглядов уже начинают создавать ей большие проблемы.

Агитационная кампания партии решала скорее проблемы раскрутки нового бренда, чем электорального успеха в отдельных регионах. В целом она шла централизованно, по единому шаблону, без привязки к конкретным региональным проблемам, с броскими лозунгами, рассчитанными на массового избирателя ("Убережем жилье от жулья" и т.п.). В большинстве регионов не было ясно, что же эсеры собираются сделать для данного региона. Зачастую никак не было обозначено отношение СР к областной администрации и ее политике. Единственный плюс, что в целом в агитации соблюдался общий визуальный стиль, и она легко узнавалась.

Гораздо более близкими к проблемам конкретных регионов оказались агитационные материалы КПРФ. Произошло существенное обновление и омоложение партийных организаций многих регионов, ушли одиозные и утратившие популярность политики. В результате в партийных списках возросло число молодых представителей региональной интеллигенции, регионального малого и среднего бизнеса. К тактике "паровозов" партия практически не прибегала. При традиционных лозунгах партии по защите социальных прав трудящихся были существенно скорректированы стиль и методы их подачи. Материалы партии стали более яркими, профессиональными и креативными. Партия впервые попробовала работать на широкий круг не вовлеченных в партийную деятельность избирателей. Отдельного внимания заслуживают качественные рекламные ролики ("КПРФ - за молодежь!.Учебу, жилье, работу - даешь!").

Теперь остановимся на конкретных действиях политических партий по подготовке к выборам. "Единая Россия" проводит по всей стране региональные отчетно-выборные конференции и смотр сил в преддверии декабрьских парламентских выборов. Руководство "Единой России" начало рассмотрение черновых составов региональных подгрупп избирательного списка партии в Госдуму-2007. Жаждущие получить думский мандат делятся на четыре категории: в меру яркие партийные лидеры федерального и регионального масштаба, работоспособные и неприметные аппаратчики, электорально привлекательные деятели культуры и спорта, а также "денежные мешки". На последних ложится финансирование партии, ее дочерних структур и избирательной кампании в целом. Наибольшая их концентрация как раз и наблюдается в "Единой России": 23 из 28 "рублевых" миллиардеров-депутатов Госдумы состоят во фракции власти, 20 из них входят в список 500 богатейших людей страны. Однако, по предварительной информации, кадровый состав фракционных кошельков будет изменен. Одни сами разочаровались в лоббистских возможностях нынешнего депутатства, других предполагается подвергнуть насильственной ротации.

Цена проходного места в списке существенно возрастает. Уже сама нарезка региональных групп в списке "Единой России" становится механизмом для продвижения нужных кандидатов. В зависимости от позиции партии в конкретных субъектах РФ "единороссы" намерены либо объединять регионы, либо дробить на отдельные группы, либо рассматривать субъект РФ как отдельную региональную группу. К примеру, в Самарской и Саратовской областях у партии будут по три группы, в Ставропольском крае и Воронежской области - по две. Причем, нередко публичные и известные думцы из одного региона будут баллотироваться в других регионах (например, "саратовцы" Л.Слиска идет по Тамбовской области, В.Володин - по Москве).

Или возможно объединение проблемных для "ЕР" территорий с теми, где позиции партии сильны (например, слабая Еврейская АО и "сильный" Хабаровский край). Санкт-Петербург, губернатор которого отказалась возглавить список "Единой России", может быть поделен аж на пять региональных групп. Новым потенциальным "денежным" мешком ЕР, возможно, станет председатель совета директоров нескольких промышленных предприятий, руководитель азербайджанской диаспоры в Санкт-Петербурге Вагиф Мамишев. Кроме него, известные лица - олимпийский чемпион Антон Сихарулидзе, председатель союза садоводов Василий Захарьящев, командующий войсками ЛВО Игорь Пузанов, певица Ирина Богачева, призер чемпионатов мира по женскому боксу Наталья Карпович.

В первой декаде июня состоялась отчетно-выборная конференция Московского областного регионального отделения "Единой России". Основным критерием оценки работы подмосковных единороссов были итоги выборов в Московскую областную думу, прошедшие в марте этого года. Тогда за "Единую Россию" было отдано почти 50% голосов избирателей (49,6), что позволило сформировать парламентское большинство в региональном Законодательном собрании. Численность областной парторганизации и количество первичных отделений увеличилось почти в 3 раза и в настоящее время составляет 65 тысяч человек и 1700 первичных отделений. Важнейшим направлением в работе всех областных парторганизаций по-прежнему остается усиление партийного влияния в органах местного самоуправления и советах депутатов муниципальных образований. Динамично ведется работа "ЕР" по налаживанию партнерских отношений с общественными организациями. Только в Московской области подписаны соглашения о сотрудничестве с 28 организациями. Общая численность сторонников "ЕР" в них составляет свыше полутора миллионов человек.

Своеобразно складывается расстановка сил в Пермском крае. Отличий пермских рейтингов от федеральных по крайней мере три. Во-первых, безусловное лидерство "Единой России" в Прикамье не столь явно по сравнению с федеральным рейтингом (соответственно 32 и 42 процента). Во-вторых, партия номер два - КПРФ отдала вторую позицию в Пермском крае соратникам Владимира Жириновского. В-третьих, в Прикамье СПС имеет 10% своих сторонников, чего не скажешь о большинстве остальных территорий. Единственная общая черта федерального и пермского рейтинга - это третья позиция "Справедливой России". Лидер партии "Справедливая Россия", считает, что именно его организации предстоит вернуть на избирательные участки около 30% избирателей, разуверившихся в выборах (по данным ВЦИОМ, именно такой процент электората не пойдет голосовать). Он также выступает за объединение всех левых сил, оставляя лидерство в левом движении за "Справедливой Россией". Ведь, по данным того же ВЦИОМ, 62 процента россиян приветствуют "необходимость, обоснованность и целесообразность" объединения всех левых политических сил, включая КПРФ.

"Справедливая Россия" пытается позиционировать себя на законодательном поле, внося законопроекты, дающие ей возможность для критики своего соперника - "ЕР". Так, она скептически оценивает перспективы прохождения в Госдуме внесенного ею законопроекта о равном доступе всех партий к эфиру. Ее лидер С. Миронов считает, что "Единая Россия", используя свой политический монополизм и административный ресурс фракции, не пропустит этот законопроект.

Мироновцы предлагают сделать более прямым доступ депутатов и сенаторов к федеральным и региональным массмедиа. Инициированный партией законопроект предлагает резко увеличить количество центральных, а главное, местных СМИ, освещающих работу госорганов разного уровня, узаконить обязательные регулярные теледебаты представителей различных политических партий. Мироновцы, декларируя свою "левизну", упорно пытаются внести изменения в Налоговый кодекс с целью введения дифференцированной ставки налога на предметы роскоши. Под роскошью понимаются предметы недвижимости: дома, квартиры, дачи, гаражи, земельные участки стоимостью от 15 млн. рублей, а также автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 млн. рублей. Обложить налогом предлагается предметы из драгметаллов, камней, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей. Этот предвыборный популистский ход "Справедливой России" не разделяется представителями "Единой России" и стоящими за ними обитателями Рублевки. Характерно, что инициатива "Справедливой России" на поверку оказывается новым и эффективным инструментом зачистки пространства от бедных. Богатый всегда найдет способ обойти или заплатить налог, каким бы он ни был. Всегда получается другое: наезд на богатых заканчивается выселением бедных. В справедливой России.

Зато руководство Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) разослало руководителям членских организаций директиву "о нецелесообразности взаимодействия" со "Справедливой Россией". Ориентироваться предложено на единороссов. Напомним, что ФНПР, судя по ее официальным данным, является самым крупным профсоюзным объединением. В нее входит 48 общероссийских, межрегиональных профсоюзов и 78 территориальных профобъединений. Это около 300 тысяч первичных организаций, которые насчитывают более 28 млн человек. По закону профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и политических партий, однако пристрастия ФНПР очевидны. ФНПР подозревает "Справедливую Россию" в попытках разрушить организацию изнутри. Программные документы партии Миронова предусматривают создание новой системы профсоюзов, что не входит в планы профсоюзного руководства. "Справедливая Россия" намерена использовать профсоюзы как средство в политической борьбе с "ЕР" - партией, с которой ФНПР сотрудничает давно. И все же Миронову удалось подписать соглашение с организацией "Единство ради прогресса" (ЕРП), которая учреждена профсоюзами и объединяет 20 из 43 организаций Санкт-Петербурга и Ленобласти.

"Справедливая Россия" отличается выраженной агрессивной кампанией, стремлением всех охватить и подмять под себя, что приводит порой к обратному результату. Так, в Нижнем Новгороде на закрытой конференции глав нижегородских районных отделений общественной организации "Российские пенсионеры", которая образована на базе влившейся в "Справедливую Россию" Российской партии пенсионеров, изъявила желание сотрудничать с "Единой Россией". Идею о присоединении к "единороссам" поддержали 45 из 46 лидеров районных отделений. Окончательное решение о вхождении "пенсионеров" в ряды партии власти будет принято в сентябре.

Соперничество "Единой России" и "мироновцев" за общественные организации, которые насчитывают почти 150 тысяч, становится все более острым. Действующее избирательное законодательство запрещает политическим партиям создавать предвыборные блоки, расширяя круг потенциальных избирателей. Поэтому единственный способ получить союзника - вступление в партию. 7 июня было подписано соглашение о сотрудничестве между ЕР и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Де-юре соглашение посвящено "сотрудничеству в сфере формирования современной инновационной экономики". Де-факто ЕР получила серьезного предвыборного партнера: РСПП объединяет крупнейших предпринимателей России, который иногда называют "профсоюзом олигархов".

Это соглашение фактически стало ответом на активизацию партии Миронова. 30 мая на первой конференции Союза сторонников "Справедливой России" (СССР) Сергей Миронов пригласил вступить в СССР все общественные организации. Например, Всероссийское общество глухих, прежде обещавшее поддержать на выборах "Справедливую Россию", теперь вошло в СССР. Практически ни одна из действительно массовых общественных организаций не оказалась за пределами внимания, как ни одна не уклонилась от взаимовыгодного сотрудничества.

Партии полезны общественным организациям проходными местами в избирательных списках, содействием в замещении депутатских мест в региональных парламентах и, наконец, просто доступом в органы власти. С другой стороны "общественники" добавляют партийцам легитимности. Чем больше общественных организаций записано в союзники, тем больше оснований говорить, что партию поддерживает "многомиллионная социальная масса". Так, включение в Консультативный совет ЕР Российского аграрного движения и Центрального союза потребительских обществ РФ стало ударом по Аграрной партии.

Создание второй партии власти спровоцировало напряженность в политической элите. Возникла реальная угроза ее раскола. Изначально мыслилось, что соратники Миронова должны потрепать электоральную базу коммунистов. Но в итоге обе партии вступили в борьбу за путинский электорат. Появление СР, очень четко позиционирующей себя именно идейно, спутало элите от ЕР все карты. Тем более, что сторонники Миронова повели достаточно активную наступательную политику, фантанируя инициативами. Они предложили резко понизить зарплату Депутатам Госдумы и членам Совета Федерации, сделать прямым доступ депутатов и сенаторов к федеральным и региональным СМИ.

На самом деле происходящий конфликт - не более чем противостояние "миллиардеров" с "миллионерами" (Проханов). Его участники - те, кого еще недавно называли олигархами, и те, кто сами с нуля строил свой бизнес. Первые получили активы по милости Чубайса, вторые - благодаря предприимчивости и инициативе. И сегодня олигархи стоят у них на пути. Сегодня олигархи просто не дают пройти новой генерации бизнесменов. Отсюда взаимное недовольство и борьба за власть и влияние всерьез.

В КПРФ возникли региональные проблемы, которые несколько встревожили партийное руководство и заставили его искать выход из создавшегося положения. "Справедливая Россия" утверждает, что переманила к себе башкирских коммунистов и обещает на этом не останавливаться. Росрегистрация ликвидировала ямальское отделение КПРФ по решению окружного суда, удовлетворив иск управления Федеральной регистрационной службы. КПРФ испытывает определенные проблемы в Коми и в пермском отделении. Однако эксперты считают, что массового перехода коммунистов в эсеры не будет. Напротив, появление на предвыборном горизонте эсеров спровоцировало успех коммунистов на мартовских региональных выборах - к ним перешел электорат "Родины". Максимум, на что могут рассчитывать эсеры, - это привлечь отдельных региональных руководителей, у которых не сложились отношения с руководством центрального аппарата партии.

Ищет свои методы работы в массах ЛДПР. Так, активно начало свою деятельность региональное отделение партии в Самарской области. На заседании координационного совета самарского регионального отделения ЛДПР было объявлено о переводе организации на работу в режиме "чрезвычайного положения", предусматривающего, в частности, отмену отпусков и активизацию работы районных парторганизаций. В ходе избирательной кампании по выборам в Госдуму партия планирует сделать ставку на работу с молодежью. Порядка 150 тысяч "стабильных избирателей ЛДПР" области будет предложено "привести с собой за руку на выборы новичка" - человека, ранее никогда не участвовавшего в выборах, но симпатизирующего либерал-демократам. По их прикидкам, в этом случае число сторонников ЛДПР могло бы возрасти вдвое - до 250 тысяч человек. Лидером самарского списка может стать сын председателя партии Игорь Лебедев, руководитель фракции ЛДПР в нынешней Госдуме. Если харизма лидера ЛДПР В.Жириновского известна и притягивает, то фигура И.Лебедева мало известна широкой общественности. Поэтому его появление в списке может вызвать обратный эффект. Всего партия планирует составить не менее 80 региональных списков общей численностью около 800 человек (от 3 до 10 кандидатов).

В настоящее время в ЛДПР активно идет процесс согласования первых "троек" кандидатов, которые возглавят областные списки. Возможная удача партии ЛДПР на выборах в декабре связывается прежде всего с личной популярностью Владимира Жириновского и отменой графы "против всех", которая, как считают, будет работать в пользу этой партии.

"Союз правых сил" серьезно рассчитывает на прохождение 7-процентного барьера и даже на формирование своей фракции. Предложения по формированию списков планировалось рассмотреть на совете СПС 23 июня. Затем предложения по формированию списков будут обсуждаться в регионах, а в середине сентября - на съезде партии. СПС пойдет на выборы под лозунгом борьбы с вертикалью власти. Привлекать либеральных избирателей правые хотят с помощью громких законодательных инициатив.

Главная цель избирательной стратегии СПС - прохождение в Государственную Думу. Руководители партии озабочены тем, чтобы "Союз правых сил" воспринимался в регионах как реальная политическая сила, имеющая свою программу действий. Помимо агитации от двери к двери правые намерены найти оригинальные способы привлечения либерального избирателя, который не ходит на выборы. Привлечь его можно, считает руководство СПС, рекламируя законопроекты. Законодательные инициативы должны позиционировать партию как правую, способную работать в качестве полноценной парламентской фракции.

Среди первых таких "показательных" инициатив - запрет роспуска законодательных собраний и поправки в Бюджетный кодекс: не менее 50% собираемых в регионе налогов должны оставаться там, считает СПС. Борьба с вертикалью власти - эксклюзивная, никем не занятая в Госдуме ниша, которой хотели бы воспользоваться правые либералы.

Список на думские выборы СПС обсудил на совете партии 23 июня. Он будет сформирован по принципу максимальной эффективности, считают в ее руководстве (Никита Белых). Проходные места планируется распределять не за прошлые заслуги, а из расчета, кто принесет партии больше голосов. Федеральная "тройка" будет известна в августе и отразит, какое крыло в СПС победило - независимое или конформистское. Немцов, в частности, пока не решил, войдет ли он в лидирующую группу. Что очевидно, так это то, что Немцов явно не будет возглавлять региональные подгруппы. Анатолий Чубайс и Егор Гайдар скорее всего не захотят участвовать в выборах как публичные фигуры.

Что касается президентских выборов, то СПС не намерена поддерживать ни одного из преемников, кем бы он ни был. Партия скорее всего пойдет по пути выдвижения единого демократического кандидата, проведя опрос, кто из "носителей европейского демократического курса" пользуется наибольшей популярностью у населения. Впрочем, это может быть и представитель "Другой России". Однако шансов на выдвижение единого кандидата с каждым днем обнаруживается все меньше.

Некоторые социологические опросы, а также результаты выборов в Красноярском крае и других субъектах федерации (Республика Коми, Ставропольский край, Томская, Самарская, Пермская области) показывают, что СПС на сегодняшний день является единственной либеральной партией, которая имеет определенные шансы преодолеть 7-процентный барьер и попасть в Государственную Думу. Сейчас в 30 региональных парламентах присутствуют депутаты СПС (всего 66 депутатов).

Тогда, на региональные выборы СПС шла под лозунгом "Достройки капитализма", имея в виду его "правильное строительство". Партия в своей предвыборной работе не стала замыкаться только на определенной категории граждан, разделяющей ее либеральные взгляды (интеллигенция, крупный бизнес). Она стала работать с самыми различными кругами общественности, обращаться к людям пожилого возраста, представителям бюджетной сферы, которых раньше обходила своим вниманием. СПС стала позиционировать себя в качестве борца за эффективную социальную сферу, качественную пенсионную систему. Ее руководители спорят со "Справедливой Россией" относительно преимуществ накопительной системы перед распределительной. Выступая с абсолютно капиталистических и либеральных позиций, она стала чаще апеллировать к запросам и нуждам простых граждан. То есть партия пошла за избирателем в "низы", что отнюдь не означает "левый" поворот, в чем нередко стали упрекать ее лидеров. Недавно руководитель предвыборного штаба СПС, депутат Госдумы Антон Баков, обеспокоенный усилением левых тенденций в общественном настроении, объявил о создании сети комитетов защиты капитализма. Поэтому одной из главных задач СПС остается реабилитация идей капитализма и предпринимательства, провозглашение и защита этого мега-проекта в качестве проекта всего общества.

СПС запускает и федеральный молодежный проект. В рамках работы в сфере молодежной политики СПС определила 5 пилотных регионов: Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Пермь, Самара. Проект подразумевает формирование команды лидеров с выявлением наиболее активных граждан, потенциальных руководителей, заинтересованных в общественно-политической карьере. Тем, кто пройдет отбор, будут предоставляться места в партийных списках СПС на выборах в органы государственной власти в субъектах федерации, наиболее ярким, возможно, в Госдуму. Молодежный проект СПС планирует запустить в июле этого года. Партия СПС в ходе предстоящей кампании по выборам в Госдуму намерена строить свою стратегию с учетом возможных фальсификаций итогов голосования. Поэтому ее задача пройти с запасом и получить не менее 10-12% голосов избирателей. В настоящее время СПС насчитывает 64 тысячи членов.

Идеологическое распутье остается главной проблемой СПС. Стратегия партии, по словам лидеров СПС, будет строиться на том, чтобы сохранить традиционный электорат - "людей успешных и богатых". Поскольку успешных и богатых, да к тому же либеральных в стране меньше, чем нужно для прохождения в Госдуму, то партия будет стараться завоевать новых избирателей, которые хотят услышать о планах увеличения зарплат и пенсий, что СПС и называет "достройкой капитализма". Поверит ли левый электорат политтехнологам от СПС, пока не ясно. Наконец, лидеры СПС никак не могут определиться в главном - в своем отношении к операции "Преемник". "Раскольники" из московской партячейки выступают резко против нее. Лидеры СПС - "за". В недрах РАО "ЕЭС" сформирована группа по поддержке Д. Медведева. Председатель совета директоров РАО и экс-глава кремлевской администрации Александр Волошин в приватных разговорах утверждает, что выбор уже сделан: Сергей Иванов - президент, Дмитрий Медведев - премьер-министр. И этот выбор, по словам Волошина, стоит поддержать/ Борис Немцов, напротив, солидарен с теми членами СПС, которые призывают поддержать объединенную оппозиционную коалицию "Другая Россия", называя поддержку преемника "катастрофой для партии и страны". Лидер СПС Никита Белых говорит о готовности поддержать единого оппозиционного кандидата, не исключая кандидатуры Г.Явлинского и игнорируя при этом уже выдвинувшихся кандидатов от "Другой России". Леонид Гозман (партийная рука А.Чубайса) предлагает выжидать, когда станет окончательным расклад сил, когда своих кандидатов выдвинут демократы, националисты, коммунисты, Кремль. Какое решение будет окончательным - вопрос пока открытый.

"Яблоко" в своей предвыборной риторике решило сосредоточиться на сокрушительной критике действующей власти. Предвыборная программа партии называет главными бедами России кланово-олигархическую власть, бедность населения и консервацию массового бесправия. Ужесточение риторики эксперты объясняют попыткой партии Григория Явлинского сохранить свой электорат и побороться за голоса избирателей политических конкурентов. Жесткость нынешней программы "Яблока" должна оправдать партию перед своим избирателем за возможное непопадание в Госдуму, тем более, что партия на грани раскола, многие понимают отсутствие реальной перспективы попасть в парламент.

Программа этой партии "Семь шагов к равенству возможностей" была обсуждена на федеральном совете 15-16 июня. Ее рабочий вариант содержит три главы и изложен на 19 страницах. Предложения "яблочников" по преобразованию России в сильное, демократическое государство представлены в проекте в виде семи шагов. Судя по всему, "Яблоко" утрачивает свое лицо, свою самостоятельность и независимость. Декларируемая партией стратегия выравнивания возможностей и предложения по компенсационным выплатам делают программу даже не социал-демократической, а левопопулистской. Партия вступает в борьбу за избирателей КПРФ и эсеров, поскольку собственный ее электорат тает. "Яблочный" электорат, видя нулевые шансы попасть в парламент, уходит к другим. Партия перенимает и популистскую риторику СПС, обещающего всем высокие пенсии, и ЛДПР, выступающей за обездоленных. Но, по мнению экспертов, у этой партии вряд ли получится привлечь избирателей, симпатизирующих другим партиям: ее руководство полно интеллигентских предрассудков и не может позволить себе вести агрессивную избирательную кампанию.

Размежевание "Яблока" и "Другой России", судя по всему, ставит крест на выдвижение единого кандидата от демократической оппозиции. Федеральный совет партии рекомендовал выдвинуть Явлинского в качестве кандидата в президенты. Лидер "Яблока" выставил в нелицеприятном свете основного кандидата в президенты от "Другой России" Михаила Касьянова. Партия Явлинского приняла постановление, осуждающее действие коалиции Касьянова-Лимонова-Каспарова. "Яблоко" объявило себя единственной демократической партией, ответив тем самым на предложение руководителей "Другой России" признать партию Явлинского "лежащей вне орбиты оппозиционности". Акции протеста, организованные коалицией "Другая Россия" с разрешения властей 9 июня в Санкт-Петербурге и 11 июня в Москве, были запланированы как финальный аккорд "несогласия". Однако разрешение, данное властями оппозиционерам, превратило марш несогласных в рядовое мероприятие. И хотя в Москве лидеры несогласных грозились собрать тысячи своих сторонников и пройти внушительным маршем от Пушкинской до Театральной площади, нечего подобного не случилось. Акция, вопреки ожиданиям и надеждам ее организаторов, вообще прошла без каких-либо инцидентов. И в Москве, и в Санкт-Петербурге оппозиционерам удалось собрать около 500 человек. В крупных мегаполисах, при столь широкой рекламе, все происшедшее иначе как провалом не назовешь. На митинг не пришли ни Владимр Рыжков, ни Ирина Хакамада, ни, тем более, Михаил Касьянов И вместо единства оппозиционеров собравшимся продемонстрировали всю глубину раскола, который возник в "Другой России". Причины две: бессмысленность маршей несогласных и вопрос, связанный с выдвижением "единого" кандидата в президенты от оппозиции.

Конфликт в замысловатой конструкции "Другой России" был заложен изначально. Лимонов публично требует от Касьянова больше "красного". Либералы призывают Михал Михалыча не изменять "принципам демократии" и поменьше якшаться с такими одиозными личностями, как лидер нацболов. Прочие участники коалиции говорят о необходимости пересмотра стратегии. Такая вот обстановка в стане "других".

Партия "Великая Россия", которая не хотела бы остаться в стороне от парламентских выборов, торопится зарегистрироваться. Ее руководство (А.Савельев) утверждает, что численный состав превысил необходимые 50 тысяч человек, что позволяет ей представить соответствующие документы в Федеральную регистрационную службу (ФРС). Костяк "Великой России" составляют активисты возглавляемого Д.Рогозиным Конгресса русских общин, куда вошли многие бывшие родинцы, и Движение против нелегальной имиграции (ДПН) во главе с Александром Беловым.

На сегодняшний день прошли 47 учредительных конференций региональных отделений, в 40 из которых больше 500 членов. Самые крупные отделения - в Самарской области (4,5 тысяч), Татарстане (ок. 3 тыс.), Нижегородской (2 тыс.) и Саратовской (1,5 тыс.) областях. Предполагается, что к моменту сдачи документов у партии будет около 60 тыс. членов и 63 региональных отделения. Примерно 15% отделений созданы на базе организации ДПНИ. Характерно, что в "Великую Россию" перешла примерно четверть из 160 родинцев-сторонников Рогозина, тех, которые не нашли с приближенные себя среди эсеров, где все руководящие посты распределили между собой люди, близкие Миронову. Вопрос о регистрации партии и ее участии в думских выборах пока остается открытым.

Интересно понаблюдать за деятельностью общественных правозащитных организаций, так обожаемых международными западными "институтами демократии". Их негодование вызвал принятый Госдумой закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Этот закон, по их общему мнению, нарушил демократические принципы. Их тут же поддержал Запад, США. Эти организации аккумулируют финансовые средства, переводимые в основном из США в Россию "на развитие гражданского общества", "на обеспечение и свободу СМИ", "на поддержку справедливых выборов" и т.д. Смысл формулировок сводится к одному - финансировать деятельность правозащитников прозападного толка и противников "недемократического" правительства. Сегодня грантодателей интересует прежде всего дестабилизация политической обстановки в стране, появление в ней чего-нибудь "цветного", может быть "оранжевых" оттенков. Все мало-мальски влиятельные правозащитные организации входят в так называемую инициативную группу "Общее действие". Громче всех о себе заявляют Московская Хельсинская группа, Институт прав человека, Союз комитетов солдатских матерей, спекулируя на горячих темах, будоражащих народные массы. Кстати, часть из них числятся в "Другой России" и даже является членами оргкомитета проекта "Другая Россия". В США, например, "незаконными являются любые пожертвования от иностранца в связи с выборами на любую политическую должность". Так предусмотрено законом. Когда же российское законодательство запрещает подобные действия, сразу оживляются прикормленные "защитники свободы и демократии".

Важным моментом в политическом сознании российского общества следует назвать усиливающуюся тенденцию потери россиянами интереса к выборам. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного ВЦИОМ, где 34% опрошенных считают, что результаты выборов предопределены заранее, что от простых избирателей не зависит, кто придет к власти в стране и какие решения будут приниматься. Нет интриги и в будущих президентских выборах. Разговоры о преемнике интересуют только истеблишмент - политиков, социологов, экспертов, журналистов. Большинство россиян готово проголосовать за того, кого им предложит действующий глава государства. Люди не видят тех, кто отражал бы их интересы, нужды. 34 процента - это пока не протестный электорат, это скорее электоральное "болото", которое может запротестовать только в случае резкого ухудшения социально-экономической ситуации.

activity.natm.ru

08.08.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован