Эксклюзив
09 сентября 2011
1844

Анатолий Нестеров: Особенности техническом регулировании в России

Принятие в 2002 г. Федерального закона РФ "О техническом регулировании" (далее Закон) явилось революционным событием в сфере технического регулирования. К сожалению, Закон не декларировал цели его принятия. Поэтому отметим, что целью реформы технического регулирования в РФ, на наш взгляд, является гармонизация российского технического законодательства с международными нормами в области торговли. А они требуют, чтобы все страны устанавливали технические барьеры в торговле одинаковыми способами. Целью же самого технического регулирования является установление приемлемого правового баланса между правами приобретателей на безопасные продукцию и процессы оказания услуг и правами изготовителей продукции и исполнителей процессов оказания услуг на свободное перемещение товаров, услуг и капиталов. Имеющаяся нормативная правовая база по техническому регулированию не отвечает современным требованиям научно-технического прогресса и представляет собой некоторую фрагментарную совокупность нормативных правовых актов, т. к. складывалась годами на основе несогласованного нормотворчества министерств и ведомств. Поэтому ее необходимо упорядочить и превратить в единую систему.

Среди многих целей в России существует одна, которая напрямую затрагивает интересы простых граждан, в частности, резкое повышение их уровня удовлетворенности от потребления продукции и процессов оказания услуг. Для реализации этой цели и других целей были спланированы и реализуются две реформы: реформа технического регулирования и административная реформа.

Известны три основные точки зрения на данные реформы, которые выражают интересы трех категорий субъектов: 1) высшего руководства страны, которое и организовало эти реформы, понимая, что качество жизни россиян значительно ниже, чем в развитых странах, 2) среднего звена чиновников, на которых возложена обязанность организовывать, разрабатывать и внедрять мероприятия по данным реформам, 3) потребителей или как их совсем недавно называли, посетителей, просителей и жалобщиков.

Ни для кого не секрет, что качество чего-либо в России оставляет желать лучшего. При этом многие люди даже не догадываются, что качество является рыночной (конкурентной) характеристикой товара (услуг), и требуют от всех ветвей и уровней власти, навести порядок с качеством. Власти же могут регулировать только безопасность и упорядочить пригодность продукции, при этом федеральная власть законодательно закрепила свою ответственность только в сфере производства и обращения продукции в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании". Фактически все непроизводственные сферы, в которых продуцируются разнообразные продукты, оказались вне зоны регулирования данного закона, а стало быть, и вне принципов национальной стандартизации. Важная мысль высказана А. В. Рубцовым (1), в частности, "Сложилась одна жестко монополизированная отрасль. Это самостоятельная сфера "услуг", безразличных к качеству обслуживания, навязываемых силою власти и по монопольным тарифам. Если в стране где-то еще сохранился классический дикий рынок, не знающий необходимых ограничений, обеспечения прав сторон и организации конкуренции, то прежде всего здесь".

Уже сейчас появились точки зрения о том, кто будет виноват, когда спустя некоторое время показатели удовлетворенности потребителей будут ниже плановых. Взгляд средних чиновников понятен - виноваты, будут потребители, в том числе и бизнес-сообщество, т. к. они не проявляют активности при разработке и принятии нормативных правовых актов.

Бизнес-сообщество выжидает, т. к. не уверено, что их мнение будет учтено, простые люди просто не понимают казенный язык административных и технических регламентов (2). Например, даже профессиональные высокоорганизованные сообщества не могут существенно повлиять на сложившуюся ситуацию, в частности профессиональное сообщество оценщиков до сих пор работает в соответствии с так называемыми федеральными стандартами оценки (3). Почему данные стандарты, которые представляют собой противоречивые инструкции, называются федеральными стандартами в противовес национальным стандартам, и вопреки принципам стандартизации (добровольности применения) содержат обязательные требования не согласованные с профессиональным сообществом, бизнес сообществом и потребителями данных услуг? Потому что некоторые чиновники вынуждены менять старые фразы на новые, но при этом они хотят не менять сложившуюся практику. Поэтому появляются подобные правовые "кентавры", как следствие нарушения принципов.

Реформа технического регулирования в России явно буксует. В качестве примера можно привести многочисленные дискуссии в научных журналах (4) Одной из причин этого является отсутствие взаимопонимания, как у юристов, чиновников, так и у технических специалистов. В этой связи попытаемся найти приемлемую платформу, на основе которой можно будет искать консенсус между людьми, понимающими необходимость и неизбежность реформы технического регулирования в России.
Сначала сделаем попытку дать ответы на вопросы: почему данное регулирование называется техническим, в чем отличие технического регулирования от технического регламентирования? Чем отличается продукция от продуктов? Какие еще требования кроме безопасности входят в обязательные требования технических регламентов? Где должна проходить граница между законодательством о техническом регулировании и другими отраслями законодательства? А также определим субъекты и объекты технического регулирования и технического регламентирования.

Начнем рассмотрение с института технического регулирования. Техническое регулирование в виде Закона является новым для России институтом. Как известно, институты складываются стихийно, заимствуются и целенаправленно. При импортном заимствовании института возможно примитивное копирование и творческая гармонизация с учетом национальных достижений. При стихийной практике, с одной стороны, существует творческая активность заинтересованных лиц, а с другой стороны - необузданные нормотворчество чиновников. Целенаправленно создать институт технического регулирования можно только путем непрерывного анализа норм закона, складывающейся практики и законотворческой работы. Необходим баланс всех трех подходов при нормативном закреплении института технического регулирования и стандартизации.

В соответствии с Руководством ИСО/МЭК 2: 2004 технический регламент относится к области стандартизации и представлен как документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти. Поэтому об должен быть принят в виде нормативного правового акта высшего органа власти и на основании закона. В этой связи и был принят ФЗ РФ "О техническом регулировании", который во Всемирной торговой организации (ВТО) считается гармонизированным с документами ВТО.
По своей сущности технический регламент содержит обязательные технические требования, в том числе по безопасности продукции либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Считается, что эти требования касаются только эксплуатационных характеристик, а не структурных. Учитывая, что многие продукты не эксплуатируются, то это функциональные и доменные характеристики, где домен есть элемент состава продукции.

Здесь же необходимо отметить, что технические регламенты предусматривают законодательное определение, используемых для целей технического регулирования, терминов, т.е. требования к терминологии, поэтому необходимо обязательное широкое обсуждение используемых терминов, т.к. неудачно выбранные и недостаточно обоснованные термины приводят к неоднозначному пониманию смысла Закона, а это особенно важно в техническом регулировании.

Следующим понятием является техническое регулирование. Понятие "техника" необходимо рассматривать с общесистемных позиций, а не механистически, в частности, как регулирование отношений возникающих по поводу производственных изделий (изделий производимых в производственной сфере). Обычно их называют продукцией.

Юристы различают правовое (не техническое) регулирование и техническое регулирование. Из этого не следует, что техническое регулирование является не правовым регулированием. Особенностью технического регулирования является то, что требования предъявляются к продукции, и они выступают средством (техникой, инструментом) для правового регулирования отношений, существующих в сфере изготовления и обращения продукции.

В экономике выделяют тарифные и нетарифные меры регулирования рынка, где нетарифные меры подразумевают технические барьеры для оборота товаров. Смысл технических барьеров состоит в установлении показателей продукции, которые должны обеспечивать безопасность потребителей и защиту окружающей среды.
В соответствии с Конституцией РФ государство обязано защищать граждан и общество, имущество физических и юридических лиц, животных и растения, окружающую среду от продукции, которая может быть опасной. Однако с другой стороны оно должно обеспечить свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по территории страны. Кроме того, во Всемирной торговой организации предусмотрено отсутствие каких-либо дополнительных торговых ограничений для стран участниц ВТО. Учитывая, что РФ стремиться вступить в ВТО она должна гармонизировать свое законодательство в области производства и продвижения товаров и услуг с основополагающими документами ВТО.

В этой связи Россия должна обеспечить баланс между безопасностью продуктов и свободой их производства и продвижения к потребителям. Данный баланс в ВТО подразумевает, что страны будут подготавливать, принимать или утверждать такие технические регламенты, чтобы они не были ограничительными для торговли в большей степени, чем это необходимо для выполнения законной цели.
Далее необходимо обратить внимание, что за рубежом регламентации подвергаются не только продукция, но и процессы оказания услуг. В Законе же услуги вышли из под действия обязательного регулирования. Кроме того, в Законе в качестве объектов регулирования выступает продукция и общественные отношения, что выглядит неестественно.

Если объектами технического регулирования являются отношения, которые возникают между заинтересованными лицами по поводу взаимодействий перед допуском продукции на рынок, а также при надзоре во время оборота товаров или обращения продукции, то тогда объектами технических регламентов (технического регламентирования) должны являться продукция и элементы процессов жизненного цикла продукции, влияющие на безопасность продукции.

Закон выделяет три вида отношений: в сфере обязательных требований, в сфере добровольных требований и в сфере оценки соответствия. При этом под обязательные требования попадают только продукция и связанные с ней процессы, а на услуги и работы распространяются только добровольные требования. Однако можно указать на услуги и работы, процессы оказания и выполнения которых могут нести опасность для приобретателей.
В этой связи необходимо четкое разделение сфер действия различных отраслей законодательства. Законодательство о техническом регулировании устанавливает правовые отношения именно в технической сфере (сфере допуска в оборот или обращение и потребления искусственных продуктов), а технические регламенты регламентируют обязательные требования к продуктам искусственного продуцирования на всех этапах жизненного цикла продуктов. При этом права исполнителя продукции охраняется трудовым законодательством, а права потребителя - законодательством о защите прав потребителей.

Следующим важным вопросом является терминологический вопрос, т. к. Закон оперирует с терминами "продукция" и "услуги". Слово "услуги" в Конституции РФ используется в одном ряду со словами "товары и финансовые средства", что относит услуги к экономико-юридическому понятию "товар", а не продукция. В этой связи, на наш взгляд, потребители приобретают товар (услуги), но потребляют продукцию и процессы оказания услуг. А это в корне меняет юридическое толкование безопасности продукции и процессов оказания услуг.

Далее отметим, что Закон должен регулировать не только отношения в области безопасности продукции, но и в области стандартизации и области оценки соответствия продукции обязательным и добровольным требованиям. Однако в Законе недостаточно уделено внимания регулированию отношений в области стандартизации. Не случайно, сейчас обсуждается законопроект "О стандартизации". Стандарты не только должны обеспечивать технические регламенты, но и технические регламенты должны учитывать требования по стандартизации, т. к. они сами представляют по своей предметной сущности стандарты, содержащие обязательные требования.
Появились публикации, в которых утверждается необходимость создания системы технического регулирования, а также различные идеи по поводу такой системы. Формально термин "система технического регулирования" определен в (5).

Для оказания помощи разработчикам систем технического регулирования были утверждены Приказом Минпромэнерго России от 23 мая 2006 г. N 112 Методические рекомендации по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности. Методические рекомендации устанавливают основные методические принципы построения систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности, приоритеты разработки документов технического регулирования и формирования Программы разработки технических регламентов. Целями разработки систем технического регулирования является обеспечение оптимального выполнения положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", определяющих как обязательные, так и добровольные для выполнения требования. Для целей Методических рекомендаций под системой технического регулирования в отрасли понимается упорядоченная определенным образом совокупность объектов технического регулирования, для каждого из которых определены набор обязательных и добровольных требований формы оценки соответствия этим требованиям, а также возможности их скоординированного использования в данной и смежных отраслях.

Необходимо отметить, что в Законе нет такого понятия, как система технического регулирования, и Министерство не может ее самостоятельно вводить, т. к. это прерогатива законодателей. Наверное, здесь подразумевается система регламентирования, а под объектами технического регулирования понимаются объекты технического регламентирования. Целью данных методических рекомендаций было отразить необходимость отраслевого регламентирования. Однако в новой редакции Закона появилась такая возможность в виде сводов правил. Тем не менее, еще необходимо отметить, что в Методических рекомендациях указывается на документы технического регулирования, к которым неправомерно относят технические регламенты и стандарты. Стандарты, как известно, относятся к документам по стандартизации, а технические регламенты относятся к документам по регламентации.

Существует и другой взгляд на систему технического регулирования (6)

Согласно ему система технического регулирования состоит из правовых актов, в которую входят акты, содержащие требования в отношении продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации с указанием необходимых форм и способов обязательной оценки соответствия этим требованиям, в том числе особенностей проведения государственного контроля (надзора) или фактически технические регламенты; а также акты, устанавливающие добровольные требования в отношении продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг или фактически национальные стандарты, своды правил и стандарты организаций.

Таким образом, документы по техническому регулированию и система технического регулирования, содержащая технические регламенты и стандарты (своды правил), фактически представляет одно и то же.

Во втором подходе также поддерживается идея, что объектами технического регулирования является продукция, в том числе здания, строения и сооружения или связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Однако эта идея используется в модифицированном виде, в частности, в виде технико-юридических норм вместо "технических требований", а вместо установления точных параметров и характеристик каждой единицы продукции предлагается осуществлять регламентацию "технических действий", т. е. целенаправленной деятельности человека, призванной обеспечить соответствие объектов технического регулирования, предъявляемым к ним требования только по безопасности, хотя на самом деле, эти требования относятся к обязательным.
Кроме того, данный подход так же, как и первый, подменяет систему технического регламентирования на систему технического регулирования, и смешивает в системе технического регулирования как обязательные нормы, так и добровольные документы (стандарты и своды правил). А это нельзя делать по Закону, который отделяет обязательные нормы от добровольных стандартов и сводов правил. Поэтому в рамках второго подхода и возникла противоречащая Закону идея предоставить федеральным органам исполнительной власти право издавать в сфере технического регулирования акты не только рекомендательного, но и обязательного характера. Ростехрегулирование является агентством, а агентства не имеют права заниматься нормотворчеством, а также и надзором. Постановлением Правительства РФ надзор в сфере технического регулирования временно закреплен за Ростехрегулированием, однако все его нормативные правовые акты, утверждающие стандарты и своды правил имеют рекомендательный характер. Более того, т. к. в них фигурируют объекты стандартизации, то они не относятся к объектам технического регулирования. Еще раз подчеркнем, что в регламентах должны фигурировать объекты технического регламентирования, а не объекты технического регулирования.

Если же говорить о системности в техническом регулировании, связанной с безопасностью продукции, то отметим, что безопасность продукции необходимо рассматривать на всех этапах продуцирования, потребления продукции и государственного надзора. При этом за безопасность продукции несет ответственность не только изготовитель, но и приобретатель и федеральные органы исполнительной власти, которым поручен надзор в данной сфере. Поэтому государство отказалось от обязательных требований по пригодности и качеству и разрешило декларировать продукцию производителям. Однако государство оставило в качестве обязательных требований не только показатели безопасности, но и другие показатели к специальной продукции и продукции, закупаемой для государственных нужд. Если некоторые продукты обладают потенциальной опасностью, то государство и бизнес сообщества должны создавать соответственно компенсационные и страховые фонды для компенсации или возмещения ущерба, причиненного от правомерного использования таких продуктов.

Для определения системы технического регулирования необходимо вспомнить, что правовое регулирование подразумевает юридически значимую деятельность по проектированию, обсуждению и принятию нормативных правовых актов в определенной сфере правоотношений, а также по проверке соблюдения субъектами взаимодействий в данной сфере норм данных актов. Проверка может осуществляться с помощью государственного надзора, саморегулируемых организаций и специальных агентов (например, органов по сертификации).

В свою очередь под системой обычно понимают такую совокупность элементов, которая создает свойство, отсутствующее у каждого элемента в отдельности. Необходимо отметить, что мы не придерживаемся понятия системы, данного в ГОСТ Р ИСО 9000-2001. К данным элементам могут относиться свойства состава, структурные и/или функциональные свойства, в том числе субъекты. Поэтому под системой технического регулирования необходимо понимать такую совокупность всех заинтересованных субъектов, участвующих во взаимодействиях в данной сфере правоотношений (в подготовке (принятии), исполнении и применении нормативных правовых актов в данной сфере), и полный свод данных актов, включающий не только правоустанавливающие акты, но и регламентирующие акты на продукцию, процессы и элементы среды, в которой происходит использование продукции и процессов, и, которая позволяет оптимизировать взаимодействие всех заинтересованных лиц и находить приемлемый для всех консенсус правомочий. Среди этих субъектов можно выделить сообщества потребителей, саморегулируемые организации бизнеса-продуцентов и власть (чиновников). Применение подразумевает, что надзорные и другие органы должны руководствоваться в своей деятельности техническими регламентами. Заинтересованные лица должны исполнять (соблюдать) требования технических регламентов.

Важным вопросом является систематизация документов, содержащих требования к продуктам (регламентам и стандартам). Обычно технические регламенты делят на предписывающие и основополагающие. Предписывающие технические регламенты содержат прямые требования к группам продукции. Основополагающие технические регламенты содержат ссылки на обязательные требования в стандартах и сводах правил. Кроме того, существует деление технических регламентов на общие, специальные и макроотраслевые. Общие технические регламенты разрабатываются на группы продукции по нескольким видам безопасности. Специальные технические регламенты разрабатываются по отдельным видам продукции по специфическим видам безопасности. Макроотраслевые технические регламенты разрабатываются на определенный вид продукции, характерный некоторой отрасли.

Однако существует и деление видов безопасности в соответствии с Руководством ИСО/МЭК 51. В частности основополагающий стандарт на безопасность, групповой стандарт на безопасность продукции, стандарт на безопасность продукции.
Кроме того, можно выделить документы, содержащие требования на вещественные свойства и материальные (энергетические) свойства носителей продуктов; свойства группы продуктов и свойства конкретных продуктов. По виду продукта можно документы, содержащие требования на продукт, разделить на требования к отчуждаемому результату, процессу и элементам окружения (среде). По формальным свойствам документов, содержащих требования к продукту, их можно разделить на метадокументы, мегадокументы и документы на информационный объект. К метадокументам относятся документы, содержащие требования к документам, содержащим требования к продуктам. К мегадокументам можно отнести документы, содержащие согласованную совокупность документов, содержащих требования к продуктам, например, свод правил. К документам на информационный объект относятся документы, содержащие требования к информации на продукты или требования к информационному продукту.

Таким образом, можно отметить, что в России наблюдается с одной стороны желание высшей власти гармонизировать российское законодательство в сфере технического регулирования с международными нормами, а с другой стороны, сопротивление реформе в виде многочисленных обсуждений и согласований технических регламентов. При этом бизнес и общество фактически заняли выжидательную позицию. Одной из причин данной ситуации является нежелание понимать друг друга у юристов, чиновников и технических специалистов, которое, в свою очередь, базируется на недостаточной проработке учеными проблем технического регулирования. Отсутствие четкого понимания базовых понятий и, наверное, не достаточно качественный перевод международных стандартов привел к тому, что первый технический регламент в России появился спустя пять лет после появления Закона. Несмотря на все усилия противников реформы, в измененном Законе основные принципы остались неизменными. Однако в нем еще очень много методологических и технических ошибок, которые необходимо исправлять (7).

_________________________________________________________________________________
1. Рубцов А. В. Реформа системы технического регулирования // tybet.ru

2. Материалы Международного бизнес-форума "Реформа технического регулирования как государственная политика и бизнес-проект", прошедшего в мае 2006 г.

3. Федеральные стандарты оценки на www.appraiser.ru

4. Материалы на www.nitr.ru

5. Методические рекомендации по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности // Приказ Минпромэнерго России от 23 мая 2006 г. N 112.

6. Терещенко Л. К. и др. Законодательство о техническом регулировании: его развитие // Государство и право. - 2008. - N2. - С. 5 - 12.

7. Нестеров А. В. О теории и практике регламентации // Государство и право. - 2008. - N1. - С. 91 - 95.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован