22 октября 2009
3092

Анатолий Торкунов: Инициатива Медведева сильна амбициями

Октябрьский референдум подвел черту под конституционным кризисом в Европейском союзе. Новый договор позволит ЕС адаптироваться к новым условиям работы в составе двадцати семи, а дальше и порядка тридцати государств. Он поможет по-новому выстраивать свою внутреннюю и внешнюю политику.

Интеграционный проект, реализуемый ЕС, очень перспективен. Напрямую в Лиссабонском договоре вопросы построения Большой Европы не затрагиваются. Хотя в перспективе ЕС будет усиливать свое влияние на развитие всего региона, а не только того, который образует его территорию. Он будет стремиться к экспорту тех политических, юридических и социально-экономических решений, которые он для себя нашел. Он будет добиваться того, чтобы на них ориентировались и все другие европейские страны.

Россия, со своей стороны, предлагает более демократичное видение Большой Европы. В соответствии с ним РФ, ЕС, все третьи европейские страны должны совместными усилиями создавать тот мир, в котором мы хотели бы жить. Важно, чтобы он строился на равноправной основе, чтобы в нем комфортно чувствовали себя все страны и все народы.

В краткосрочной и даже среднесрочной перспективе речи о том, чтобы оставшиеся вне ЕС страны Большой Европы влились в ЕС, просто не идет. К этому никто не готов. Европейский союз этого не выдержит. Вхождение ЕС в Большую Европу также не актуально. С одной стороны, ЕС уже находится в Большой Европе. С другой - Большая Европа пока скорее надежда на лучшее будущее, нежели реальность.

Договор о европейской безопасности нуждается в перезаключении. Многие его базовые элементы закреплены в Хельсинкском акте, а также документах ОБСЕ. Их можно и нужно использовать, адаптировав к потребностям сегодняшнего дня. Вместе с тем часть договоренностей, которые должны лежать в основе евроатлантической безопасности, нужно переосмыслить. Они получили порой двусмысленную интерпретацию в практике международных отношений. Задача сегодняшнего дня - выйти на общее понимание того, как и какие правила игры все государства, любые администрации и правительственные структуры должны соблюдать в своей повседневной деятельности.

Однако инициатива Дмитрия Медведева, касающаяся Договора о европейской безопасности, гораздо более амбициозна. Нам нужны не только общие правила, не только добрые слова и замечательные обещания. То, что требуется, - это совершенствование действующих организационных структур и механизмов безопасности в евроатлантическом пространстве и их достройка новыми. В этом плане предстоит сделать очень много. На то, в каком направлении, указывают, в частности, предложения Петербургского диалога о создании совместного многофункционального центра по оценке рисков. Суть инициативы - предоставить и Штатам, и ЕС, и Рос-сии, и всем другим заинтересо-ванным сторонам возможность запускать механизмы превентив-ной дипломатии и урегулирова-ния конфликтов на самых ран-них этапах их зарождения. А ведь это только одно из предложений. Инициатива Медведева на-много шире, нежели постановка вопроса о каких-то одних, пус-кай и очень важных, перегово-рах. Сама идея договора задает позитивное направление разви-тию международных отношений в Евро-Атлантическом регионе. Она способствует оздоровлению обстановки, создает неплохие общеполитические условия для успеха переговоров и на многих других направлениях. Инициатива разработки договора, затра-гивающего, прежде всего, про-блематику "жесткой безопаснос-ти", создает предпосылки и для более эффективного сотрудни-чества всех заинтересованных сторон также и в области права, экономической и социальной политики.

Скажем, если удастся более эффективно обеспечить безо-пасность в Евро-Атлантическом регионе, решить проблемы вза-имного доверия, то и инвестиции пойдут в большем объеме, и о больших экономических про-ектах легче будет договориться, и перспективы сближения пра-вовых порядков и гармонизации законодательства в рамках Боль-шой Европы станут гораздо ме-нее иллюзорными.

Дефицит демократии есть все-гда. В интересах всех стран - со-трудничать на направлении развития демократии, не пытаясь спрятаться за истончившейся скорлупой национальных суверенитетов. Казалось бы, страны, входящие в ЕС, являются цита-делью демократии. Тем не менее одно из важнейших назначений Лиссабонского договора - сде-лать ЕС более демократичным, уменьшить колоссальный раз-рыв между нуждами простого че-ловека и брюссельскими кабине-тами, придать ему большую де-мократическую легитимность.

Мы все за совершенствование демократического порядка в на-ших странах. Мы все сделали демократический выбор. Мы все понимаем, что за демократией будущее. Проблема в другом. Никто не должен обладать моно-польным правом на вынесение оценки демократичности. Мы все должны относиться друг к другу по-дружески и уважительно. Дискуссия же по проблемам суверенитета - удел, скорее, от-носительно новых или находя-щихся в поисках своей идентичности стран. Эти проблемы нахо-дятся в неком консенсусном поле в странах Западной Европы и ак-тивно обсуждаются в Восточной. Направления этих дискуссий в значительной степени связаны с проблематикой ЕС и развивают-ся скорее в юридическом, неже-ли политологическом русле, где отправной точкой является про-блематика взаимодействия с Европейским союзом, его расширя-ющихся полномочий в сфере иностранных дел, обороны, безопасности, финансовой политики. Не стоит искать здесь па-раллели с российской дискусси-ей о суверенитете, которая по своей сути в значительной степе-ни уникальна. При этом "стан-дарт" суверенитета, за исключе-нием уже имеющегося, устояв-шегося его понимания, вряд ли можно выработать.

***

Идеальной координации по глобальным проблемам в рамках международного сообщества до-стичь не удастся никогда, в про-тивном случае мы будем все вре-мя предпринимать бесплодные усилия в русле концепции "миро-вого правительства". Оптимум же вполне достижим - это было за-дачей и Лиги Наций, и ООН. Раз-ветвленная система многосторон-них отношений, в которой спле-тены классические международ-ные организации, универсаль-ные, региональные, субрегио-нальные, секторальные структу-ры, в сочетании с "клубами" ("восьмерка", "двадцатка" и др.) как раз и представляют собой ме-ханизм такой координации. Эта система может бесконечно дост-раиваться, корректироваться, в каких-то областях создавать весь-ма жесткие международно-право-вые режимы (нераспространения, морского права, прав человека), но в любом случае источником этих изменений остается политиче-ская воля суверенных государств. Хотя не следует исключать и ло-гики собственно внутриинституционального развития.

Анатолий Торкунов - ректор Московского госу-дарственного института международных отноше-ний (университета), академик Российской акаде-мии наук, доктор политических наук. В 1977-1983 годы - старший преподаватель, доцент кафедры истории и культуры стран Азии и Африки, декан по работе с иностранными учащимися, проректор по международным связям МГИМО. В 1983-1986 годы - второй, а затем первый секретарь Посоль-ства СССР в Вашингтоне. После возвращения из США был избран деканом факультета междуна-родных отношений МГИМО (У), в мае 1989 года назначен первым проректором, в октябре 1992 го-да избран ректором МГИМО (переизбирался в 1997 и 2002 годах).

С 1997 года Анатолий Торкунов - член коллегии МИД России. Является председателем , президен-том , членом Научного совета при Совете безо-пасности РФ. С 2007 года - член президиума Со-вета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию. Входит в состав редакционных кол-легий и советов журналов "Мировая экономика и международные отношения", "Международная жизнь", "Космополис", "Россия в глобальной по-литике", "Право и управление".

Перу Анатолия Торкунова принадлежит шесть монографий по различным аспектам международ-ных отношений. Особое место среди них занима-ет книга "Загадочная война: корейский конфликт 1950-1953 гг." (М., 2000), в которой анализируют-ся малоизвестные документы из архива Прези-дента РФ. С точки зрения Торкунова, именно Ко-рейская война стала важнейшим фактором углуб-ления холодной войны, появления НАТО и ОВД, подтолкнула СССР к подавлению ростков демо-кратии, а США - на противодействие националь-но-освободительному движению в третьем мире.

Торкунов имеет государственные награды Франции, Республики Корея, Монголии, Болгарии, Кыргызстана, Казахстана, Белоруссии.

Анатолий Торкунов - участник международной конференции "Современное государство и гло-бальная безопасность", прошедшей 14 сентября 2009 года в Ярославле.

Источник: Специальное издание Русского института
21.10.2009
www.mgimo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован