01 марта 2007
3545

Андраник Мигранян. Север или Запад?


В этом году Армения вступила в один из самых решающих этапов своего политического развития: практически весь год республика будет находиться в процессе непрекращающейся избирательной кампании. В Центральном избирательном комитете зарегистрированы уже 27 партий и один избирательный блок под названием "Импичмент". Они охватывают весь политический спектр, и можно сказать, что ситуация в Армении мало чем отличается от остальных постсоветских государств, где идет процесс становления партийных систем.

Особая важность предстоящих парламентских выборов состоит в том, что именно по итогам этих выборов может определиться будущий победитель в президентской гонке. Эти выборы важны еще и потому, что в 2005 году прошел референдум по изменению Конституции Армянской республики. В связи с этими изменениями произошло определенное перераспределение властных полномочий между президентом, премьером и Национальным собранием. По новой Конституции, большинство парламента имеет возможность избрать лидера победившей партии на пост премьера, правда, по представлению президента. Но, что очень важно, президент без согласия парламента не может отправить в отставку премьера. Премьер-министр будет обладать серьезными правами и полномочиями и может стать полновластным руководителем исполнительной ветви власти.

Вот почему на выборах чрезвычайно высока цена мест в парламенте. Будет разворачиваться серьезная борьба, чтобы победившая партия провела своих представителей на должности и премьера, и председателя парламента. Тогда, опираясь на ресурсы законодательной и исполнительной властей, такая партия сможет бороться за пост президента на мартовских выборах. Помимо этого, особую остроту выборам придает то, что у действующего президента заканчивается срок его полномочий. Возникает крайне серьезная для постсоветских государств проблема преемственности власти, потому что здесь переход реальной власти из рук в руки сопровождается политическими потрясениями, угрожающими стабильности страны. Неудивительно, что в некоторых государствах передача власти так до сих пор и не произошла. Это относится в первую очередь к государствам Центрально-Азиатского региона. Кроме того, в Украине, Грузии, Азербайджане и Молдове выборы и передача власти проходили с массовыми столкновениями, демонстрациями и порой ставили под сомнение легитимность новых руководителей законодательных и исполнительных структур. Вот почему предстоящие выборы в Армении имеют чрезвычайно важное значение для этой республики.

Еще одно обстоятельство, придающее особую важность выборам. Результаты прошлой избирательной кампании были оспорены проигравшими оппозиционными партиями. В порядке протеста оппозиция бойкотировала работу парламента и фактически не участвовала в принятии каких бы то ни было решений. Правда, правящая коалиция имела достаточное число мест для того, чтобы обеспечить кворум законодательного собрания. Однако это создало негативный для армянских властей имидж, что в свою очередь породило проблемы для Армении в международных структурах. В Брюсселе и Вашингтоне довольно прохладно восприняли итоги выборов в Армении. И конечно, всегда, когда оспариваются итоги выборов, осуждается чрезмерное использование административного ресурса. Как правило, в таких случаях, вне зависимости от того, насколько обоснованы претензии и упреки оппозиции, ОБСЕ, Вашингтон, Брюссель всегда становятся на сторону тех, кто оспаривает легитимность выборов.

Именно поэтому и власти, и оппозиция в Армении очень много говорят о таком проведении выборов, которое не вызовет критику за использование административного ресурса и не создаст очередную проблему для имиджа новых армянских руководителей. Они должны выступать перед мировым сообществом как власть, которая обрела свои полномочия путем честных, транспарентных и соревновательных выборов.

Теперь попытаемся представить политический ландшафт сегодняшней Армении.

В парламенте наибольшее представительство имеет Республиканская партия. Членами партии являются очень многие министры, губернаторы, представители центральных и региональных властных структур. Поэтому у Республиканской партии наибольший административный, информационный и финансовый ресурс. В определенном смысле партия - это аналог "Единой России". Проводя либеральную экономическую политику, республиканцы по многим вопросам позиционируются как консерваторы традиционалистского толка, ратующие за создание сильного государства, за уважение к традициям, церкви и семье. Можно по-разному оценивать достижения республики под руководством этой партии, но надо признать, что за последние годы рост экономики страны оценивается двузначными цифрами, а это несомненный аргумент в пользу правления республиканцев.

В последние годы в Армении наблюдается политическая стабильность, хотя, конечно, социальная поляризация здесь довольно высока. Внутренний экономический рост и внешняя поддержка диаспоры в значительной степени снимают социальное напряжение, которое могло бы возникнуть, учитывая уровень безработицы.

"Баргавач Айастан", или "Процветающая Армения", возглавляемая известным олигархом Гагиком Царукяном, также имеет непосредственное отношение к сегодняшним властям. Более того, считается что она создана властями - в каком-то смысле и здесь Армения как будто повторяет Россию. Хотя эта партия позиционирует себя как провластую силу, однако она пытается интегрировать представителей интеллигенции и среднего класса, недовольных властью, желающих радикальных реформ, более справедливых условий жизни и активную поддержку бедных и неимущих. Тот факт, что партию возглавляет главный олигарх страны и она пользуется поддержкой президента республики, компенсируется тем, что среди кандидатов этой партии на предстоящих выборах - руководители высших учебных заведений и школ, педагоги, работники творческих профессий.

Партия охватывает избирателей, которые не смогли самореализоваться при правлении Республиканской партии, а с помощью "Процветающей Армении" собираются участвовать в перераспределении материальных и властных ресурсов. Новая партия обладает серьезными финансовыми и информационными возможностями. А также и административным ресурсом, если иметь в виду поддержку президента. Хотя надо сказать, что партия не имеет столь разветвленных структур на уровне городских и местных органов власти, что характерно для Республиканской партии. Как бы то ни было, "партия власти" идет на парламентские выборы, опираясь на два крыла.

Вероятно, именно борьба за лидерство между этими "крыльями" может быть главной интригой нынешних выборов. Ставка чрезвычайно высока, так как победившая партия получит возможность не только контролировать парламент, но и выдвинуть кандидата в президенты. Поскольку Республиканская партия и "Процветающая Армения" являются двумя частями одной власти, то после избирательного цикла вполне возможно их объединение в парламенте. Но чрезвычайно важное значение будет иметь следующий факт: кто, с каких позиций и с кем будет объединяться, кто станет старшим партнером, а кто младшим.

А еще - как сложится конфигурация власти после парламентских и президентских выборов? Учитывая изменения в Конституции, возможны разные варианты перераспределения властных полномочий и, конечно, многое зависит от того, как представляет себе действующий президент свое политическое будущее. Не исключено, что он захочет сохранить себя в качестве одного из ключевых игроков процесса формирования политики Армении и после парламентских и президентских выборов. В этом случае для него тоже небезразлично, какая партия окажется победителем на предстоящих парламентских выборах.

Очевидно, что Республиканская партия уже имеет своего кандидата -действующего премьер-министра и министра обороны Сержа Саркисяна. Но поскольку партия "Процветающая Армения" не имеет пока своего кандидата в президенты, то в случае ее победы решение многих вопросов будет зависеть от воли и желания действующего президента. По разным оценкам, обе партии имеют возможность завоевать более половины мест на предстоящих выборах (по крайней мере, об этом свидетельствуют итоги социологических опросов). Но все будет зависеть от того, каков будет характер избирательной кампании в последний месяц перед выборами, какова будет позиция не одной трети электората, которую сегодня опрашивают социологи, а всех потенциальных избирателей.

Армянская избирательная система носит смешанный характер. Из 131 места 41 кандидат избирается в избирательных округах по мажоритарной системе, а 90 мест получают те, кто пройдет по партийным спискам. Отметим, что в мажоритарных округах подавляющим преимуществом пользуются кандидаты Республиканской партии. Это не оспаривается оппонентами ни из оппозиции, ни из властных структур. В этих округах кандидатами выступают люди, которые уже давно представлены в парламенте, они обладают мощным административным, информационным, финансовым ресурсом, узнаваемы для своих избирателей. Предполагается, что от 25 до 30 мест из 41 Республиканская партия может получить в одномандатных округах.

Главная борьба на парламентских выборах разгорится между "Процветающей Арменией" и республиканцами за голоса избирателей по партийным спискам, то есть за голоса приблизительно 60 процентов электората, которые будут готовы в совокупности поддержать две провластные партии. Республиканская партия предполагает получить примерно 30-40 процентов голосов, чтобы выступить в возможной коалиции в парламенте в качестве старшего партнера, иметь гарантированные возможности на формирование правительства, занять место председателя парламента и выдвинуть из своей среды кандидата в президенты.

Помимо этих двух партий в сегодняшнюю властную коалицию входят еще две партии. Это "Дашнакцутюн", которая участвует в коалиции и имеет свою нишу. У этой партии есть все возможности получить на следующих выборах до 8-10 процентов голосов и пройти в парламент. Во властной коалиции участвует и Объединенная рабочая партия, которая также имеет возможность и на предстоящих выборах оказаться среди победителей.

Среди вновь возникших партий наиболее народной, и, если можно так сказать, даже простонародной, является партия Тиграна Карапетяна, который получил известность в Армении благодаря своему телеканалу и ориентации на самые низшие слои населения. Его поддерживают некоторые лидеры партии "Страна законности", которая входила в прежнюю правящую коалицию, когда председателем парламента был ее лидер Артур Багдасарян. После развала этой партии и отставки Артура Багдасаряна многие деятели "Страны законности" разбрелись по разным структурам и, в частности, присоединились к Тиграну Карапетяну и его партии, которая также может претендовать на место в будущем парламенте.

Среди основных сил непримиримой оппозиции следует в первую очередь отметить возглавляемую Степаном Демирчяном Народную партию Армении, которая в этот раз идет на выборы не в союзе с другими партиями, а самостоятельно.

Надо сказать, что особенностью нынешней избирательной кампании является и то, что оппозиция не смогла объединиться в единый сильный блок. Она сильно разобщена. К тому же еще и дискредитирована тем, что в течение этих четырех лет практически бойкотировала работу парламента, не имела серьезного доступа к СМИ, не создавала информационных поводов за исключением нескольких уличных столкновений в период кампании за проведение референдума для подтверждения полномочий президента.

Разобщенная оппозиция потеряла в глазах общественности прежний ореол и надежду на то, что именно она станет реальной силой, способной изменить существующее положение вещей. Средний армянин в обычном общении может быть довольно романтичным, иногда даже утопичным, но в конкретных условиях жизни он очень рационален, мало кому и мало чему верит. Поэтому он ориентирован не на какие-то химеры и обещания, а скорее на реальную власть и реальные возможности и ресурсы, которыми обладает та или иная политическая сила. В течение последнего тысячелетия армяне, не имея своего государства, сталкиваясь с проблемой выживания, рассчитывали только на себя. Они в меньшей степени доверяют крупным институтам без конкретной идентификации. Вот почему, в принципе, имея возможность обеспечить себя и семью, армяне в значительной степени дистанцируются и не очень вовлекаются в политический процесс в интересах решения каких-то социальных и экономических проблем. Они считают, что эти проблемы скорее решат самостоятельно или через неформальные структуры, чем через политическую борьбу, политический процесс, через легально существующую институциональную систему.

К сожалению, оппозиционные партии в принципе являются скорее партиями лидеров, чем партиями программ, с которыми знакомы широкие слои населения. Это тоже одна из особенностей всех постсоветских партий: электорат часто ориентируется на их лидеров, а не на программы.

В значительной степени фактор Карена Демирчяна - популярного в советское время руководителя Армении, с течением времени ослабевает. Массовая поддержка Степана Демирчяна в значительной степени объяснялась тем, что для широкого электората он в каком-то смысле олицетворял трагически погибшего отца, расстрелянного в парламенте.

Арташес Гегамян хоть и является более ярким публичным политиком и умеет играть на тонких струнах электората, но также растерял былое влияние на общественное настроение, хотя все еще сохраняет перспективы прохождения в парламент.

Серьезная проблема и у Артура Багдасаряна, который в личном качестве пользуется большой известностью как бывший спикер парламента и обладает довольно высоким рейтингом. Он владеет искусством общения с электоратом, способен поднимать наиболее острые и болезненные проблемы населения, прибегая при этом к популистским приемам и даже к демагогии. Но, увы, из-за того, что его партия и фракция в парламенте развалились и от него отошли основные соратники, он и его сторонники не обладают сейчас ни административным, ни большим финансовым, ни информационным ресурсом. Поэтому они также находятся в зоне риска при прохождении в новый парламент.

Остальные партии как провластные, так и оппозиционные на данном этапе являются по существу маргинальными. Это относится к блоку "Импичмент", в который входят некоторые лидеры бывшей правящей партии "Армянское общенациональное движение". Это относится и к партии "Наследие", которой руководит Раффи Ованнисян, бывший министр иностранных дел Армении, бывший гражданин США, принявший армянское гражданство. Его рейтинг достаточно высок, он пользуется репутацией честного, порядочного человека, но у него нет реальных партийных структур для мобилизации электората, нет административных, информационных и финансовых ресурсов.

При любом раскладе крайне важно, чтобы выборы прошли прозрачно и честно, в этом заинтересованы многие. Хотя, вне сомнения, проигравшие партии, особенно из оппозиции, при любом исходе будут обвинять власти в фальсификации и грубом использовании административного ресурса. К этому надо быть готовым и властям, и широкой общественности. Поэтому властям необходимо обеспечить присутствие объективных наблюдателей, чтобы предупредить неизбежный протест оппозиции, особенно если оппозиционные партии не попадут в парламент.

Каковы в данном случае интересы России? Южный Кавказ - мне много приходилось писать и говорить об этом, является мягким подбрюшьем России. Контролируя регион, внешние игроки, особенно недружелюбные по отношению к России, смогут оказывать серьезное давление на ее южные рубежи и, особенно, на неспокойный Северный Кавказ, где продолжают действовать деструктивные силы. Поскольку речь, в основном, может идти о Брюсселе и Вашингтоне, то надо сказать, что эти центры силы уже оказывают серьезное влияние на Грузию, Украину и Турцию, на регион большого Ближнего Востока. Поэтому полный контроль над Южным Кавказом - это выход в тыл России и Ирана с дальнейшим усилением давления на эти государства. Иран уже причислен Вашингтоном к "оси зла". Россию же воспринимают как серьезного конкурента, геополитического соперника, рост могущества которого в последние годы, не говоря уже о самостоятельности проводимой внешней политики, вызывает раздражение в Вашингтоне. Реакция на выступление президента Владимира Путина в Мюнхене наглядно демонстрирует отношение Вашингтона на растущую мощь России.

На Южном Кавказе Россия потеряла Грузию и Азербайджан: там довольно серьезно обосновались США, Турция и ЕС. Грузия взяла на себя функции форпоста НАТО и Запада и по существу призывает к крестовому походу против России, обозначая себя как главную антироссийскую силу в регионе.

В этих условиях Армения остается единственной страной, которая сохраняет свои традиционные и стратегические связи с Россией. Кроме того, как член СНГ она входит в Организацию Договора о коллективной безопасности. На ее территории расположена российская военная база, и российские пограничники вместе с армянскими обеспечивают безопасность армяно-турецкой границы.

Изменение вектора политики Армении или дестабилизация политической обстановки в республике может привести к подрыву влияния России в регионе. По мере вывода российских военных баз из Грузии возникает целый ряд серьезных проблем, в том числе и с возможностями доступа российских вооружений и войск в Армению через территорию Грузии. Сегодня российское присутствие в Южном Кавказе обеспечивается только благодаря союзническим отношениям с Арменией. Поэтому Россия должна быть крайне заинтересована в сохранении стабильности в Армении, сохранении преемственности политики после парламентских и президентских выборов и в сохранении во власти тех сил, которые ориентированы на укрепление союзнических отношений с Россией. Пока что такими силами являются сегодняшние властные структуры, Республиканская партия и ее лидер Серж Саркисян - сопредседатель армяно-российской комиссии по экономическому сотрудничеству. В качестве министра обороны он тесно взаимодействует с российскими военными и политическими структурами, хорошо известен в России как политический деятель, который и в дальнейшем будет сохранять преемственность военно-политической и экономической политики нынешнего руководства Армении.

Вполне нормальной в международной практике является политика, когда власти союзнических государств ориентируются на те силы, с которыми сотрудничали, которые проявили верность такому сотрудничеству и не собираются преподнести какие-либо сюрпризы после выборов в стране. Можно ли так воспринимать те политические силы, которые, существуя на западные гранты, используя западную политическую поддержку, пытаются ориентировать общество и политический класс страны на интеграцию Армении в западные военно-политические структуры?

Эта линия в значительной степени прослеживается в деятельности тех партий и коалиций, которые провозглашают себя либералами-прозападниками. Они избегают антироссийской риторики, но используют все возможности, чтобы показать негативные моменты в развитии армяно-российских отношений. Сегодня в самой Армении есть политические силы, которые ориентированы на проведение "оранжевой" революции, они делают ставку на финансовую и политическую поддержку Запада. Сегодня в качестве такой партии и такого политика явно выступает лидер партии "Страна законности" Артур Багдасарян. Такой же позиции придерживается целый ряд других мелких и средних партий и организаций, которые добиваются изменения общественных настроений в пользу западного вектора развития политики Армении.

Этому также способствует ряд негативных моментов, которые за последние два года проявились в армяно-российских отношениях. Речь идет, в первую очередь, о недавнем повышении цены на газ, которое, с точки зрения экономических интересов России и самого "Газпрома", вполне объяснимо. Но с точки зрения армян, считающих себя последовательными союзниками России, армян, которые получают ежегодную безвозмездную иностранную помощь в размере 70-80 миллионов от США, не очень-то понятно, почему "рыночные" принципы, а скорее, эгоистические интересы "Газпрома", должны быть выше стратегических интересов армяно-российского сотрудничества.

Будем надеяться, что в этом вопросе произойдут некоторые позитивные сдвиги. В российском бюджете предполагается ввести статью об иностранной помощи по принципу бюджета США. Большие государства, если они хотят присутствовать и влиять в каком-либо регионе мира, должны знать, что бесплатного присутствия и влияния не бывает. Предпринимаются шаги с целью компенсировать повышение цен на газ для Белоруссии через поддержку этого государства из российского бюджета. Предполагается также компенсировать Армении повышение цен на газ поставками военно-технического снаряжения и, возможно, прямыми бюджетными ассигнованиями в форме иностранной безвозмездной помощи.

Сделка "имущество за долги" играет весьма негативную роль в армяно-российских отношениях. По идее, это была очень прогрессивная, важная, нужная сделка. За 110 миллионов долларов долга Армении Россия приобрела несколько армянских заводов, хотя и тогда многие спрашивали, почему Россия списывает миллиардные долги стран Ближнего Востока, Африки, но из-за 110 миллионов отбирает несколько очень крупных и важных предприятий Армении. Однако все считали, что сделка способствует дальнейшей инвестиции российского капитала в Армению для модернизации этих предприятий, для создания рабочих мест. Это могло бы дать гораздо больше Армении, чем простое списание долга. Увы, прошли годы, а предприятия не работали и не работают. Идея оборачивается негативной стороной и отравляет атмосферу российско-армянских отношений.

И, конечно, за последние год-полтора несколько убийств армян в России также вызвали гневную реакцию в общественном мнении Армении, усиленную благодаря СМИ, живущим на западные гранты, которые пытались использовать эти случаи, чтобы в провокационных целях возбудить антироссийские настроения и приписать эти убийства "злым козням" российских властей, проявляющих ксенофобию к этническим армянам. Попытки Союза армян России, представителей армянской общины России объяснить, что все это не имеет никакого отношения к политике российских властей, не дали должного результата. К сожалению, пищу искаженной трактовке насилиям на национальной почве дает медлительность действий, а зачастую откровенное бездействие органов правопорядка.

В заключение вновь подчеркну, что для Армении предстоящие парламентские выборы имеют чрезвычайно важное значение. Они определят возможную конфигурацию президентской власти, возможного кандидата в президенты, а в целом вектор политики Армении. От того, какие силы придут к власти, будет зависеть и политический курс Армении, и то, как будут развиваться армяно-российские отношения: останется ли Армения надежным союзником России на Южном Кавказе или возможны сдвиги, которые смогут привести к окончательному вытеснению России из этого чрезвычайно важного для нее региона.



МИГРАНЯН Андраник Мовсесович,

председатель Комиссии по вопросам глобализма

и национальной стратегии развития Общественной палаты РФ,

первый вице-президент ЗАО "Согласие"



http://www.fondedin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован