27 июля 2004
269

Андрей АЛЕКСЕЕВ: `Мы делаем все, что от нас зависит...`

Main 2004052542
Теракты последних месяцев сначала в Москве, а затем и в Мадриде еще раз продемонстрировали уязвимость железных дорог перед атаками террористов. Конечно, все эти события дали повод простым пассажирам усомниться в безопасности, но не стоит забывать и о том, что органы правопорядка также не сидят сложа руки. О том, какие шаги предприняла милиция в свете упомянутых терактов, мы попросили рассказать начальника Московского управления внутренних дел на железнодорожном транспорте генерал-майора милиции Андрея АЛЕКСЕЕВА.

- Сегодня мы ужесточили режим работы на вокзалах, платформах и в поездах. Специально для этого были дополнительно выделены сотрудники, усилены техническая оснащенность и возможности кинологической службы. Об увеличении штата речь пока не идет. У нас на службе уже состоят шесть тысяч сотрудников, обслуживающих всю Московскую железную дорогу и часть Октябрьской, то есть объекты железнодорожного транспорта на территории десяти субъектов РФ.
Усиливаем взаимодействие с железнодорожниками, и в первую очередь с военизированной охраной, проводим совместные рейды, вместе патрулируем вокзалы и поезда. По инструкциям сотрудники милиции могут дежурить только парами, и если поставить с нашими постовыми стрелков охраны, удастся высвободить достаточное число милиционеров и увеличить количество патрулей почти вдвое. С новой службой безопасности, создаваемой на Московской дороге, мы намерены взаимодействовать столь же плотно.

- Как вы оцениваете степень защищенности пассажиров на железнодорожном транспорте?
- Надо называть вещи своими именами. Мы делаем то, что от нас зависит, иногда даже больше, но дать стопроцентной гарантии все равно нельзя, можно только стараться к этому приблизиться.
В сентябре мне довелось побывать в Мадриде, на том самом злополучном вокзале, где потом прогремели взрывы. Так вот, я не увидел там и намека на какой-то режим. Просто прогулочный скверик - и никакой полиции. У нас все намного строже.
Заступая на дежурство, наш сотрудник имеет при себе не только рацию, дубинку и пистолет, но и компактный металлоискатель. А часть патрулей снабжены особыми терминалами, содержащими базу данных по лицам, находящимся в розыске, а также данные Интерпола. Если работники находятся, предположим, в вагоне поезда, где связь с дежурным по рации затруднена, с помощью подобного устройства легко проверить, не находится ли тот или иной гражданин в розыске.
Мы планируем увеличить количество подобных устройств, но здесь помимо финансовой проблемы существует еще и техническая. Экипировка патрульных милиционеров и так слишком сложна. Посчитайте сами: у каждого на поясе висят килограммовый пистолет, полуторакилограммовая дубинка, наручники, рация и металлоискатель. С таким снаряжением ему приходится преследовать преступников, постоянно двигаться. По этой причине на вокзалах, где можно без проблем связаться с дежурным со стационарного терминала, мы стараемся наших сотрудников не перегружать.

- А существует ли какой-то принцип выявления в толпе потенциальных преступников?
- Я категорически не согласен с распространенным ныне стереотипом, что террорист должен обладать кавказской внешностью и быть как-то подобающе одет. Для выявления потенциальных преступников следует полагаться на опыт и навыки сотрудников, и это не пустые слова.
С одной стороны, у преступника на лице намерения, конечно, не написаны, но с другой - профессиональный сотрудник милиции, привыкший иметь дело с нашим `контингентом`, умеет уловить в поведении человека некие незаметные `постороннему глазу` черты. Такая способность, пожалуй, основной навык постового, которому, к несчастью, нельзя обучить и который не опишешь в инструкциях. Он нарабатывается лишь временем службы.

- И что все-таки дает больше надежности - техника или люди?
- Так прямо ответить нельзя. В современных условиях положиться на какой-то единственный фактор было бы крайне неправильно. Конечно, мы уделяем большое внимание подготовке наших сотрудников и доверяем их навыкам, но и о технике не забываем. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов наших четвероногих помощников. В МУВДТ существует своя кинологическая служба, у нас около 30 специально обученных собак, половина из которых тренирована на поиск наркотиков и взрывчатки. Эти собаки дежурят на вокзалах и станциях вместе с сотрудниками транспортной милиции и дают неплохой результат, так что мы даже намерены расширить питомник. Буквально недавно закупили двух новых собак, которые уже подготовлены к работе. Удовольствие это не из дешевых, но использование собак себя оправдывает.

- Но даже подобное усиление нельзя сравнить с тем режимом, что действует в аэропортах. Почему?
- По-моему, опасность, которая угрожает пассажирам поездов, ничуть не меньше опасности в авиации. И коль скоро сегодня мы говорим об угрозе терроризма в мировом масштабе, то стоит делать максимум для того, чтобы обезопасить пассажиров. Я сторонник максимального досмотра, такого, как практикуется в аэропортах, хотя нужно признать, что это тоже не панацея. Есть ведь и другие факторы. Почему, скажем, к поездам допускают практически всех желающих? Почему автомобильная парковка расположена в 20 - 30 метрах от здания вокзала и машины стоят на ней сутками? Почему руководство Киевского вокзала ограничило доступ в вокзальные помещения посторонним людям, а на других вокзалах этого нет?

- Ну а хотя бы поставить на вход рамки металлодетекторов сейчас можно?
- Если бы это зависело от меня, они бы уже стояли. Вопрос упирается в деньги. Кроме того, у нас нет достаточного опыта, и, начав `глобальное усиление`, можно будет допустить много ошибок. Поэтому недавно на совещании у начальника Московской дороги мы решили начать разработку новой антитеррористической модели. В качестве базового выбран Казанский вокзал столицы. Он уже сейчас лучше других оборудован средствами безопасности, а в дальнейшем планируем превратить его в настоящую цитадель. Если те меры, которые будут приняты на нем, оправдают себя, мы перенесем опыт оснащения Казанского вокзала на другие объекты дороги.
Помимо этого я надеюсь изменить нынешнюю ситуацию, которую наши сотрудники называют `принципом падающей сосульки`. Наши подразделения отвечают исключительно за вокзальные здания. Там, где падает сорвавшаяся с крыши сосулька, начинаются площадь и территория города, здесь мы уже бессильны. А транспортная милиция, на мой взгляд, кроме самого вокзала должна обеспечивать порядок еще и на привокзальной территории. Вся инфраструктура, связанная с прохождением пассажиропотока, размещением непонятно откуда берущихся торговых точек и парковкой транспорта, должна быть в нашем ведении.
Первый шаг в этом направлении мы уже сделали. Около года назад взяли на свое обслуживание площадь между Ярославским и Ленинградским вокзалами, что сразу же принесло результат. Мы вытеснили оттуда бесчисленные магазинчики и ларьки, а также торговцев, постоянно пристававших к пассажирам. Кроме того, мы попытались перенести парковку возле Казанского вокзала, однако представители транспортного департамента мэрии Москвы подняли шум - она же приносит хорошие доходы...

- Вы планируете и дальше развивать этот опыт?
- В июне исполнится ровно год с начала нашего эксперимента. Проведем анализ и на его основании сделаем выводы... Но уже сейчас можно сказать: они будут скорее всего положительными. Мне кажется, что следующим шагом должна стать передача под контроль УВДТ всей Площади трех вокзалов. Здесь расположен крупнейший пассажирский узел не только Москвы, но и всей дороги, и место это должно быть свободно от воров и мошенников.

- Вы считаете, это возможно? Все-таки любая привокзальная площадь всегда была излюбленной площадкой для действий преступников...
- Конечно, возможно! Стереотип о вокзальной площади как рассаднике неблагополучия можно сломать. Небольшое подразделение в составе нашего УВДТ плюс решение проблемы с нагромождениями слишком небезопасной торговли - и все. Поверьте мне, если приложить малую толику усилий, вокзальные площади нашей дороги преобразятся до неузнаваемости, а пассажиры будут чувствовать себя там комфортно и безопасно.

Алексей СОКОЛОВ.
25 мая 2004 г.
Ежедневная транспортная газета http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован