14 апреля 2008
1320

Андрей Чекменев: Смена собственника

"СОК" планирует продать "ИжАвто" по цене $480 млн. Однако покупатель - АвтоВАЗ - сам назначит цену после проведения аудита завода.

Сделка между группой компаний "СОК" и "АвтоВАЗом" по продаже ОАО "ИжАвто" близка к завершению. На этой неделе делегация "АвтоВАЗа" посетит Ижевск для процедуры Due Diligence (формирования объективного представления об объекте инвестирования). С середины недели начнутся мероприятия, направленные на всестороннюю проверку законности и коммерческой привлекательности планируемой сделки. Как сообщил "RBC daily" Борис Алешин, президент Волжского автозавода, сделка по покупке "ИжАвто" будет завершена к концу 2008 года.

"В 2014 году "АвтоВАЗ" планирует производить 1,5 млн автомобилей в год, для чего предприятию будет необходима диверсификация площадей, - под одной крышей обеспечить такой объем производства будет сложно", - добавил г-н Алешин. О том, что финансовый и юридический аудит проходит на "ИжАвто", подтвердил глава пресс-службы группы "СОК" Дмитрий Румянцев. "Руководство группы "СОК" рассматривает различные возможности для увеличения загрузки Ижевского автозавода. Мы уверены, что "ИжАвто" в состоянии сохранить лидирующие позиции на рынке производства легковых автомобилей, и делаем для этого все возможное. Ранее мы подтверждали, что ведем переговоры с ОАО "АвтоВАЗ". Назвать параметры сделки пока мы не можем, потому что у нас есть соглашение о конфиденциальности и неразглашении информации", - добавил г-н Румянцев. Как стало известно "bc" из неофициальных источников, группа компаний "СОК" оценила "ИжАвто" в $480 млн. Однако "АвтоВАЗ" не готов заплатить такую сумму. Сейчас ОАО "ИжАвто" избавляется от всех своих активов. Так, 24 марта 2008 года ОАО "ИжАвто" сократило долю участия в уставном капитале ООО "Иж-Траст" с 96,28% до 0%, ООО "Иж-Коллор" - с 49% до 0%, затем 31 марта в ОАО "Иж-Сбор" и ОАО "Иж-Штамп" - с 49% до 0%. Что, по мнению экспертов, вероятно снизит стоимость предприятия.

Процедура оценки. По мнению Сергея Удалова, директора аналитического агентства "Автостат", "ИжАвто" очень интересный актив для приобретения. "Это готовое автомобильное производство, включая штамповку, сварку, окраску, сборку. Ряд производств при этом был модернизирован для сборки корейских автомобилей и прошел аудит КИА. Есть квалифицированный персонал, прошедший обучение. Кроме того, из плюсов - развитая оборонная промышленность, которая могла бы послужить базой для локализации, хотя пока эти моменты развития не получали. В качестве еще одного из плюсов для "АвтоВАЗа" в Удмуртии не такой высокий уровень зарплат, как в Тольятти. При этом "ИжАвто" может быть в достаточной степени автономен, в частности в штамповке, сварке и окраске кузовов, а с "АвтоВАЗа" может поставляться только механика", - говорит эксперт.

В интервью "bc" Константин Романов, аналитик инвестиционного холдинга "Финам", сообщил, что стоимость "ИжАвто" составляет 400 млн долларов, что с учетом приращения мощностей в результате сделки на 25% является очень выгодным предложением.

Не выдержали конкуренции. Аналитики "Финам" полагают, что группа "СОК" продает "ИжАвто" по причине высокой конкуренции в секторе. "Именно поэтому "СОК" перенесет активность на другие направления. В то же время на фоне борьбы игроков рынка и попыток расширения ими своих долей момент для продажи удачен", - уверен аналитик. Такого же мнения придерживается г-н Удалов. "В усилившейся конкурентной борьбе частному предприятию, каким является ГК "СОК", будет все труднее конкурировать с государственно-капиталистическими предприятиями, тем более в сотрудничестве их с мировыми лидерами. Конкуренция в автомобильной сфере становится все острее, и производство автомобилей становится все более глобальным. Для того чтобы иметь возможность конкурировать, нужно иметь очень низкие издержки, а это возможно лишь при выпуске очень глубоко унифицированных автомобилей в больших количествах, что могут себе позволить только крупнейшие предприятия", - добавляет эксперт. Как считает Николай Коротков, руководитель Удмуртской территориальной дирекции финансовой корпорации "Уралсиб", сделка по продаже Ижевского автозавода выгодна не только трем сторонам - "ИжАвто", "СОК" и "АвтоВАЗу", но и правительству республики. "С приходом "АвтоВАЗа" мощности ижевского завода возрастут, а это дополнительные рабочие места", - уверен г-н Коротков. Председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрей Чекменев в разговоре с "bc" отметил, что не столь важно, кто будет являться новым собственником предприятия, важен сам факт притока необходимых инвестиций в развитие предприятия и, соответственно, стабильных налоговых отчислений в республиканский бюджет, что выгодно для республики. "Главное, чтобы рабочие места сохранились", - добавил эксперт.

По мнению Константина Романова, после продажи на мощности "ИжАвто" перенесут сборку вазовской классики и прекратят сборку корейских конкурентов. Однако в группе "СОК" сообщили, что будут настаивать на том, чтобы "АвтоВАЗ" сохранил выпуск моделей KIA, потому что у "ИжАвто" есть обязательства перед корейским автоконцерном.


www.udm.business-class.su

Сергей Головин

N14 (49) от 14.04.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован