14 января 2005
2281

Андрей ХАЗИН, член Совета Федерации ФС РФ: Как совместить конкурентоспособность российской экономики и социальную ответственность

Выступление на конференции
`Власть и бизнес в регионах:
опыт социальной ответственности`.
Ярославль, 6 октября 2004 года

По поручению Председателя Совета Федераций Федерального Собрания РФ передаю приветствие организаторам и участникам конференции `Власть и бизнес в регионах: опыт социальной ответственности`.

На первый взгляд, социальная ответственность предпринимателей и бизнесменов противоречит требованию конкурентоспособности российской экономики. Действительно, в нормальной ситуации если предприятия увеличивают расходы на благотворительность или повышают заработную плату, то они вынуждены либо повышать цены, либо, если они этого сделать не могут, снижать инвестиции и иные производственные расходы. И в том, и в другом случае страдает конкурентоспособность отечественной продукции, а также снижается объем производства, что в конченом итоге ведет к сокращению числа рабочих мест.

На мой взгляд, такое представление не вполне корректно, так как основано на несколько примитивном понимании, как социальной ответственности, так и конкурентоспособности.

Прежде всего, я хотел бы отметить следующие принципиально важные моменты.

Во-первых, повышение конкурентоспособности отечественной экономики само по себе ведет к улучшению положения широких масс трудящихся как через рост заработной платы, так и путем создания новых рабочих мест. Более того, конкурентоспособность предполагает технический прогресс. С точки зрения трудящихся это означает повышение квалификации и, следовательно, уровня жизни и уровня личной самореализации, что очень важно для современного человека. Наконец, новые инвестиции, требуемые для повышения конкурентоспособности, ведут к накоплению общественного капитала, что, в конечном счете, как учит экономическая теория и история, ведет к росту заработной платы и уровня жизни. Все это хорошо известно и неоднократно говорилось публично, но нелишне все время помнить об этом при обсуждении нашей темы.

На это часто возражают: дескать, предприниматели повышают конкурентоспособность не из благотворительных соображений, а для того, чтобы получить прибыль. Это не аргумент. Важен результат, а не мотивы. Кроме того, политики тоже, как правило, проталкивают те или иные социальные законы или занимаются благотворительностью не от любви к народу, а для того, чтобы победить на очередных выборах и получить доступ к распределению бюджета.

Во-вторых, на мой взгляд, большая ошибка - говорить о социальной ответственности `бизнеса вообще` или об ответственности `корпораций`. Понятие `ответственность` предполагает наличие `ответственной личности`. `Бизнес` или `корпорация` - не человек, а абстрактное понятие. Более того, когда корпорация тратит деньги на благотворительные цели или на социальную помощь, это значит в том числе, что ее руководители тратят на это не свои собственные деньги, а деньги акционеров, к числу которых нередко относится само государство. То есть, когда, к примеру, государственные корпорации осуществляют благотворительные программы, это просто означает, что менеджмент этих компаний делает себе пиар за счет акционеров, в частности - за государственный счет. Не следует забывать, что среди акционеров крупных корпораций немало простых людей, и `социально-пиарные` программы бьют и по их карману.

Сделав эти предварительные замечания, перейду к некоторым конкретным предложениям.

Социальная и благотворительная помощь в первую очередь должна стать личной ответственностью бизнесменов, да и просто состоятельных людей. Важно, чтобы все пожертвования или расходы осуществлялись в первую очередь лично, от имени конкретного лица и из его личных доходов или имущества.

Со стороны общественности и СМИ необходима моральная поддержка таких действий, а также создание соответствующей инфраструктуры в виде фондов, осуществляющих расходы на те или иные цели. Эффективность такой системы оказания негосударственной социальной помощь проверена опытом многих зарубежных стран.

С экономической точки зрения такой механизм благотворительности и социальной помощи не будет вести к снижению конкурентоспособности, т.к. расходы будут осуществляться не за счет производственных ресурсов. А за счет личного потребления обеспеченных людей.

В продолжение предыдущего предложения скажу, что в этом деле большая роль должна принадлежать Православной Церкви и другим традиционным конфессиям.

Предприниматели и бизнесмены - это люди, имеющие большой организационный опыт и в то же время обладающие средствами, позволяющими тратить определенное время на общественные обязанности. Иными словами, это люди, которые умеют и могут быть общественными лидерами. Поэтому их социальная ответственность может заключаться в работе в составе различных общественных и представительных органов на региональном и местном уровне. Целью такой работы должен быть контроль:

за социальной политикой,
за правильным и эффективным расходованием средств на социальные нужды,
за соблюдением прав и интересов своих сограждан при принятии новых законов и постановлений.
Бизнесмены могли бы использовать свой богатый опыт лоббирования не только в своих собственных интересах, но и в интересах сограждан.

Короче говоря, успешные представители бизнеса должны стать подлинной общественной элитой, способной смотреть и видеть дальше сиюминутных интересов бизнеса.

Вот, скажем, в РСПП есть опыт экспертизы законопроектов о налогообложении малого бизнеса и защиты интересов мелких предпринимателей при принятии этих законов.

Такая форма осуществления социальной ответственности бизнесменов никак не повлияла бы на конкурентоспособность экономики.

Предприятия и экономики разных стран конкурируют не только за потребителя, но и за инвестиции. Для успешного привлечения инвестиций важно доверие инвестора. И здесь социальная ответственность предпринимателей может служить показателем их респектабельности, повышая тем самым доверие инвесторов и кредиторов. Особенно это касается таких аспектов деятельности предприятий, как загрязнение окружающей среды и трудовые отношения. Предприятия, проводящие за свой счет мероприятия, направленные на снижение загрязнений, восстановление лесов и т.п., а также заботящиеся об условиях труда на производстве будут иметь лучший имидж в глазах зарубежных инвесторов - то есть, их конкурентоспособность возрастет. Естественно, эти мероприятия не должны вести к существенному увеличению издержек, иначе никакой имидж не поможет привлечь инвесторов.

Кроме того, на имидж предприятий положительно влияет выполнение ими своих финансовых и иных обязательств, в том числе перед работниками. Соблюдение этики бизнеса - также важный аспект социальной ответственности, повышающий конкурентоспособность.


22.10.2004

2004 `НОВАЯ ПОЛИТИКА`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован