31 октября 2004
472

Андрей Климов: Крепкая вертикаль власти в России существовала 600 лет

ВЕДУЩИЙ: Вопрос о власти в регионах, точнее, о новом порядке избрания губернаторов, парламентарии обсуждали на пленарном заседании в пятницу

Репортаж

КОРР.: Обсуждение этого законопроекта, по сути, стало продолжением разговора о путях укрепления безопасности в стране. Ведь от эффективности и подконтрольности местной власти в нашей истории не раз зависела судьба государства. Депутат Андрей Климов заметил: 600 лет в истории России, и это не шутка, существовала крепкая вертикаль власти. Именно в этот период Российское государство не только укреплялось, но и расширялось со скоростью 102 километра в сутки. А с утратой вертикали власти, добавил Владимир Жириновский, потеряли и страну - распался Советский Союз.

Дмитрий РОГОЗИН, руководитель фракции "Родина": Сегодня надо говорить не о том, назначать, или не назначать губернаторов, а нужно говорить о том, как сделать так, чтобы государственная система России была устроена так, чтобы у нас не было войн, прежде всего внутренних войн, разрывающих территорию единой государственности по искусственно проведенным национальным границам.

КОРР.: Полномочный представитель президента в Государственной Думе Александр Косопкин рассказал депутатам о предлагаемых изменениях. По новым правилам, кандидатуру главы исполнительной власти субъекта Федерации президент России должен назвать не позднее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего губернатора. А вот оценить выбор президента и одобрить или отклонить названную кандидатуру должны будут уже депутаты местного законодательного собрания.

Александр КОСОПКИН, полпред президента Российской Федерации в Государственной Думе: Такая процедура соответствует положениям части 1-й статьи 32-й Конституции, которая устанавливает, что граждане участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Именно представители жителей региона, из которых состоит законодательный орган субъекта Российской Федерации, будут наделять гражданина полномочиями высшего должностного лица.

Виктор ГРИШИН, председатель комитета по делам Федерации и региональной политике: Мы рассматриваем проект федерального закона. В комитет поступили отзывы из 71 законодательного и 58 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все они положительные.

КОРР.: Согласно законопроекту, на рассмотрение предложения президента региональному парламенту отводится две недели. Если же депутаты этого кандидата не поддержат, президент имеет право в течение семи дней повторно внести кандидатуру главы региона. Несогласие народных избранников и в этом случае может привести к назначению временно исполняющего обязанности губернатора и даже к роспуску законодательного органа. И вот этот пункт при обсуждении вызвал немало вопросов. Не слишком ли широки будут полномочия президента в отношении местных властей? Смогут ли сами депутаты оценивать деятельность уже избранного ими главы региона? Какова будет процедура его отстранения и что означает при этом термин "утрата доверия президента"?

Иван МЕЛЬНИКОВ, фракция КПРФ: Фактически "утрата доверия" может подразумевать все, что угодно, так как не является правовой категорией. Мы убеждены: все то, что власть называет "укреплением государства", на самом деле является укреплением власти ради власти.

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ: Сегодня что просят все граждане? Безопасность. Мы смогли обеспечить безопасность при старом раскладе наших сил и старых способов удержания власти? Не смогли. Коррупцию смогли уменьшить? Не смогли. То есть, все, кто выступает против этого закона, - это люди, которые выступают против государства.

Андрей КЛИМОВ, фракция "Единая Россия": Ведь именно при вертикали легче исправить кадровую ошибку, при выборной технологии это сделать гораздо труднее. Но если один депутат из 450 не делает погоды, то единолично управляющий территорией человек, безусловно, такую погоду может сделать.

КОРР.: Александр Косопкин убеждал депутатов, что на многие вопросы ответы дают Конституция и сам обсуждаемый законопроект, где региональному Законодательному собранию дано право оспаривать решения президента в суде. Что же касается освобождения главы региона от должности в случае, как записано в законопроекте, "утраты доверия президента", то, по словам Александра Косопкина, депутатам самим неоднократно приходилось давать такие оценки, решая вопрос о доверии правительству.

Александр КОСОПКИН: Государственная Дума в лице вас как раз и может оказывать недоверие правительству, не особо утруждая себя в том, по каким критериям она это делает. И именно эта норма - она зеркально перешла и на уровень субъектов.

КОРР.: К тому же, как заметил председатель думского комитета по делам Федерации и региональной политики Виктор Гришин, есть в законопроекте и пункт, защищающий права отстраненного президентом главы региона. Он имеет право обратиться в Верховный суд. Впрочем, в выступлениях депутатов звучали как сомнения в демократичности предложенной реформы, так и призывы идти в преобразованиях дальше - к прямому назначению глав регионов указом президента. Но большинство палаты поддержало именно президентскую концепцию закона, и теперь депутатам предстоит детальная проработка с помощью поправок всех вопросов, связанных с процедурой выбора кандидатуры и избрания главы регионов. И, в частности, согласительных процедур и предварительных консультаций региональных парламентариев с президентом по кандидатурам на пост главы местной власти. Уже сейчас в Государственной Думе идет обработка поступающих на этот счет поправок и предложений.



http://www.klimow.ru/publictext/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован