22 октября 2002
792

Андрей Климов: `Местное самоуправление - это власть, до которой можно дойти пешком`

23 октября на обсуждение Госсовета будут вынесены проект закона об общих принципах организации местного самоуправления

В среду, 23 октября, на обсуждение Госсовета будут вынесены проект закона об общих принципах организации местного самоуправления и поправки к Закону о принципах организации органов законодательной, представительной власти субъектов Федерации. Вместе с Президентом России губернаторы должны будут решить, какое самоуправление нужно сегодня России? На вопросы РТР-Вести.Ru ответил член депутатской группы "Регионы России (Союз независимых депутатов)", член комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Андрей Климов.

- Андрей Аркадьевич, с чего, по Вашему мнению, необходимо начать реформирование системы самоуправления и какое самоуправление нужно сегодня России?

- Если мы все-таки эти документы утвердим и сделаем их законами, то, прежде всего, мне кажется, необходимо провести очень серьезную пропаганду и агитацию этих мер, потому что каждый гражданин, особенно активный гражданин, должен понимать, в чем суть этих преобразований. Мы должны дать людям время, чтобы они до 2006 года могли осознать то, что им предлагают, чтобы они могли разобраться. Это первый момент. Второй момент, я уже сам многократно об этом говорил и рад, что сегодня об этом говорится широко в печати: местное самоуправление - это та власть, до которой человек может пешком дойти. Вот это очень важное отличие местной власти от всякой другой. И более того, для простого человека, как правило, все равно, как эта власть называется - исполнительная или законодательная, государственная или местная, муниципальная. Он понимает, что власть, это та инстанция, в которой могут решить его проблемы. То есть, по идее, он должен придти в какую-то точку и по возможности решить там все свои проблемы. Это, конечно, упрощенный вариант. Но смысл его, мне кажется, предельно ясен - максимально обеспечить человеку взаимодействие с властью.

- Президент Конгресса муниципальных образований Российской Федерации Олег Сысуев утверждает, что в России никогда не было самоуправления. По его словам, на сегодняшний день формально примерно на семидесяти процентах территории государства нет всенародно избранных органов местного самоуправления. Согласны ли Вы с этим утверждением?

- Я бы сказал так, что в глубоком смысле слова, если мы говорим о современной России, возможно, Олег Сысуев не далек от истины. Но формально местное управление у нас существует "де юре" с 1993 года. И районные,и городские власти практически на всей территории РФ за редчайшим исключением - это избранные фигуры. Другое дело, что конструкция этой власти такова, что эти избранные фигуры очень быстро оказываются удалены от избравшего их населения, они превращаются в таких удельных князей местного масштаба. Но опыт местного самоуправления в России, если мы берем Россию как страну с тысячелетней историей, безусловно, есть. И он огромен.

- Заместитель главы администрации Президента РФ Дмитрий Козак заявил, что законы о местном самоуправлении предполагается ввести в действие не ранее 2006 года. Для чего нужен такой долгий переходный период?

- Кстати, я являюсь одним из сторонников именно такого подхода. Я был участником одной из рабочих групп этой комиссии. И я рад, что, в общем-то, руководство комиссией данный принцип приняло во внимание. Понимаете, мы собираемся внести в организацию местного самоуправления концептуальные изменения. А в российских условия срок 2-3 года совсем не тот срок, за который возможно эти мероприятия безболезненно провести в жизнь. Поэтому 2006 год, допустим, укладывается во многие рамки. В частности, в этот период произойдут перевыборы глав местного самоуправления на большинстве территорий, таким образом, мы не будем резать по живому. То есть люди будут приходить во власть, понимания, какие новые функции, права и обязанности у них будут. Этот закон как бы не будет иметь для них обратной силы.

- Многие эксперты считают, что новой редакции закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" очень много конституционных нарушений....

- Я Вам могу сказать, что тексты этого закона в Госдуме на пленарном чтении не рассматривались. И поэтому мы говорим лишь о том, что писали авторы, а они каждый раз предлагали все время разные варианты редакций. Поэтому комментировать то, чего нет в виде официально внесенных документов, которые я бы смог посмотреть как депутат, я не могу. И говорить о том, что они конституционные или нет, тоже не могу. Вообще, понятие конституционность того или иного акта - это то, что должен решать Конституционный суд. Все, что могут сделать люди, это просто думать, соответствует этот законопроект Конституции или нет. На мой взгляд, все, что сегодня говорится о местном самоуправлении, может быть как соответствующим, так и не соответствующим Конституции по одной простой причине - в Конституции написано, что государство отделено от местного самоуправления примерно так же, как церковь от государства. Но это совершенно не значит, что государство не может регулировать местное самоуправление, ибо оно есть частица общественной, политической и экономической жизни нашей страны. А все это подпадает под регулирование Конституции.




http://www.klimow.ru/publictext/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован