02 апреля 2003
688

Андрей Климов: москвичи имеют право на местное самоуправление

Депутаты Госдумы в среду, 2 апреля, обсудят во втором чтении поправки к закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов Российской Федерации". И, судя по всему, дискуссия будет острой. Поскольку до сих пор не согласованы три принципиальных вопроса. Во-первых, какими должны быть отношения автономных округов и областей, в состав которых они входят? Во-вторых, Москва и Санкт-Петербург - это субъекты федерации или города федерального подчинения? И третье, имеет ли право центр отстранять избранного губернатора от управления регионом? Ответить на эти вопросы мы попросили члена думского Комитета по делам Федерации и региональной политике, депутата Андрея Климова.

- Итак, Андрей Аркадьевич, первый вопрос. Какими должны быть отношения автономных округов и областей, в состав которых они входят?

- На заседании Комитета, посвященном именно этому вопросу, мы нашли некий компромисс. Заключается он в следующем - мы оставляем эту тему в данном законе. Ранее звучали предложения, которые я, кстати, поддерживал, вывести эту тему из данного закона. Так как у нас есть специальный закон об основах отношений автономных округов с входящими в них краями и областями. Многие мои коллеги с этим предложением не согласились, тогда мы стали искать компромисс в другом направлении. Сегодняшний вариант законопроекта, который внесен в Госдуму, предполагает из 43 полномочий совместного ведения практически все отдавать краям и областям. На заседании, в котором принял участие замглавы администрации президента Дмитрий Козак, мы договорились, что из 43 полномочий 16 останутся у автономии безо всякого специального регулирования договором. Причем это те функции, которые непосредственно касаются национальной составляющей этих образований. А именно: культура, образование, народные промыслы. Кроме того, регулирование местных налогов и сборов, содержание собственных органов власти и так далее. Таким образом, сегодня 16 полномочий выведены за скобки. То есть, если власти области и края смогут договориться между собой, то вопросов нет. Если нет, тогда автономным округам остаются 16 из 43 функций, плюс все то, что округ вправе решать самостоятельно.

- Следующий спорный вопрос связан с Москвой и Санкт-Петербургом. Законопроект предлагает признать их обычными городами. Если это случится, то две столицы должны будут поделиться с муниципалитетами частью полномочий, в том числе и финансовых.

- Москва и Санкт-Петербург сами по себе являются субъектами РФ, как, например, Пермская и Калининградская области, как Республика Дагестан. Они - города, являющиеся субъектами РФ. Но у нас в любом субъекте РФ существуют муниципальные образования. И до сих пор в Санкт-Петербурге и Москве это регулировалось по-разному. В Москве как таковых муниципальных образований практически не было, а в Санкт-Петербурге их очень много. Поправки, которые мы сейчас принимаем, говорят о том, что эти две столицы имеют свою особенность. Она заключается в том, что они - "города-государства". В обычных российских субъектах федерации сам город уже является муниципальной властью. Здесь же получается своеобразная матрешка. Поэтому мы предложили внести поправки в закон "Об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения", которые должны защитить сложившийся статус-кво. Условно говоря, Москва - город, в котором как такового муниципального образования не должно быть, а поправки, которые говорят об обратном, есть. Иными словами, этот закон не отменяет конституционного права этих городов на особый статус федерального субъекта, но он регулирует взаимоотношения с местными органами самоуправления. Потому что у нас согласно Конституции гражданам гарантируется право на местное самоуправление. Почему же 10 млн человек, проживающих в Москве, должны лишиться этого права? То есть, в данном случае, сравнивается разная статусность. С одной стороны, на статус субъекта федерации никто не покушается, это невозможно, а с другой - граждане имеют право на организацию органов местного самоуправления.

Лично я считаю это правильным. Поскольку в России Конституция действует на территории всей страны. И мы должны обеспечить гражданам право на местное самоуправление. А в каких формах и каких масштабах Госдума решит путем голосования. На сегодняшний день этот вопрос оказался неурегулированным в Москве и Санкт-Петербурге так, как в других городах страны. Этот закон внесет ясность. И этот вопрос будет решаться не чиновниками соответствующего города, а, поскольку речь идет о конституционном праве российских граждан на муниципальное образование, российским парламентом.

Теперь, что касается того, имеет ли право центр отстранять избранного губернатора от управления регионом. Здесь речь идет не о том, что центр отменяет результаты выборов. Речь о том, что центр лишает избранного народом губернатора или главу территории, района, города права распоряжаться федеральными средствами, финансовыми потоками, которые имеют целевой характер. Но не просто так, а на основании определенных решений, кстати, судебных в том числе. То есть, чтобы отстранить губернатора, надо очень сильно постараться. Бывают такие ситуации, когда руководитель региона или района выделенные федеральным центром деньги на строительство, например, больницы, направляет на возведение, скажем, бани для своей администрации. Ему делают предупреждение, но это его не останавливает. Поэтому реальным выходом из этой ситуации будет отстранение его от федеральной "кормушки". И я считаю это верным решение. Другое дело, если эти деньги были заработаны на территории. Институт отстранения относится только к федеральным и целевым средствам.



http://www.klimow.ru/publictext/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован