Мы говорим о формировании современной инновационной экономики. Она построена в значительной степени, если не почти исключительно, на быстрой коммерциализации достигнутых научно-технических результатов. Между тем представители бизнеса, причем бизнеса просвещенного, часто поднимают вопрос о том, что язык, на котором говорят ученые, описывая уже созданные установки, очень сложен для восприятия. С другой стороны, ученые, когда предлагают свои проекты для коммерциализации, как правило, совершенно не воспринимают требования, которые выставляет бизнес.
Есть такое понятие в мировой практике инновационной экономики - "долина смерти". Это расстояние между результатами НИОКР и внедрением их в промышленность, сферу услуг, сельское хозяйство. И если в Америке (а понятие пошло именно оттуда) эта "долина смерти" размером с Гранд-каньон, то у нас она размером с Сахару. И пока, мне кажется, наше образование еще не нацелено на ее преодоление.
Мы сейчас активно занимаемся нанотехнологиями. Обнаружилось, что в нашей стране исследований и разработок, которые по достаточно высоким меркам готовы к коммерциализации, весьма много. Бизнес, как правило, из небольших компаний и групп, делают сами ученые. Хорошо, что появились молодые ребята, которые прошли школу Академии наук, военно-промышленного комплекса и успели повариться в достаточно жесткой и сложной щелочной среде бизнеса. Но специального образования, нацеленного на то, чтобы формировать современного менеджера, который занимался бы высокими технологиями, у нас нет. Обсуждая вопрос формирования новых бизнес-школ, я пока не слышал, что одной из доминант будет подготовка менеджера, который разбирался бы в субмолекулярной биологии, знал, как строятся сложные системы и на каком этапе нужно включиться в бизнес, чтобы хорошо заработать.
Поэтому считаю, что сегодня мы должны сформулировать одну из важнейших задач: создание системы специальных акцентов для подготовки такого рода специалистов. В том числе для государственных структур - там тоже есть дефицит современных специалистов, понимающих современные технологии. Это, я думаю, действительно крупная задача для нашей высшей школы, и решать ее нужно в тесной интеграции с Академией наук, поскольку нигде, кроме Академии, таких специалистов просто нет.
Но это задача и для нашего делового сообщества: нужно, чтобы и бизнес получил вкус к работе в сфере высоких технологий. Конечно, мы понимаем, что это особая, рисковая сфера. Тем не менее, состояние нашей экономики уже требует эффективного обеспечения национальной конкурентоспособности и в этой сфере.
Андрей КОКОШИН
Директор Института проблем международной безопасности РАН,
декан факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова,
председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ
и связям с соотечественниками, академик РАН
http://www.fondedin.ru/
viperson.ru