19 июля 2005
1358

Андрей Колесников: `Как научить Родину любить`

Правительство утвердило очередную государственную программу патриотического воспитания трудящихся на 2006-2010 годы. Предыдущая, по счастью, прошла незамеченной для патриотических чувств россиян. Однако новый документ отличает слишком заметный милитаристский уклон с акцентом на военном воспитании младшего поколения и некоторая агрессивность, перемешанная с запальчивостью ("противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства").

Программа примечательна прежде всего тем, как государство представляет себе сам смысл патриотизма и как оно собирается внедрять определенные ценности в народное сознание. С первых же строк этого документа, окончание действия которого должно быть ознаменовано мобилизацией работников кино, телевидения и печати на патриотический фронт и невероятным числом проведенных "военно-полевых" и "военно-шефских" мероприятий, становится очевидным, что представления государства о патриотизме сильно расходится с представлениями общества об этом понятии.

Огрубленно говоря, то, что обладающие "зрячей любовью" к Родине патриоты назвали бы вслед за Лермонтовым Михаилом Юрьевичем "немытой Россией", для государственных лейб-патриотов является предметом гордости, исполненным сакрального смысла. Поклоняться этому предмету следует со всем милитаристским рвением. Ибо программу нельзя даже упрекнуть в том, что она утверждает, например, националистические или воинствующие православные ценности, хотя в списке мероприятий наличествуют специальные акции для "братских славянских народов" (общефедеральной программе, впрочем, следовало бы для разнообразия озаботиться и проблемами воспитания народов неславянских). Речь идет о почти исключительно военно-патриотическом воспитании в дистиллированном советском понимании - ровно в том ключе, как это происходило именно в годы правления Брежнева, чей режим политически держался исключительно на объединяющей мифологии Великой Отечественной войны.

Все это выглядит абсолютно дико. На дворе, можно сказать, постиндустриальная эра, а кабинет министров ожидает, что в результате исполнения программы появятся "мировоззренческие установки на готовность граждан к защите Отечества" и повысится "уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания".

Казалось бы, что брюзжать? И деньги по нынешним временам не очень большие, и издание за государственный счет какого-нибудь шеститомника по истории российской оборонки дело столь же узкоспециальное, сколь и невинное.

Но вопрос в другом - а стоило ли вообще тратить деньги на мероприятия с сомнительным содержанием, неясными целями и непонятными результатами на выходе.

Но даже это не главное. Проблема в том, что у государства и вверенного ему населения - два разных патриотизма. Один - полностью отождествляющий понятия государство и страна, государство и народ, государство и общество. В ряде случаев - объединяющий государство и одного человека (в этом смысле очень технологична для патриотического воспитания, например, "Рухнама" Сапармурата Ниязова).

Подобного рода подход нашел свое отражение в программе патриотического воспитания.

В этом контексте любая критика государства - антипатриотична. Другой подход: государство и страна - вещи неотождествимые. Любовь к России - необязательно совпадает с любовью к государству и его символам, как иной раз радикальным образом расходятся интересы общества с интересами государства.

В этом контексте, например, сталинский гимн с правлеными михалковскими словами не объединяет общество, а раскалывает его (причем до сих пор), оставаясь "неконвенциональным" государственным символом.

Спасло ли Советский Союз отождествление государства и Родины? Помогла ли ему стройная система патриотического воспитания - начиная с детского сада и "Веселых картинок" и заканчивая политинформациями и журналом "Агитатор" с многомиллионным тиражом? Даже развитие, расцвет и агония идеологий не связаны напрямую с интенсивностью пропаганды, что уж говорить о таких тонких вещах, как воспитание патриотизма. Реанимировать любовь государства путем возрождения внешнего и внутреннего агитпропа - это все равно что выпускать ничем не обеспеченные идеологические облигации, "занимая" крупицы народной любви, за которую потом нечем будет заплатить. Долговая пирамида может в один прекрасный день рухнуть - запасов любви государства к народу не хватит, чтобы погасить долги по бумагам с чрезмерно высокой доходностью.

В новой истории России был один эпизод, когда интересы государства и общества, которое было полностью подавлено государством, совпали - это патриотический порыв Великой Отечественной. Тогда живой символ государства, Сталин, признал за гражданами право называться "братьями и сестрами" и фактически просил у них помощи. Не случайно этот период советской истории многие позднейшие исследователи называли временем свободы. Свобода состояла в совпадении интересов.

Собственно, соблюдение интересов частного человека - и есть подлинный патриотизм.

Такую Родину можно любить не только за "куст ракиты над рекой". Такой Родиной - свободной, демократической, лояльной к интересам гражданина - можно гордиться. Но подобного рода патриотизм не воспитать никакими программами, государственными символами, дворцовыми церемониями и портретами.



Андрей Колесников
"Газета.Ru"
19.07.2005
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000004041
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован