07 февраля 2007
2258

Андрей Колесников: `Поле, левое поле`

"Какую биографию делают нашему рыжему!", - воскликнула Анна Андреевна Ахматова, когда Иосифа Александровича Бродского отдали под суд. Советская, а ныне российская власть всегда отличалась поразительной способностью пиарить своих эстетических и/или идеологических соперников. Вот и сейчас слишком заметная нарочитость, с которой в течение двух дней партия СПС была снята с выборов в Тюменской и Псковской областях, а до этого в Самаре, Вологде и - с диким скандалом - в Дагестане, заставляет заподозрить власть разных уровней в хорошо продуманном пиаре в пользу праволиберальной партии. Если бы этих информационных поводов не было, их стоило бы придумать...

Самое интересное, что региональные, или федеральные, или "единороссовские" политические начальники боятся не СПС, они боятся рецидива успеха популистских технологий пиарщика партии Антона Бакова, апробированных в Пермской области. Если быть еще более точным - их пугает появление еще одного конкурента отнюдь не на правом, а на левом поле. Потому что СПС играл в Перми именно в умеренно левопопулистской зоне - ровно там, где хранятся запасы голосов избирателей. Тех самых избирателей, которым уже надоело разбираться, где правое, а где левое, и которые существуют в логике выживания и решения текущих проблем сегодняшнего дня. Удар Бакова был направлен именно в эту точку, и он оказался на удивление эффектным и эффективным. А зачем "Единой России" технологически сильный конкурент на этом поле? Мало ей "Справедливой России" и коммунистов, а тут еще и СПС подсосалась...

Российское избирательное поле неуклонно сужается. Мало того, что становится все меньше стимулов для того, чтобы приходить на избирательные участки - отмена графы против всех и насильственная аннигиляция нижнего порога явки сильно изменили российский электоральный ландшафт. Вплоть до того, что репрезентативность выборов и легитимность политиков, избранных явным меньшинством граждан, неуклонно стремится к нулю. Так теперь в дополнение к этому вся борьба за оставшиеся голоса оставшихся в живых избирателей идет на узенькой площадочке левопопулистских обещаний с некоторым националистическим привкусом. В регионах выборы - это уже давно не война идеологий, не борьба программ, не битва харизматических лидеров, а сражение очень конкретных, очень точечных маркетинговых технологий. Продаются обещания, а не идеи, мировоззрения и лица.

В этом смысле избирателю все равно, кто ему поднесет ценный подарок на блюдечке с голубой каемочкой, желательно изготовленном из тонкого саксонского фарфора, - "Единая Россия" или "Справедливая", "единороссы" или "эсеры", спикер Госдумы или спикер Совета федерации. Избиратель, конечно, отчасти задумается, что ему ближе - усы спикера Грызлова или аккуратная бородка спикера Миронова. Но, будем честны, оба наших радетеля за народное счастье - не фотомодели, и даже не Сеголен Руаяль с Хиллари Клинтон, поэтому представителю электората ближе конкретные материальные выгоды, а не физиономические преимущества одного солидного мужчины перед другим. Отсюда и пафос борьбы, старый как мир, - кто больше пообещает избирателю, тот и молодец.

Русское поле электоральной борьбы тем самым сужается до малосодержательного сражения всего двух партий, номенклатурных по своему происхождению. Это - естественный результат отмены реального выбора и обессмысливания процедур представительной демократии. Такая модель политической системы, которая непременно утвердится как в регионах страны, так и на федеральном уровне может, конечно, на радость нынешней политической элите просуществовать в течение еще одного политического цикла. Но долго так продолжаться не может. Такая партийная конструкция способна выжить лишь в бедной стране, где народ погружен в решение ежедневных тяжелых социальных проблем и интересуется только хлебом насущным, да поиском виноватых. Если же в России уменьшится дифференциация между самыми богатыми и самыми бедными, появится статистически заметный средний класс, реальный налогоплательщик со своими запросами и точно сформулированными экономическими и политическими интересами, никакой двухпартийной системы "нанайских мальчиков" уже не будет. В развитом и богатом обществе интересы и запросы населения богаче, чем в бедном. А значит - шире партийная и идеологическая палитра.

Сегодня мы еще даже и не знаем, какой будет эта палитра, и станет ли она выражаться в привычных терминах "правое-левое". Главное, чтобы вместо тысячи идеологий и партий в России не появилась одна доминирующая идеология - националистическая. Ведь если и есть в узкопрагматическом поле левых обещаний идеологическая начинка, то она именно националистическая. И в эти игры уже начинает играть не только околофашистская оппозиция, но и умеренная власть: широко объявленный "Русский проект" тому доказательство.

Словом, сужая политическое поле, власть только умножает политические риски предстоящих электоральных баталий. Номенклатурные партии, уничтожив системных и респектабельных конкурентов, могут столкнуться с серьезной несистемной оппозицией - коричневого цвета. Это будет славная охота, в которую очень не хотелось бы вовлекать нашу страну.



Андрей Колесников
"Газета.Ru"
07.02.2007
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000005231
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован