04 апреля 2008
168

Андрей МАРКОВ: `Лишних педагогов не бывает` (Пермь)

Сегодня зарплата учителя едва перешагивает за рубеж регионального прожиточного минимума.

Поэтому вряд ли кто усомнится в важности социальных гарантий и льгот, выплачиваемых педагогам за счёт краевого бюджета. Так, выпускникам педагогических вузов и колледжей положены единовременное пособие в размере восьми должностных окладов и ежемесячные доплаты. Педагогам высшей категории к окладу устанавливается надбавка - 25 процентов. Перед выходом на пенсию учителя должны получать три должностных оклада. Однако с этими выплатами в ряде территорий края возникли серьёзные проблемы.

Дело в том, что меры социальной поддержки педагогов предусмотрены статьёй 32 Закона Пермской области "Об образовании". Они рассчитываются по установленной методике, исходя из нормативов "подушевого" финансирования, то есть по количеству учеников. Но такая система расчётов далека от совершенства. Например, в ней не учитывается один фактор: в Перми и других крупных муниципальных образованиях края работает больше учителей с высшими категориями, учёными степенями. А значит больше число тех, кто имеет право на социальные доплаты. В результате одни муниципальные образования получают денежные средства с избытком, а другие, в том числе Пермь, испытывают острый дефицит.

Цифры говорят сами за себя. В прошлом году денег из краевого бюджета хватало на доплаты лишь 474 пермским учителям, тогда как реально в них нуждалось 2126 педагогов. В нынешнем году снова сохраняется дефицит средств - 37348 тысяч рублей. То есть выплаты в третьем квартале могут быть просто приостановлены. Справедливо ли это по отношению к нашим учителям?!

К слову, с подобными проблемами столкнулись и педагоги из специальных (коррекционных) школ, где учатся ребята с ограниченными физическими возможностями. Из методики почему-то "выпали" занятия с детьми по индивидуальным программам, на дому, в медицинских учреждениях.

И понятно, что вопрос с социальными выплатами педагогам необходимо решать комплексно. На мой взгляд, в первую очередь нужно привести в соответствие нормативно-правовую базу. Мы предложили краевому правительству разработать отдельный закон, где учитывалось бы фактическое количество учителей, имеющих право на социальные доплаты по каждой территории. И тогда все разночтения исчезнут. Может быть, стоит пересмотреть и "Методику подушевого финансирования учреждений образования". Она принималась ещё в 2004 году и нуждается в доработке. Или, к примеру, предусмотреть компенсации по земельному налогу для учреждений образования. Одним словом, надо искать выход из создавшейся ситуации.

Я считаю, что сейчас уже бессмысленно ломать голову над тем, как удержать молодые кадры в школах, как поднять престиж учительской профессии. Надо срочно действовать. Социальная защита не может существовать только на бумаге. И если у нас в школах работают молодые учителя или педагоги высшей категории, то они никак не могут быть лишними. Ни по какой методике.

http://www.parliament.perm.ru/press/tribune.php?id=905&
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован