06 октября 2008
18926

Андрей Нещадин: Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом

Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом #8722; это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Цель регулирования #8722; создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.
В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами #8722; в США, Канаде, странах ЕС.
Наиболее широко практикуемые в зарубежных странах меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку, обобщены в таблице 1. Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования. К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в:
- прямых государственных компенсационных платежах;
- платежах при ущербе от стихийных бедствий;
- платежах за ущерб, связанный с реорганизацией производства
(выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой
скота и т.д.).
К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:
1. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством
поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию,
установления квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт
продовольствия;
2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение
средств производства путем предоставления субсидий на приобретение
удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным
кредитам, выплаты по страхованию имущества;
3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение
государственных средств на разработку и осуществление рыночных
программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по
перевозкам продукции.
4. Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства #8722; субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.
В структуре государственных субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен. В современных концепциях ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривается активное государственное вмешательство в формирование и регулирование цен. Система государственного регулирования цен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой одинакова и предусматривает:
- установление верхних и нижних пределов колебания цен и
индикативной или условной цены, которую стремится поддерживать
государство;
- скупку либо продажу нескоропортящейся продукции в целях
товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.
Политика аграрных цен и фермерских доходов в развитых странах предполагает, прежде всего, организацию слежения таких экономических показателей, как: издержки производства по группам специализированных хозяйств
(страны ЕС) или по видам производства (США); паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; доходность ферм и отраслей производства.
В результате получается проработанная в деталях информационно-статистическая система данных, необходимая, во-первых, для регулярного воздействия на рыночные цены и, во-вторых, для влияния на производство, уровни доходов, накоплений, инвестиций.
В рамках государственной поддержки сельского хозяйства США существуют два вида цен:
- целевые (гарантированные) цены, которые распространяются на наиболее
важные виды сельскохозяйственной продукции. Уровень целевых цен
рассчитан таким образом, чтобы они гарантировали уровень дохода для
самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и
пониженным уровнями затрат. Реализация фермерской продукции
происходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо
равны целевым. Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым
платежам) фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации,
если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является
экономической реальностью для фермера, т.е. окончательной ценой
реализации, которую стали называть гарантированной;
- залоговые цены (залоговые ставки). По залоговой фиксированной цене
фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю
продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой
цены. В соответствии с положениями Сельскохозяйственного закона 1985
г. фермерам США предоставлено право произведенную ими продукцию
продать на свободном рынке, реализовать по контрактам, заложить на
хранение непосредственно в хозяйстве в ожидании более высоких цен на
рынке, сдать под залог в ТКК. В последнем случае заложенная продукция
в течение 9 месяцев может быть выкуплена фермером. Если этого не
произойдет, то она переходит в собственность ТКК, а фермер получит за
нее денежную компенсацию по залоговой цене (ставке) за вычетом
издержек за хранение. Залоговая цена (ставка) представляет собой нижний
предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если в
течение 9 месяцев мировые цены окажутся ниже залоговой ставки, то
фермер может выкупить сданную продукцию по ценам мирового рынка.
Тем самым фермер получает чистую прибыль из-за разницы между
залоговой ставкой и ценой мирового рынка.

"Общество и экономика".
06.10.2008
viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован