26 августа 2008
5082

Андрей Нещадин: Расходы на `социалку` снизят инфляцию

По данным социологов ,более 40% населения России считает, что благотворительностью должно заниматься само государство. Патернационализм, и общинность как отличительные черты российского архитипа в сознании граждан приводят к подмене понятий. Благотворительностью, по западным понятиям, называются только личные пожертвования граждан из своего кармана. И по сравнению с другими европейскими странами российская благотворительность находится в зачаточном состоянии. Например, в Германии в среднем каждый гражданин жертвует около 200 евро в год, причем в благотворительность вовлечены не только богатые, а представители всех слоев населения и разных возрастов. А вот средства, которые выделяются государством и предприятиями, вернее считать расходами на социальное развитие, социальное партнерство и социальные инвестиции.
Эффект социальных инвестиций с большой точностью мы рассчитывать пока не научились, но уже заметно, что они оказывают серьезное влияние на стоимость нематериальных активов, рост производительности труда и прибыли. И предприятия тем активнее включаются в разработку и реализацию своей социальной политики, чем острее ощущают кризис человеческого потенциала.
Дефицит качественной рабочей силы заставляет выстраивать программы закрепления кадров и повышения их квалификации, формировать корпоративную идеологию и культуру для мотивации персонала. Затраты на эти виды деятельности и именуются социальными инвестициями. Когда же социальные инвестиции выходят за рамки предприятия, и направляются в окружающую его среду: на экологические проекты или нужды местного самоуправления, то переходят в режим частно-государственного социального партнерства.
Вступают в партнерство с государством по социальным вопросам не всегда от хорошей жизни, и не всегда добровольно. Но, например, руководителям градообразующих предприятий, расположенных в малых городах совершенно ясно, что кого вырастит и подготовит школа, того они и получат в качестве будущих рабочих: наркоманов, пьяниц или здоровых квалифицированных сотрудников
Основные направления социальных инвестиций российских предприятий: поддержка спорта, как вида досуга (поддержка спортивных команд в настоящее время скорее пиар и игры олигархов), воспитательная работа с детьми, поддержка традиционных религиозных конфессий. К социальным инвестициям можно отнести и средства, которые предприятия тратят на поддержание своего имиджа - ведь таким образом они развивают свои коммуникации с окружающей социальной средой. Не последнюю роль играет и создание положительного имиджа своего бренда, в результате реализации социальных программ.
Скептики могли бы сказать, что лучше бы работодатель просто повысил зарплату своим сотрудников, а не красовался на публике в роли благодетеля. Но на практике, социальные инвестиции оказываются более эффективными, чем банальное повышение зарплаты.
Во первых, это неплохая антиинфляционная мера. Несмотря на то, что эти деньги улучшают положение работающих, они оказываются связанными, и не идут на потребительский рынок (например покупку импортных товаров), а оказывают поддержку социальной инфраструктуре в тех направлениях, которые хотело бы развивать и государство. Оплачивая сотрудникам отдых в санаториях, предприятия направляют средства на расширение курортной базы России, предоставляя дополнительное медицинское страхование - поддерживают здравоохранение, а организуя при заводах магазины и столовые с минимальной наценкой - борются с ростом цен. При этом, такая "забота о народе" воспринимается гораздо более позитивно, чем простое увеличение заработной платы. Поэтому государству давно бы пора, оценив потенциал, активность и возможности бизнеса в вопросе социальных инвестиций пересмотреть ряд положений налогообложения социальных расходов, позволив относить их на себестоимость и не требовать уплаты НДФЛ и ЕСН с сотрудников, получивших дополнительных доход в виде социального пакета или бесплатной воды из кулера на рабочем месте.
Поощрение подобных расходов должно также осуществляться и с точки зрения признания обществом правильности такого поведения. Сегодня многие предприятия и организации осуществляют социальные инвестиции, участвуют в социальном партнерстве на муниципальном и региональном уровне. Однако средние и мелкие предприятия не в состоянии осуществлять проекты, значимые в масштабах страны, они не будут печатать отчеты о некоммерческой социальной деятельности на уровне мировых стандартов. Но их посильная помощь сегодня весьма нужна и востребована, особенно на муниципальном уровне. Большую реку питают маленькие ручейки. Поэтому стоит таким предприятиям, которым "нет ни славы, ни числа" - говорить хотя бы спасибо за их социальную ответственность.

2008-08-26
www.nasledie.ru
viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован