Эксклюзив
15 января 2009
14853

Андрей Нещадин: Стратегия кризиса (Аналитический доклад)

Мировой финансовый кризис: причины и последствия для мировой экономики

Нынешний финансовый кризис по праву можно считать наиболее глубоким и драматичным за последние несколько десятилетий развития мировой экономики.
Основная глобальная причина кризиса - особенности циклического развития мировой экономики. Большинство экономически развитых стран, в первую очередь США и страны Западной Европы, после пика технологического и экономического развития в конце 20 века входят в новый цикл - в цикл снижения темпов экономического роста, а, по мнению многих экспертов, в рецессию. Например, в США по показателям темпов роста ВВП, индексам деловой активности, потребительского доверия и пр. отмечается значительный спад. Таким образом, проблему циклического развития в разрезе сегодняшнего кризиса можно с уверенностью охарактеризовать как структурную трансформацию мировой экономки в преддверии нового роста (хочется надеяться) благодаря грядущему в недалеком будущем новому технологическому укладу.
Если говорить о причинах субъективных, то главная - это экономика США, ее роль в мировых экономических процессах и ее современное состояние. Существовавшая в течение десятилетий экономическая система практически была моновалютной, с одной доминирующей составляющей - американским долларом, имевшим статус основной резервной валюты. Это вызывало практически безграничную потребность в ее эмиссии. По мере роста мировой экономики потребность в валюте возрастала, печатный станок работал все активней. При этом крупная (доминирующая) долларовая компонента в валютных резервах ведущих экономических держав (в том числе и России) сделала эти страны заложниками происходящих в экономике США процессах.
Следует отметить, что в последние два десятилетия правительство США уже не контролировало ситуацию, как и долларовую массу, находящуюся в обращении, что, кстати сказать, вполне объяснимо. Эмитент мирового платежного средства не может единолично обеспечивать его устойчивость и отвечать за возможные последствия. При этом никто сегодня не может дать точную оценку величины долларовой массы в обращении, но, тем не менее, признано, что ее величина в несколько раз превышает сумму реальных активов, функционирующих и перераспределяемых в рамках мировой торговли и мирового экономического сотрудничества.
Сегодня на мировом финансовом рынке торгуются преимущественно не реальные ценности, а деривативы (производные финансовые инструменты - опционы, фьючерсы, форварды, кредитные деривативы и др.), используемые для хеджирования своих позиций или получения дополнительной спекулятивной прибыли. Происходит своего рода "раздутие" финансовых обязательств, величина которых значительно превышает сумму реальных сделок. Чрезмерно раздутый мировой рынок деривативов по праву можно считать источником современного финансового кризиса.
Крупнейшие американские инвестиционные банки все эти годы действовали практически безнадзорно, без вмешательства Федеральной резервной системы, и в результате в какой-то момент была пройдена "точка невозврата". Более того, даже до середины сентября 2008 года европейские и американские финансовые власти и институты смотрели на кризис достаточно поверхностно, недооценивали его глубины и возможные последствия. И вот ряд крупнейших инвестиционных банков (бывшие ориентирами для инвесторов и участников финансового рынка) либо стали банкротами (Lehman Brothers), либо были перепроданы или перепрофилированы в банки коммерческие (Merrill Lynch, Goldman Sachs и пр.). Все это стало прямым следствием неверной оценки негативных процессов, начавшихся в мировой финансовой системе.
В последние годы наблюдалось "головокружение от успехов" - эйфория от динамики роста мирового финансового рынка, которой не мешали ни колебания курса евро-доллар, ни резкий рост цен на энергоносители. При этом на фоне особенностей циклического развития мировой экономики, стагнации либо снижения темпов ее роста, избыток финансового капитала попадал не в реальный сектор экономики, а в финансовый, вследствие чего формировался "финансовый пузырь".
Но от финансового кризис переходит сегодня в новую стадию, стадию рецессии, спада потребления и т.д.
Сегодня уже можно говорить о кризисе идеологии потребления, доведенной PR- технологиями до своего максимума. Речь идет о том, что развитие экономики обеспечивалось развитием потребления, где реальные потребности заменялись торговлей сказками, мечтами и "приличным образом жизни". Ведь без развития идеального образа американской жизни и семейной мечты - собственный дом с маленьким участком - массовая ипотечная система была бы невозможна. Именно возможность кредитования осуществления мечты без учета реальных доходов (а на двадцать лет их весьма трудно рассчитать) и стала основой жизни в кредит. Помимо этого на развитие финансовых пузырей повлияли раздуваемые пиаром бренды как нематериальные активы, когда покупают не товары по реальной стоимости, а бренды и демонстрацию своей принадлежности к кругу людей, которые могут себе это позволить. Соответственно, эти надутые активы котировались на фондовых рынках, под них получали кредиты и активы.
"Золотой миллиард" человечества, живущий в США и Западной Европе, как образец безудержного потребления, выступал и как заказчик, и как покупатель основных мировых производителей, в том числе и развивающихся экономик с их дешевой рабочей силой или сырьевыми ресурсами и весьма малоемкими внутренними рынками. Поэтому возможность рецессии и сокращения потребительского спроса в странах "золотого миллиарда" вызывает особое беспокойство. По сути дела, принимаемые западным миром меры в первую очередь направлены на максимальное смягчение кризиса и недопущения скатывания экономик в рецессию за счет поддержки кредитоспособности банков и ипотечных финансовых структур, устанавливая минимальную ставку межбанковского кредита в размере 1-0,5% годовых и прямой поддержки граждан в целях обеспечения кредитоспособности населения и промышленности.
Сейчас уже появляются сообщения о сокращении объемов производства и приобретения автомобилей, потребления бензина и переходе на велосипеды в городах США, снижении потребления мировой экономикой нефти, металлов и другого сырья. То, что сокращение роста мировой экономики будет, - это совершенно ясно. Вопрос лишь в том, в каком объеме это затронет основные экономики мира - по сути, потребление "золотого миллиарда".

Российские особенности

Россия доказала, что теперь и она стала частью мировой рыночной экономики, поскольку финансовый кризис коснулся и ее.
Что касается финансового кризиса в России, то здесь перечень причин также весьма обширен. Безусловно, влияние внешних факторов и ситуации на иностранных финансовых рынках очевидно. Однако масштаб падения капитализации российского финансового рынка несоизмерим со снижением этих рынков в других странах мира.
Для сравнения: индекс РТС в России снизился примерно на 72-75%, в то время как аналогичные индексы в США - только на 35%., в Китае - на 49%, в Индии - на 40%, Бразилии - на 50%. Таким образом, "импортные" причины падения капитализации в России можно оценить примерно в 35%, но остальные 37- 40% - это причины российские.
Какие? В нашей стране есть свои внутренние экономические факторы, к которым надо отнести следующие:
1) "Голландская болезнь" и перегрев экономики деньгами, когда нефтедоллары и кредиты по низким ставкам развратили предпринимателей и государство убеждением, что такое положение продлится еще довольно долго и в этой ситуации возможно финансирование высокорисковых инфраструктурных проектов, приобретение активов под залог этих же активов и так далее.
В период 2000-2007 годов удельный вес природных ресурсов и продуктов их первичной переработки в общей структуре экспорта страны составлял от 78,2% в 2002 до 85,5% в 2006 году, при этом более половины доходов бюджета формировались за счет ТЭКа.
2) Низкий рост производительности труда по сравнению с ростом доходов, опережающий рост финансового сектора по сравнению с реальным сектором российской экономики. За период 2000-2007 годов оборот розничной торговли вырос в 4,6 раза, среднедушевые доходы населения - в 5,5 раза, кредиты физическим лицам - в 72,5раза, при этом рост ВВП составил 72%, а промышленного производства - 64%.
3) Высокая корпоративная задолженность. У крупнейших компаний она возросла с 31,4 млрд долларов в 2000 году до 488,3 млрд долларов на конец 2007 года и более чем 500 млрд к сентябрю 2008 года. Причем более половины этих долгов - долги корпораций и финансовых организаций с государственным участием. При этом валютные резервы ЦБ росли ежегодно примерно в тех же величинах, что и корпоративная задолженность. Сумма возврата кредитов за Ш и 1У кварталы 2008 года и 2009 год составляет более 200 млрд долларов.
4) Снижение инвестиционной привлекательности и отток капитала из России. На российском фондовом рынке доля нерезидентов составляла до 70% всех оборачиваемых средств. Поэтому именно с российского рынка в силу его непредсказуемости и рискованности деньги выводились иностранными инвесторами в первую очередь. Сыграли свою роль и конфликты вокруг отношений ВР и ТНК, Евросети, Метчела, а также события вокруг Южной Осетии и Абхазии.
5) Отсутствие в России реальных источников долгосрочных инвестиций. Более половины суммы всех банковских кредитов российским предприятиям - это кредиты до 1 года. То есть это деньги, связанные не с инвестиционными целями, а с текущим пополнением оборотного капитала. Долгосрочное кредитование на срок более 3 лет составляет не более 20%. При этом и у самих банков в условиях кризиса нет долгосрочных источников пополнения ликвидности. Российская финансовая система все предыдущие годы была не способна генерировать длинные деньги. Поэтому основными источниками инвестиций выступали либо иностранные кредиты, либо собственные средства российских компаний, у кого они, конечно, были.
Переход от первых признаков финансового кризиса до стагнации реального сектора в развитых странах занял примерно полтора года, российская экономика проделала этот путь за считанные месяцы. И если снижение цен на сырье и продукты первичной переработки для развитых стран являются благом в условиях кризиса, для российской экономики - это трагедия.
Поэтому кризис в России будет развиваться гораздо быстрее и с большей глубиной, нежели в других развитых странах. И выход из него будет более драматичным и длительным.

Последствия кризиса в ближайшей перспективе

Сегодня основной вопрос - какова глубина и продолжительность кризиса для России. Большинство экспертов склоняются к тому, что мировой кризис еще "не достиг дна", и будет продолжаться. При этом даются различные прогнозы по замедлению темпов роста мировой экономики и сокращения цен на нефть, сырье и материалы.
По состоянию на ноябрь 2008 года, в России пока есть только отдельные признаки довольно резкого ухудшения состояния экономики и спада производства в отдельных секторах экономики. В ноябре 2008 года промышленное производство сократилось на 8,7% относительно ноября 2007 года и на 7,5% по сравнению с минувшим октябрем. Одновременно снижаются и цены производителей. Есть опасения, что финансовый кризис серьезно скажется на реальном секторе экономики и на основных макроэкономических показателях.
Во-первых, Россия зависима в первую очередь от уровня спроса на сырье и материалы первой стадии обработки на мировых рынках, спроса на энергоносители, которые мы поставляем и в западные страны. Поэтому спад мировой экономики будет влиять на цены и объемы производства этих основных экспортоориентированных отраслей российской экономики.
Объемы добычи нефти и природного газа в физических объемах составили в 2007 году 491 млн тонн нефти и 651 млрд кубометров газа. Среднегодовая добыча нефти в период 2005-2007годы была меньше, чем в 1987 на 15%. При этом ежегодный прирост добычи в физических единицах за последние три года составляет по нефти около 2,3% а по газу около 2% в год.
Скорее всего, в ближайшее время нас будет ожидать:
- падение цен на нефть. Бюджет страны на 2009 год сверстан с профицитом, исходя из средней цены нефти марки URALS 95 долларов за баррель. При значении цены на нефть менее 70 долларов за бочку, возникнут проблемы с инвестированием в этот сектор и возможное замедление в реализации проектов по увеличению добычи и строительству энергопроводов. По последнему прогнозу Минфина РФ, цена на нефть в 2009 году составит 50 долларов за баррель. Поэтому сегодня решается вопрос о необходимости дополнительной бюджетной поддержки ТЭКа для реализации уже осуществляемых инвестиционных программ. Снижение притока иностранного капитала весьма отрицательно отразится на реализации проектов ТЭКа, так как здесь нужны не только кредиты вообще, а в основном "длинные деньги" и прямые инвестиции. Стоимость освоения новых территорий, в основном северных и шельфа Северных морей, весьма высока, а при условии падения цен на нефть сроки их окупаемости удлиняются. Поэтому и сами кредиты делаются менее привлекательными.
- 2008 год станет последним годом, когда налоговые поступления от ТЭКа формировали более половины бюджета страны, что скажется на его сокращении и потребует более эффективного расходования бюджетных средств. По всей видимости, реализация ряда инвестиционных проектов не первой необходимости будет замедлена или приостановлена.
- в связи с тем, что поступления валюты от экспорта нефти и газа во многом формировали торговый баланс страны, то при сокращении этих средств встанет проблема удержания положительного сальдо торгового баланса. При этом за 2000-2007 годы импорт продовольствия увеличился в 3,7 раза, машин, оборудования и транспортных средств - в 9,6 раза, ширпотреба - в 4,3 раза. Поэтому для поддержания курса рубля необходимо будет или увеличивать экспорт за счет других товаров (зерно, вооружение и т.д.) или принимать меры по сокращению импорта (заградительные пошлины на импорт иномарок).
Во-вторых, внутренние долговременные деньги в стране практически отсутствуют за исключением накопительной части Пенсионного Фонда, но и его средства весьма невелики для поддержки российской экономики. Решением этой проблемы стали перекредитование российских компаний из средств золотовалютного резервного Фонда ЦБ, приобретение привилегированных (без права голоса) акций предприятий за счет средств Пенсионного Фонда и федерального бюджета. Также для увеличения возможностей финансирования инвестиционных программ из собственных источников и увеличения налоговых поступлений государство пошло на увеличение тарифов естественных монополий, включая газ, электроэнергию, ж/д перевозки, ЖКХ и т.д.
В-третьих, увеличение тарифов, процентов по банковским кредитам вызовет рост цен в силу инфляции издержек в реальном секторе экономики, в том числе на большинство потребительских товаров.
В-четвертых, значительное время темпы роста заработной платы превышали уровень роста производительности труда. Настало время за это расплатиться. В период кризиса будет сокращаться внутренний рост потребления населения из-за снижения или стабилизации заработной платы, роста цен и сокращения выдачи кредитов для потребительских целей и ипотеки. Соответственно, будет происходить:
- сокращение импорта товаров, ориентированных на средний покупательский слой, - автомашины, меха, драгоценности, деликатесные продукты и т.д.;
- сокращение объемов производства в строительстве, машиностроении, в том числе в автопроме, легкой промышленности;
- изменение ассортимента пищевой продукции при увеличении выпуска продуктов низкой ценовой группы.
В этой ситуации велик соблазн ввести запретительные пошлины, чтобы поддержать свои неконкурентоспособные производства, дав им возможность увеличить цены на свою продукцию, пользуясь определенным монополизмом. Однако подобные меры должны быть взвешенными, исходя из известного принципа "не навреди".
В-пятых, в целях сохранения золотовалютных резервов, уровня прибыли экспортеров, повышения конкурентоспособности российской продукции становится заманчивой девальвация рубля по отношению к доллару.

Кризисная стратегия, тактика и механизмы регулирования

Стратегии

В целях ускорения своего развития различные страны выбирают разные стратегии, тактики и механизмы их реализации. Условно можно определить две стратегии: направленные на внешний спрос или на удовлетворение внутреннего спроса. Можно сравнить стратегии развития Китая и России

Китай.

Опыт Китая показывает возможность обеспечения бурного промышленного роста. Можно рассмотреть, какие ресурсы и решения обеспечивают Китаю этот рост.
Во-первых, это значительный запас рабочей силы, квалификация рабочих растет довольно быстрыми темпами при сохранении средней заработной платы.
Во-вторых, реализуется следующая схема развития технологий: толлинг как первое звено для подготовки своих кадров и изучения рынков, после этого - создание собственного производства на базе имеющихся мощностей и, наконец, используя конкурентные преимущества, - выход на внешние рынки с собственной продукцией. За последние пять лет уровень толлинговой торговли поднялся до 55% экспорта. Причем самыми крупными по объему производства продукции являются персональные портативные компьютеры и мобильные телефоны импортных марок, легковые автомашины.
В-третьих, государство стимулирует выход на внешние рынки высокотехнологической продукции при небольшой емкости внутреннего рынка. Всего в 2005 году в Китае реализовано 6,4 млн автомашин, в 2006 году импорт автомашин сравнялся с экспортом и составил 173 тыс. автомобилей, причем 72,7% - это автомобили бизнес-класса. В 2007 и 2008 годах рост экспорта неуклонно рос и превысил объемы импорта.
В-четвертых, в Китае высока доля накопления средств как юридическими, так и физическими лицами. В отдельные годы этот показатель составлял до 45%.
Вступление Китая в ВТО за пять лет также дало свои плоды:
- внешнеторговый оборот Китая составил в 2001 году 500 млрд долларов а в 2006 году превысил 1,5 трлн долларов;
- объем импорта в 2007 году превысил 900 млрд долларов и Китай вышел на третье место в мировой торговле по объему импорта продукции;
- объем продукции машиностроения в общем объеме экспорта стал занимать более 50%.
Компартией Китая ставится задача через несколько лет выйти на первое место в мире по объему экспорта. Китай уже сегодня занимает первое место в мире по промышленному производству и выйдет через три-четыре года на первое место по производству многих видов продукции, в том числе автомобилей, обладает вторым после США золотовалютным запасом.

Россия

Россия сегодня обеспечивает всего 2,8 % мирового валового продукта, объемы экспорта составляют чуть больше 300 млрд долларов, в три раза меньше, чем Китая. При этом российский вклад в мировую торговлю, как говорились выше, - в основном поставки природных ресурсов и продуктов их первичной переработки. Стратегия развития экономики России в последние годы была следующей:
- Дальнейшее развитие сырьедобывающего комплекса и ТЭКа как основы экономики России.
- Борьба за защиту и дальнейшее освоение внутреннего рынка (развитие инфраструктуры и обустройство вновь осваемых территорий) проведение политики импортозамещения, в том числе размещение на территории страны новых иностранных предприятий, рассчитанных на внутренний спрос.
- Вложение инвестиций в сырье и энергоемкие производства, по преимуществу требующие небольших трудовых ресурсов, и в первую очередь нефтехимическую промышленность (нефтепереработка, производства пропилена, полиэтилена, минеральных удобрений), а также металлопрокат и целлюлезно-бумажную промышленности.
- Дальнейшее развитие с ориентиром на экспорт тяжелой промышленности, в том числе энергетического машиностроения, судостроения, военной бронетехники.
- Использование тех приоритетов, которые уже имеются в заделе в наукоемких отраслях: авиация, космос, атомная энергетика и т.д.

То есть стратегией развития страны выбран курс на удовлетворение внутреннего спроса страны, который увеличивался благодаря росту цен на энергоносители и дешевым кредитам. Государство всеми силами стремилось поддерживать этот потребительский спрос. Рост заработной платы значительно превышал рост производительности труда. Рост экономики был приоритетнее, нежели сокращение инфляции, что делало высокорискованными любые долговременные накопления и подталкивало население к потребительскому поведению. Однако обеспечение роста внутреннего рынка обеспечивалось зарубежными кредитами, направляемыми как в инвестиционную сферу, так и на потребительский рынок. Страна начала жить, проедая уже не только полученные, но и будущие доходы реального сектора. Так, задолженность по зарубежным кредитам "Русала" составляет около 14 млрд долларов, то есть почти его годовую выработку.
Но российская промышленность в силу своей устаревшей базы не смогла удовлетворить повышающийся спрос, что привело к резкому росту импорта практически по всем товарным группам. В 2000-2007 годах импорт вычислительных машин и блоков увеличился в 12,8 раза, грузовиков в 7,1 раза, легковых автомобилей - в 22,3 раза. Западные компании производят до 70% геологоразведочных работ в нефтедобыче. В сельхозмашиностроении объем выпуска сельхозтехники составил в 2007 году более 40 млрд рублей, а импорт - около 4 млрд долларов. Выпуск отечественных легковых машин составляет около 20% от объема их потребления. Если рассмотреть данные статистики, то можно понять следующую закономерность: при росте потребительского спроса растет производство продукции российской промышленности, однако рост импорта по выпускаемой номенклатуре превышает в разы этот рост. За последние годы при росте объемов машиностроения на 3-4%, рост импорта составлял 10-15% в год.
То есть российская промышленность сегодня не в состоянии полностью обеспечить свой внутренний рынок и даже не пытается этого сделать. Монопольное присутствие на рынке обеспечивает вполне безбедное и длительное существование многих производств и заводов, которым "нет ни славы, ни числа".
При всех декларациях о необходимости "сойти с сырьевой иглы" российское правительство в силу инерции в последние пять лет продолжало осуществлять стратегию поддержки сырьевого экспорта и внутреннего спроса за счет зарубежных кредитов.

Реформы и механизмы

Было бы неправильно думать, что правительством не предпринимались попытки изменить структуру экономики. В последние годы правительство ставило увеличение темпов экономического роста в прямую зависимость от хода институциональных реформ. Программой Г.Грефа образца 2000 года резкое увеличение темпов экономического роста России на базе реформирования экономики было обещано в 2004-2005 годы. В последней редакции программы среднесрочного развития бурный рост экономики планировался уже на 2007-2008 годы (после завершения реформ образования, здравоохранения и естественных монополий). За последние годы правительством осуществлены несколько попыток реформ: реформа пенсионной системы, административная реформа и монетизация льгот, ЖКХ, создание госкорпораций. Сегодня можно проанализировать их ход и результаты.
В России все реформы начинаются с принятия соответствующего закона, т.е. закон не фиксирует уже сложившиеся и опробованные модели, а заранее предписывает, как эти модели гипотетически должны работать, исходя из имеющихся идей, опыта других стран и представлений о необходимости изменить те или иные модели поведения и взаимоотношений. Итак, закон принят, преодолено сопротивление отдельных групп в Государственной Думе и Совете Федерации (что стало несложным делом в режиме "управляемой демократии" и лояльного большинства в Думе), начинается его реализация

Пенсионная реформа

Пенсионная реформа наиболее растянута во времени и ее реальные итоги население сможет ощутить на себе не ранее начала выплат части пенсии из накопительных средств, которые будут накапливаться на именных счетах работающих еще примерно 15-20 лет. Однако, некоторые промежуточные итоги видны уже сегодня. Дефицит пенсионного фонда России был ожидаем. Нынешние проблемы ПФР стали результатом совпадения нескольких факторов, в том числе незапланированного роста пенсий и непродуманной налоговой политики.
Однако пенсионной системе грозит совсем другой, демографический кризис, вызванный неизбежным старением населения. С 1990 по 2002 год число работников на одного пенсионера сократилось с 2,28 до 1,74. В обозримом будущем, а по некоторым оценкам речь идет уже о 2015 годе, число работников и пенсионеров сравняется. Это может привести к коллапсу пенсионной системы.
В 2002 году власти попытались перейти к комбинированной пенсионной системе, состоящей из страховой части, которой распоряжается государство, и накопительной части, которой распоряжаются сами работники, получившие право выбирать, куда ее инвестировать, чтобы обеспечить прибавку к государственной пенсии. Однако процент отчислений в накопительную часть был установлен на очень низком уровне. Если, например, в Казахстане отчисления в накопительную часть составляют 10% от зарплаты, а в Польше 7,3%, то в России - 4%. При такой схеме, по оценке Всемирного банка, отчисления в накопительную пенсию составят не более 28% от совокупного размера пенсии. То есть пенсионеры будущего окажутся все так же критически зависимыми от государства.
Но основная проблема не в этом. Объявленные результаты размещения Пенсионным фондом накопительных средств граждан, показывают, что за все эти годы начисленный процент значительно ниже уровня инфляции. Это означает, что государство не способно обеспечить хотя бы сохранность средств в их реальной стоимости, не говоря уже о приросте. Будущих пенсионеров это пока мало волнует, результаты подобной практики станут явными при очередной деноминации или начале реальных выплат, а до этого еще далеко. Авторы реформы, беря за образец западные пенсионные системы, и в первую очередь Германии, надеялись, что уровень инфляции в России будет как в Европе - 1,5 - 2,0 % в год и что сами работники будут контролировать перечисление работодателем в Пенсионный фонд средств на их личные счета. К сожалению, этого не происходит. Пенсионная система не стала надежным накопительным механизмом и источником длинных денег для экономики и требует немедленного перереформирования.

Административная реформа

Административная реформа планировалась как трех-четырехлетний процесс со своей логикой задач и целей. Основной смысл административной реформы - это переход к трехзвенной системе власти, сокращение излишних функций государства, введение показателей для оценки деятельности государственной власти, внедрение зафиксированных и прозрачных регламентов принятия решений.
Ход административной реформы, ярко охарактеризован самим Президентом РФ Путиным в выступлении на XIV съезде РСПП. Президент признал, что она идет не в тех масштабах и не в те сроки, как хотелось бы. Министерства пытаются оставить за собой распределительные и другие полномочия и установить контроль над федеральными агентствами, что является вполне обычной бюрократической практикой, с которой и пыталась бороться реформа.
Как и ожидалось, реформирование не распространилось на административные системы субъектов федерации и муниципальных образований, а если в некоторых из них и идет, то с "региональными поправками".
В реальном масштабе осуществлен только переход на трехзвенную систему управления. Критерии оценки деятельности пока еще только разрабатываются для уровня правительства, министерств и ведомств, хотя повышение заработной платы чиновникам уже идет с 2004 года, что никак не отразилось на результатах их работы и изменении кадрового состава, так как принцип конкурсного замещения вакансий и аттестация специалистов практически нигде не применяются.
Итоги работы по сокращению излишних функций хорошо видны на примере регистрации предприятий по принципу "одного окна". Стоимость услуг фирм по регистрации предприятий "под ключ" снизилась до 200 долларов США (а кое-где и до 2 тысяч рублей), но одновременно с этим увеличился перечень лицензируемой деятельности, и соответственно, выросла стоимость услуг фирм-посредников при получении лицензий.
Полностью итоги административной реформы можно оценить как неудовлетворительные. Помимо выстраивания вертикали власти все остальные принципы ее реформирования себя не оправдали или не были реализованы.

Монетизация льгот

Данная реформа наиболее показательна для анализа итогов реформирования. Можно отметить, что решение о замене льгот денежными выплатами принималось в ситуации, когда сумма реальной стоимости этих льгот была не определена. Михаил Зурабов публично признал, что адекватно рассчитать размер компенсации льгот на бесплатный проезд практически невозможно, поскольку раздельный учет по всем семидесяти категориям, имеющим право на бесплатный проезд, никогда не велся (финансирование шло единой строкой). За время существования РФ было принято порядка 56 законодательных актов, предоставляющих льготы разным категориям населения. Из них только восьми посвящались отдельные строки бюджета.
Кроме того, закон структурирован так, что количество льготников федерального уровня (участники войны и военных действий, чернобыльцы и т.д.) в силу естественных причин и в абсолютных цифрах будут сокращаться относительно всего населения, а количество льготников регионального уровня в процентном соотношении будет расти. Также количество льготников регионального уровня будет несколько неравномерно распределяться по субъектам федерации в силу внутренней миграции.
Значительную роль сыграл территориальный фактор, размер компенсационных выплат для жителей крупных городов не покрывал их реальных затрат, хотя для жителей поселков и деревень был избыточен.
Монетизация льгот стала первой по-настоящему непопулярной реформой Владимира Путина. И это не смотря на то, что она была своевременной и, несомненно, рыночной по духу. Как всегда, подвело качество исполнения. Плоды монетизации оказались скорыми и явными, результаты прочих реформ просто отдалены от нас во времени.

Реформа образования

Реформа образования - это опасное "минное поле". Для российских родителей образование детей это не просто образовательный процесс, а реализация мечты, которую не удалось воплотить им самим. Поэтому данная реформа затрагивает не только интересы экономики как потребителя кадров, и самих учащихся, но и чувствительно задевает каждую семью России. Однако тщетные призывы министра образования и науки принять участие в разработке реформ образования, обращенные к родителям и бизнесу, не имеют ответа, так как нет механизмов учета их мнения. Кроме того, реформу образования разрабатывают в лучшем случае представители высшей школы, а в худшем - люди науки, никогда не работавшие в системе образования. Даже определение задач реформы и первоочередность действий не совпадают. Первоочередными задачами реформы системы профессионального образования, с точки зрения экономики, должны стать:
· единая государственная сертификация знаний выпускников профессионального образования;
· формирование государственного заказа на образование (на основе реальных потребностей экономики) и распределение его на конкурсной основе между государственными и негосударственными ВУЗами;
· создание системы непрерывного образования, включающей получение второго образования и повышение квалификации.
Однако пока результатом реформы стали: переход к двухуровневому высшему образованию по "Болонской схеме" и создание федеральных университетов - как признание того, что обеспечить конкурентное качественное высшее образование в сложившихся масштабах государство не способно и переход к практическому платному образованию неизбежен. Если в 1995 году число "коммерческих" студентов в стране составляло всего 10% от общего числа, то сегодня оно возросло до 56% учащихся. В 2006 году из 1200 тыс. студенческих мест для абитуриентов бюджетными были всего 528,6 тысяч мест. Тот есть сегодня основными заказчиками, реально оплачивающими образование, становятся сами учащиеся и их родители при полном отсутствии образовательных кредитов и неучастии бизнеса и государства.

Реформа здравоохранения

Уже первый шаг в реформе здравоохранения - введение системы домашних врачей - вызвал неоднозначные мнения в обществе. Учитывая миграционно-демографические тенденции, можно прогнозировать, что во многих поселках городского типа и сельских поселениях в ближайшее время произойдет резкое сокращение численности населения. В этой ситуации создание системы домашних врачей - совершенно разумный выход. Однако для крупных городов с разветвленной инфраструктурой здравоохранения целесообразность внедрения подобных новаций требует дополнительного рассмотрения. Попытки перейти к оплате услуг здравоохранения за пролеченного больного - только фрагмент необходимых реформ. То, что в реформировании ключевым моментом является сама сложившаяся система медицинского страхования, пока не обсуждается. Система, которая в 90-е годы задумывалась именно как система медицинского страхования, переросла в привычную систему бюджетного финансирования здравоохранения со всеми обострившимися из-за недостаточного финансирования проблемами советского здравоохранения. При этом коммерциализация медицины вполне сопоставима с образованием, разница только в том, что в образовании большинство платежей выведено из тени.

Реформа ЖКХ

Опасность реформы ЖКХ заключается в том, что если данная реформа ограничивается только стремлением к введению 100% оплаты стоимости услуг, то это приводит к периодическому росту социальной напряженности. Примеры стихийных митингов и собраний по поводу размера оплаты жилья в ряде городов это уже продемонстрировали. Переход к выбору обслуживающей коммунальной компании провалился из-за отсутствия подобных компаний. При создавшемся монополизме на оказание коммунальных услуг непонятно, откуда, по мысли реформаторов, они должны были взяться. Не решен вопрос о размере земельного участка, который отходит владельцам дома и ТСЖ. Принимаемые муниципальными властями решения об участке размером на 1-2 метра превышающим периметр дома, это издевательство над здравым смыслом. Переход на тарифы энергетиков - день-ночь, учет потребляемой воды по показаниям счетчиков является мечтой далекого будущего, в реализации которой никто, кроме плательщиков, не заинтересован

Промышленная политика

За прошедшее время промышленная политика, осуществляемая государством, прошла несколько стадий.
Курс на чеболи
Данная идея, широко распространяемая в свое время, исходила из опыта ускорения развития Кореи за счет создания специальных условий для определенных компаний в целях направления инвестиций в более высокие технологические уклады и замены внутренней конкуренции на внешнюю. В наших условиях это трактовалось так, что олигархи и их сырьевые компании для своего развития начнут размещать свои заказы на новую технику и технологии среди отечественных предприятий, создавая таким образом спрос на наукоемкую отечественную продукцию. Также считалось, что сырьевые компании начнут инвестиции в другие сектора экономики, перенеся в них свой рыночный опыт и систему управления. К сожалению, очень скоро стало ясно, что из-за неконкурентоспособности российских производств, рост импорта оборудования стал значительно превышать рост его производства в России, а большинство принятых к реализации инвестиционных проектов в других отраслях экономики свернуты или существуют только благодаря государственной поддержки через систему лизинга, госзаказа или тарифно-импортного регулирования.

Курс на инновационную экономику и нанотехнологии

Сегодня в России реализуются научно-технические заделы 80-х годов прошлого века. При этом Россия потеряла в продвижении научно-технического прогресса от научной лаборатории к производству основное звено - проектно-конструкторские и изыскательские организации. Если количество организаций и предприятий, выполнявших исследования и разработки, с 1992 года сократилось на 20% (что, правда, не говорит об эффективности их работы), то число проектных, конструкторских и изыскательских организаций сократилось в 8,5 раза. Если по числу исследователей в 1992 году США опережало Россию в 2 раза, то в 2006 году - в 6 раз. Средний возраст исследователей практически достигает пенсионного. Если в 1992 году Россией было выделено из бюджета на науку 2,43%, то в 2006 году - 2,27%.
Само понятие нанотехнологии относится в научных кругах в основном к материаловедению. Но слово, видимо, понравилось своей научностью и сегодня оно понимается как что-то молекулярное и даже мельче во всех отраслях науки. Но сами нанотехнологии как самоцель не нужны, нужны технологии, которые могли бы становиться продукцией или комплектующими для продукции с новыми эффективными потребительскими свойствами, имеющими широкое применение. К сожалению, в России такой продукции нет. Даже производство лекарств в России составляет не более 32% их потребления, причем ряд научных разработок в этой сфере осуществляется иностранными фирмами с использованием российских специалистов и на российской территории. То есть, кроме ВПК, космоса и еще ряда производств, спроса на нанотехнологии внутри России нет. С ними надо выходить на мировые рынки в виде готовых и отработанных в ходе опытного производства технологий и изделий. Но базы для таких разработок в России после уничтожения отраслевых НИИ и крупных ЗЦЛ тоже практически не существует.

Курс на создание госкорпораций

Многие государства осуществляли промышленные прорывы путем участия государства в программах развития промышленности. Совершенно верно, что и Россия может идти этим путем. Но страны, проходящие этап ускоренной модернизации, создавали госкорпорации или корпорации с государственным участием в первую очередь для продвижения их продукции на мировой рынок. Если проанализировать российские госкорпорации, то за исключением сырьевых и частично атомной энергетики, космоса и ВПК, которые ориентированы на экспорт, они в своем большинстве ориентированы на внутренний рынок. При этом спрос на внутреннем рынке этим корпорациям обеспечивается путем государственного заказа или заказа со стороны тех же госкорпораций.
В госкорпорациях концентрируются изначально неконкурентноспособные активы в виде разорившихся авиаперевозчиков, нерентабельных автозаводов, предприятий ВПК, ориентированных на внутреннее потребление,и которые без российского оборонного заказа выжить не смогут. При этом в отсутствии сегодня длинных денег (кроме бюджетных) их дальнейшее ускоренное развитие весьма сомнительно.

Механизмы государственного стимулирования и регулирования

Совершенно очевидно, что реформы во многом не могли реализоваться из-за того, что в России отсутствуют многие механизмы государственного стимулирования и поддержки, кстати, совсем не запрещаемые ВТО. Отменив многие механизмы поддержки экономики советского образца, в ходе реформ применялись в основном только денежные механизмы в виде вливания государственных бюджетных средств или непосредственно в производство (прямые дотации, субсидии, в лучшем случае компенсация кредитных ставок) или через систему государственного заказа. Даже система кредитной поддержки экспортеров или потребителей-импортеров для увеличения экспорта продукции практически не применялась. Сокращение сроков возврата НДС при экспорте продукции была применена только как антикризисная мера. Активно применялось тарифно-импортное регулирование, причем в основном как система заградительных пошлин.
Выделение бюджетных средств никак не сказывалось на эффективности их использования, не сопровождалось какими-либо условиями или договоренностями. Чаще всего льготы выделялись по принципу принадлежности организации или предприятия к той или иной отрасли. Причем сам получатель подобной помощи часто был отрешен от определения, какая помощь ему нужна. Критерием становился сам объем использованных средств, а не их эффективность.
Именно на этих принципах реализовывались национальные проекты. Конечно, резкое увеличение финансирования ряда социально значимых отраслей дало свои плоды, но результаты их реализации заставляют сомневаться в их эффективности.
Так, по программе "Образование" через два года после компьютеризации школ встали две проблемы - обеспечение их качественными программами и оплаты доступа в интернет, денег на эти цели в ряде муниципальных бюджетов не нашлось.
По программе "Здравоохранение" до сих пор целый ряд установленного оборудования работает неэффективно или не работает вообще из-за отсутствия специалистов или условий для работы.
По программе развития АПК уже сегодня ясно, что ряд выделенных кредитов не будет возвращен даже через 10 лет из-за низкой доходности хозяйств.
Многие западные рыночные механизмы построены на принципе партнерства государства, общества и бизнеса. Однако, несмотря на принятие закона об организациях работодателях, число действительно кого-то реально представляющих отраслевых союзов и ассоциаций весьма невелико. Поэтому рассмотрение правительством и региональными администрациями многих вопросов в ситуации, когда бизнес в разработке решений не участвует, делает их реализацию изначально невозможными.
В последнее время при реализации антикризисных мер эти проблемы только обострились. Выделение российским банкам бюджетных средств для поддержания их ликвидности и кредитования реального сектора без какого-либо согласованного механизма по контролю за их использованием обернулось резким увеличением оттока капиталов за рубеж и жалобами реального сектора, что деньги до него не дошли. Требования выделить долгосрочные кредиты или беззалоговые кредиты по низким ставкам, защитить бизнес путем повышения импортных пошлин звучит практически со всех сторон, даже при высокой рентабельности отраслей в надежде "а вдруг дадут". При этом других работающих механизмов регулирования рынков и стимулирования развития у государства сегодня нет.

Дальнейшее развитие событий

Мировой кризис пока набирает обороты. В развитых странах кризис, по прогнозам Всемирного банка, в 2009 году будет определяться отсутствием роста экономики, который ранее составлял от 0,5 до 2% в год, ростом инфляции до 4% в год и падением капитализации компаний на 35-40%. Пока предпринимаются краткосрочные меры по поддержанию ликвидности финансовых организаций, включая и приобретение их акций и долгов государствами, поддержка спроса за счет низких банковских ставок и так далее.
Мировая закономерность, подмеченная Марксом, что рыночное развитие экономики всегда сопряжено с кризисами, которые и являются определенными рыночными регуляторами, подтвердилась. Но в современном мире именно на государство возлагается ответственность за прогнозирование и минимизацию последствий подобных кризисов. По всей видимости, мировому сообществу придется решать несколько проблем.
Во-первых, изменение структуры спроса как основного двигателя экономики. Возможен переход от структуры неограниченного потребления к структуре рационального потребления с учетом экологии, использования возобновляемых источников энергии, новых высоконаучных технологий. Помимо "золотого миллиарда" источником развития мировой экономики в достаточно значимых масштабах станет спрос со стороны населения развивающихся стран. Это уже проявляется в резком росте спроса на продукты питания.
Во- вторых, недостатки использования моновалюты в мировых расчетах потребует или создания поливалютной мировой платежной системы, или усиления контроля со стороны международных финансовых органов за ее использованием, создания новой глобальной финансовой архитектуры.
В-третьих, принятие этих решений потребует пересмотра значения международных организаций и объединений в определении стратегии мирового развития.
Если решения по этим проблемам не будут мировым сообществом приняты, весьма высока вероятность повторения кризиса через 7-8 лет.

Результаты экономического кризиса для России будут более значимы, нежели для остальных стран. Сегодня ясно, что экономической катастрофы образца 1998 года не будет, но, по всей видимости, нас будут ожидать два-три довольно тяжелых года. Для России, по самым оптимистическим прогнозам, результатом будут: сокращение темпов роста на 6-7%, инфляция до 12% в год, падение капитализации компаний на 75%. И это в самом лучшем случае. Совершенно ясно, что положение в экономике России гораздо лучше, чем в Украине, Казахстане или Исландии. Однако по сравнению с Китаем или Бразилией мы находимся в гораздо более худшем положении.

Краткосрочные антикризисные меры предназначены для того, чтобы не вызвать резкого обвала финансовых и кредитных рынков, не допустить резкой девальвации рубля, и правительство с реализацией таких краткосрочных мер справляется. Но эти краткосрочные меры не в состоянии обеспечить замещение снижения внутреннего спроса и компенсацию падения цен на мировых рынков сырья и продуктов первичной переработки, обеспечить экономику длинными деньгами в необходимых размерах. Кроме этого, существует опасность, что кратковременные меры в виде увеличения государственной собственности в наших условиях могут стать постоянными.
Выходом из кризиса России, где нет собственных длинных денег, может стать только рост глобальной экономики, повышение цен на природные ресурсы, появление зарубежных кредитов и иностранных инвесторов на фондовых рынках.
Кризисная ситуация в значительной мере расчищает экономическое пространство от неконкурентоспособных производств, давая возможность росту новых и эффективных. Поэтом кризис может стать для России положительным явлением, если сосредоточить свое внимание в среднесрочном периоде на нескольких приоритетах.
1. В промышленной политике сосредоточить внимание на отраслях и проектах реального сектора, способных выйти на мировые рынки и занять на них значительную нишу, или на активное импортозамещение. При этом необходимо обратить особое внимание на растущие рынки развивающихся стран.
2. Усилить государственное прогнозирование и контроль за финансовой сферой, ускорить переход на международную систему финансовой отчетности.
3. Перейти к комплексному прогнозированию отраслей, опираясь на кластерную систему прогнозов.
4. Объявить борьбу с инфляцией и стимулирование накопления средств для формирования длинных денег действительно государственной первоочередной задачей.
5. Стимулировать создание иностранными компаниями в России концевых производств с последующим экспортом их продукции за рубеж, техническое перевооружение российских предприятий и импорт зарубежных технологий.
6. Принять меры по укреплению отраслевых и региональных союзов и ассоциаций бизнеса, развитию саморегулируемых организаций.
7. Обеспечить разработку и внедрение новых механизмов государственной поддержки и регулирования в целях резкого повышения эффективности использования бюджетных средств, сокращения коррупции и бюрократии.
Эти приоритетные направления требуют более детальной проработки с активным участием бизес-сообщества в целях их реализации в среднесрочной перспективе.
Кризис может и должен стать отправной точкой для качественно нового инновационно-ориентированного этапа развития и управления, побудить руководство страны, организаций и предприятий к активным действиям.

Доклад подготовлен авторским коллективом в составе:
А.Нещадин, к.с.н., заместитель Генерального директора Экспертного института, профессор МГУПБ (руководитель авторского коллектива);
А.Заздравных, к.э.н. доцент МГУПБ;
С.Сорокоумов.
При участии А.Лопухина
Использованы материалы: С.Алексашенко, Р.Гринберга, Н.Кричевского.

15 января 2009 года.
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован