21 мая 2003
1338

Андрей Слепнев: `Автогражданку` заставят переоформить

Обладателей добровольных полисов АГО принудят "конвертировать" их в обязательные

Все российские автовладельцы, добровольно застраховавшие свою гражданскую ответственность, должны переоформить договора в соответствии с новым законом об ОСАГО. Об этом заявил руководитель департамента страхового надзора Минфина Константин Пылов, подчеркнувший, что со вступлением в силу закона (1 июля нынешнего года) статус отношений между страховщиками и клиентами-водителями несколько меняется. При этом часть уплаченной премии за неиспользованный период страхования может быть возвращена клиенту, лишь если соответствующий пункт о досрочном прекращении договора содержался в ранее подписанном документе.

Несколько дней назад и другое заинтересованное лицо - гендиректор Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Слепнев заявил, что добровольные и обязательные договора не являются "взаимозаменяемыми" и при прохождении техосмотра владелец автомобиля должен предъявлять в ГИБДД именно полис обязательной страховки. По словам Слепнева, большая часть членов РСА готовы к "конвертации" прежних договоров, в том числе с учетом неиспользованной части страховой премии. Однако готовы не все, да и в любом случае процесс "конвертации" будет лишней морокой для ранее застраховавших свою гражданскую ответственность автолюбителей. Таких в стране порядка 9%, а в Москве даже более 10%. Если вся эта масса ринется переоформлять свои договора, то возможны немалые очереди (тем более что оформлять свои соглашения придут и ранее не участвовавшие в страховом процессе клиенты). Особенно грустно будет, если некоторые компании попытаются, используя пробелы в законодательстве, своих клиентов "кинуть" на неиспользованную часть страховой премии. Правда, в большинстве крупных компаний заявляют, что этого не произойдет. По словам Людмилы Волковой из "Альфа-страхования", "клиентам предлагается перезаключить до 1 июля действующие договора с учетом неиспользованной части премии". В "Ингосстрахе" и вовсе заявляют, что договора добровольного страхования можно не перезаключать во второй половине года.

Единственное, что сейчас играет на руку автовладельцам, - это "естественное торможение" реализации закона. По словам начальника управления перспективных проектов группы "Спасские ворота" Юрия Прищепного, пока реальных проблем у клиентов в связи с новым законом не возникает и не может возникнуть: "Пока ни мы, ни другая компания не можем вообще работать по ОСАГО, т.к. ни у кого нет соответствующей лицензии. Первый пакет документов только направлен в правительство. Мало того, до сих пор не утвержден бланк полиса ОСАГО, а ведь их еще нужно напечатать в огромном количестве". Г-н Прищепный напомнил, что несмотря на то, что основные статьи закона вступают в силу уже с 1 июля, штрафы за отсутствие полиса ОСАГО могут налагаться лишь со следующего года. Т.е. в этом году автолюбителям ничего не грозит, со стороны работников ГИБДД во всяком случае.

Страховщики полагают, что пресловутые очереди желающих "застраховаться из-под палки", которыми пугали СМИ, не возникнут. Пока значительная часть автолюбителей, особенно в провинции, вообще про новый закон не слышали. А те, кто слышали, еще долго будут раскачиваться, полагаясь на известный "русский авось". На Украине, где закон об ОСАГО действует уже более пяти лет, до сих пор застраховалось менее 20% автолюбителей, и Россия, по мнению многих специалистов, вряд ли покажет значительно более высокие темпы, несмотря ни на какие штрафные санкции. Если же власти каким-то образом попытаются "закрутить гайки", то возможны различные проблемы, в т.ч. социально-политические.

Ведь закон об ОСАГО, вокруг которого велось и ведется столько споров, начинает показывать свои негативные стороны. В начале обсуждения закона было только и разговоров о том, что его реализация приведет к уменьшению стоимости договоров АГО - "минимум на треть". Минфин поначалу оценил стоимость страховки среднестатистической машины в Москве (мощностью до 95 л.с., при стаже вождения владельца свыше 2 лет) со всеми добавочными коэффициентами в 97 долл. Сейчас, в соответствии с установленными правительством тарифами, получается, что стоимость такого полиса будет около 130 долл. Т.е. примерно столько же, сколько он стоит сейчас.

Остается загадкой, почему специалисты Минфина, еще недавно "стоявшие за народ", столь быстро пересчитали коэффициенты в пользу страховщиков. Тот же Константин Пылов, бывший соучредитель СО "Прогресс", между прочим, заявил, что "величина тарифов экономически обоснована". Уже сейчас значительное число политиков пытается поднять свой рейтинг среди армии автовладельцев за счет попытки отложить реализацию закона или пересмотра утвержденных тарифов в сторону понижения. Нет сомнения в том, что чем большее число автовладельцев будет вникать в тонкости ОСАГО, тем большую электоральную поддержку такие политики-популисты получат. Ведь до сих пор 90% обладателей "железных коней" отказывались страховать и АГО и КАСКО, в основном по причине исповедания принципа "авось пронесет", но не только. До сих пор непонятно, какие удобства принесет закон автолюбителям в пресловутых разборах ДТП. Сейчас, по неофициальным данным, не более 12-15% таких происшествий проходит официальное оформление в ГИБДД, а в остальных случаях участникам ДТП приходится договариваться между собой. Главным образом потому, что гаишников необходимо ждать очень долго, иногда часами (несмотря на приказ начальника столичного ГИБДД о том, что на соответствующий вызов необходимо отреагировать в течение 20 минут, и в Москве с этим громадные проблемы). Новый закон потребует гораздо больше прыти не только от ГИБДД, но и от страховщиков, которым в случае резкого прироста клиентской базы также придется выезжать на место ДТП гораздо чаще, и не факт, что эту прыть все они проявят. Таким образом, несмотря на всю необходимость ОСАГО (системы, принятой почти всем цивилизованным миром), соответствующий закон пока вносит в российское общество больше сумятицы, чем порядка. Впрочем, в России сразу ни одно благое дело не делается.


Алексей Виноградов, 21.05.2003

http://www.rbcdaily.ru/archive/2003/05/21/41294
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован