10 апреля 2003
1237

Андрей Слепнев: Интервью (10.04.2003)

"Уверен, что с утверждением тарифов дискуссия о переносе "автогражданки" заглохнет"

- Почему, на ваш взгляд, пакет документов по "автогражданке" правительство так долго не визирует?

- В нашей стране любые документы готовятся долго. Процесс согласования с министерствами и ведомствами - длительная процедура. Не могу сказать, что принятие тарифов по "автогражданке" нарочно затягивается. Сложно подозревать родное правительство, что оно намеренно провоцирует провал закона.

- До сих пор страховщики, намеревающиеся заняться обязательным автострахованием, не получили на это лицензии. Может, разговоры о переносе сроков введения закона вполне резонны?

- Подобные разговоры - чистой воды популизм отдельных депутатов, начало их предвыборной кампании. Но я уверен, что с утверждением тарифов дискуссия о переносе "автогражданки" заглохнет. Все будут заняты подготовкой к 1 июля.

- Сколько страховщиков уже изъявили желание заняться обязательным страхованием ответственности автовладельцев?

- Членами РСА на сегодня являются 85 компаний. Заявки о вступлении еще примерно 20 участников рынка мы рассмотрим.

- Получится, что около ста компаний будут страховать 30-миллионную армию отечественных автовладельцев?

- Да, эти компании получат в страхнадзоре специальную лицензию, лицензирование не должно занять много времени.

- Однако, по словам страховщиков, сейчас получение лицензии в страхнадзоре занимает около восьми месяцев.

- Мне сложно отвечать за страхнадзор, но думаю, что тут проблем не будет. Как следует из наших бесед с представителями страхнадзора, будет введен ускоренный порядок лицензирования. Правила и тарифы для всех компаний будут одинаковыми, их не надо будет по несколько раз вычитывать.

- Достаточно ли у РСА и компаний средств, чтобы напечатать полисы и провести рекламную кампанию по информированию населения?

- В РСА сосредоточены достаточные средства для запуска "автогражданки". Печать полисов и так называемых "лобовиков" - наглядной документации, которую надо будет помещать на лобовое стекло автомобиля,- задача для нас вполне посильная. А заваливать население рекламой мы не собираемся, но необходимая рекламная акция будет.

- И в какую сумму это обойдется РСА?

- Не думаю, что тут стоит говорить о конкретных цифрах и о масштабах рекламной кампании. Все это сейчас уточняется.

- В страховых кругах утверждают, что только на период апрель-декабрь потребуется порядка $1 млн.

- Такие средства в РСА есть.

- Считаете ли вы достаточными тарифы, по которым страховщики будут продавать обязательные полисы?

- С точки зрения страховщиков, базовая ставка в 1980 руб., конечно же, недостаточна для такого высокоубыточного вида страхования. РСА неоднократно выступал с предложениями установить эту величину на уровне 2800 руб. Однако наши расчеты не были приняты во внимание. Чтобы не срывать введение "автогражданки", страховщики согласились с предложенными Минфином тарифами.

- Исходя их этих тарифов, получается, что страховка с лимитом возмещения по одной битой машине на 120 тыс. руб. ($3,8 тыс.) стоит для водителя столицы порядка $126. В то же время на рынке добровольный полис ГО с лимитом ответственности в $10 тыс. стоит в среднем $150. Почему обязательный продукт получился дороже добровольного?

- Во-первых, покрытие по обязательному страхованию шире, чем по стандартным добровольным продуктам. Лимит по обязательному полису является невычитаемым, то есть страховщик платит по каждому убытку в течение срока действия полиса в пределах 120 тыс. руб. Во-вторых, кроме 120 тыс. руб. по имущественному ущербу страховщик заплатит до 240 тыс. руб. по вреду жизни или здоровью потерпевших. В-третьих, страховщик платит и в тех случаях, когда страховка по добровольным видам, как правило, не работает - по страховым случаям, причиной которых стало управление без прав, в нетрезвом виде и т. п. Наконец, страховщики через профобъединение будут возмещать убытки пострадавшим от незастрахованных или скрывшихся водителей. Поэтому мы можем говорить, что обязательный полис будет дешевле, чем сопоставимый добровольный. И самое главное - в 95% ДТП в Москве и почти 100% случаев в регионах убыток не превысит лимит - это статистика. В крупных городах, таких как Москва, оставшиеся 5% охвачены добровольным страхованием ГО. Средняя сумма возмещения, которую страховщикам приходится выплачивать по страховым случаям в результате ДТП,- $900.

- Согласно закону, правительство вправе раз в полгода пересматривать тарифы. Могут ли обязательные страховки подешеветь в будущем?

- Если тарифы не будут меняться первые два года действия закона, уже можно сказать, что к концу второго года обязательные полисы подешевеют на 25% с учетом инфляции за это время. В целом снижение тарифов не исключено. Насколько и когда - сложно сказать.

- Что ожидает добровольное страхование ГО после вступления в силу закона?

- Никаких резких перемен со сборами по добровольному виду страхования произойти не должно. Я думаю, что зафиксируется status quo - большинство автовладельцев в крупных городах, которые сейчас пользуются добровольной страховкой, от нее отказываться не будут.

- Когда у страховщиков начнется пик убыточности по обязательной "автогражданке"?

- Зарубежный опыт показывает, что убыточность не наступает в первый год работы закона. В это время рост премий по этому виду сильно опережает показатель выплат. На втором году выплаты догонят уровень сборов. А в 2005-2006 годах - перегонят.

- Не приведет ли это к волне банкротств компаний?

- Я уверен, что союз справится с подобной опасностью. Для этого есть все законодательные инструменты и, самое главное, понимание сообщества, что к грядущей проблеме необходимо готовиться. В любом случае, если один из участников системы окажется несостоятельным, потерпевшие все равно получат положенные выплаты от союза.

- Штрафы за отсутствие страховки будут взиматься только через полгода после введения закона, какой процент автомобилистов, на ваш взгляд, купит страховку с 1 июля?

- Я думаю, что порядка 25% автовладельцев это сделают, не дожидаясь введения штрафов. Это около 5-7 млн водителей. Примерно столько же купят обязательный полис на втором году действия закона. Если годовой полис будет стоить минимум в 1,5 раза больше штрафа в 8 МРОТ, резоннее купить один годовой полис, чем на каждом посту ГАИ платить по 800 руб. Кроме того, с 1 июля вынуждены будут страховаться все автовладельцы, которые собираются продавать автомобиль или проводить ТО. Как известно, без страховки ни зарегистрировать транспортное средство, ни снять его с учета не получится.

- А у вас есть добровольный полис страхования ГО?

- Есть.


Интервью взяла ТАТЬЯНА Ъ-ГРИШИНА

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=376093

Газета "Коммерсантъ" No 62(2665) от 10.04.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован