07 января 2003
1134

Андрей Слепнев: Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств стало обязательным

"Россия как она есть"

С 1 июля вступает в силу Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Обращаю внимание на формулировку, потому что часто мы говорим только об автовладельцах, однако владельцы мотоциклов и тракторов тоже должны страховать свою гражданскую ответственностью. Пусть не забудут об этом те, кто ими владеет. Наш гость - генеральный директор Российского союза автостраховщиков Андрей Александрович Слепнев.

- С 1 июля введено обязательное страхование, но это же вовсе не значит, что все должны бежать и страховаться. Пока ГАИ за это штрафовать не будет?

СЛЕПНЕВ: До 1 января штрафов не будет. Поэтому закон, в первую очередь, затронет тех, кто идет ставить машину на учет, менять данные об узлах, агрегатах, либо проходить техосмотр или осуществлять временную регистрацию. Вот этих людей закон коснется сразу, поскольку ГАИ начнет требовать уже 1 июля наличие полиса при проведении подобных действий. Для остальных автовладельцев данный закон непосредственно вступит во всю свою силу с 1 января, когда вступят в действие штрафы.

- Еще раз проговорим, какие действия с машиной теперь нельзя проводить без страховки.

СЛЕПНЕВ: Насколько я знаю, соответствующий приказ уже выпущен, правительство приняло подобное решение. Теперь без страховки нельзя ставить на учет, на временную регистрацию, вносить изменения в учетные данные и проходить техосмотр. Что касается, например, снятия с учета, то сейчас это делается без полиса, и в перспективе будет такая же ситуация.

- Выдача дубликатов документов?

СЛЕПНЕВ: Думаю, лучше обратиться к ГАИ. Насколько я понимаю, наверное, сейчас не требуется полис для этого.

- Была информация о том, что Госзнак не успел напечатать бланки страховых свидетельств. Насколько данная информация соответствует действительности. И если соответствует, то что тогда будет с выдачей полисов?

СЛЕПНЕВ: Действительно, сейчас определенная нехватка документов присутствует. Это локальная, думаю, проблема, которая в ближайшие два-три дня будет решена. На сегодняшний день порядка 2,5 миллиона в целом по России выдано бланков. Но проблема-то в том, что их надо же распределить по всей территории с определенным запасом и так далее. Это требует определенного времени, поэтому есть небольшие проблемы. Но проблема здесь, в первую очередь, была в том, что сама форму бланков, форму документов только после майских праздников получили. Поэтому организовать производство и выпуск было достаточно сложно. Здесь Госзнак можно понять, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы бланков было больше и появились они везде быстрее.

- Сколько компаний выдают полис обязательного страхования гражданской ответственности?

СЛЕПНЕВ: На сегодняшний день лицензию получили 100 компаний.

- И есть отделения этих компаний по всей стране?

СЛЕПНЕВ: Есть по всей стране.

- Где можно узнать список этих компаний?

СЛЕПНЕВ: Можно, например, на нашем сайте www.autoins.ru. Данные мы посылали и в подразделения Государственной инспекции по безопасности дорожного движения, и, насколько я знаю, они транслировали эти данные по своим территориальным подразделениям.

- То есть можно прийти в ГАИ и узнать?

СЛЕПНЕВ: Да, я думаю, информация эта в большинстве пунктов есть.

- Как выглядит документ обязательного страхования? Он чем-то отличается от того, что выдавали раньше страховые компании? Есть какие-то принципиальные отличия?

СЛЕПНЕВ: Есть. Прежде всего, то, что он единый для всей страны, а не в каждой компании свой. Этот документ обладает степенями защиты определенными, их штук 5-6, то есть он защищен от подделки, с водяными знаками и так далее. Тяжело рассказывать по радио, хотелось бы показать.

- Но что это такое? Карточка, лист бумаги?

СЛЕПНЕВ: Это лист бумаги формата А-4, обычный лист канцелярской бумаги, только со степенями защиты, на котором нанесена информация: срок действия, страхователь, данные о транспортном средстве. Если вы ограничивали список лиц, допущенных к управлению, то, значит, сведения об этих лицах. Если вы ограничивали период использования в течение года, что только летом, значит, и об этом делается запись. Собственно, достаточно простая бумага.

- Кстати, о периоде страхования. Минимум сколько? На сколько можно застраховать свой автомобиль? И максимум, соответственно?

СЛЕПНЕВ: Думаю, для 90 процентов автовладельцев это обычный годовой полис. Другое дело, что можно оговорить, что вы используете автомобиль не целый год, а только часть года. Соответствующая отметка в полисе будет сделана, для вас это будет стоить чуть дешевле. Но вы должны понимать, что, если вы выедете в неположенный срок, то компания возместит за вас ущерб, а потом возложит на вас регресс, то есть эти деньги с вас будет требовать, в том случае, если вы выехали в неположенный срок. В обычных случаях, когда у вас обычный годовой полис, смысл страхования в том и заключается, чтобы компания заплатила за вас, если вы оказались виновником. Поэтому часто задают вопрос: как же так, меня заставляют страховаться, а если я окажусь виновником, то с меня потом эти деньги будут получать. Нет, это не так. Ради этого мы и страхуемся, чтобы переложить ответственность за наши грехи на компанию. Случаев с регрессом очень мало.

- Вы сказали, 90 процентов случаев. А 10 процентов случаев тогда что?

СЛЕПНЕВ: 10 процентов - это транзит через границу, когда имеется возможность заключить полис не на годовой срок, а начиная от 15 дней. И также транзит за случай перегона. Допустим, если вы из Калининграда до Владивостока будете гнать машину. В пять дней, в положенный законом срок, разрешенный без страховки, вы не уложитесь. Поэтому вы можете купить полис на месяц, потом приехать во Владивосток и там уже заключить нормальный и полноценный на год. Но это уже некие экзотические варианты. Большинство - это, конечно, обычный годовой полис.

- Где получают этот полис? В каком-то все-таки определенном месте? Я имею в виду по месту жительства или там, где регистрируется транспортное средство?

СЛЕПНЕВ: В любом месте. Тарифы будут рассчитаны по единой сетке, которую утвердило правительство. Чаще всего задают вопрос, как считать? Ведь там есть коэффициент территории использования транспортного средства. Ответ очень простой: будут привязываться к тому адресу, который записан, как раньше называли, в техпаспорте, а сейчас в свидетельстве о регистрации транспортного средства, в том документе, который все водители с собой возят. Там указан адрес, и по этому адресу любая компания на всей территории России обязана рассчитывать территориальный коэффициент, независимо от того, машина с какими номерами обратилась. Если в московскую страховую компанию обратилась машина с калужскими номерами, она будет применять коэффициент, установленный для Калуги, а не для Москвы.

- А не может так получиться, что в будущем люди будут свои машины стараться регистрировать за пределами Москвы? В Москве ведь будут самые высокие тарифы по страховке. Вот и будут регистрировать машины в других местах, а ездить будут в Москве?

СЛЕПНЕВ: Тогда, если явление приобретет массовый характер, тариф изменится.

- В какую сторону?

СЛЕПНЕВ: То различие, которое сегодня есть, чуть ли не в пять раз, оно будет нивелироваться.

- В сторону повышения тех, которые были меньше?

СЛЕПНЕВ: Либо понижения московских тарифов, если будет происходить такая смесь. Нынешние тарифы отражают сегодняшнюю реальную ситуацию.

- Давайте назовем тарифы для Москвы, минимум и максимум.

СЛЕПНЕВ: Возьмем "Жигули" 10-ой модели. Для "десятки" тарифы могут колебаться от 840 рублей, если речь идет о сельской местности, до 4 тысяч рублей в Москве. Вот такой коэффициент.

- Что учитывается при определении коэффициента?

СЛЕПНЕВ: Это в основном территория. Кроме того, будет учитываться водительский стаж, который будет считаться просто по правам. То есть больше двух лет или меньше двух лет.

- То есть, когда выдано водительское удостоверение, с этого момента и будет отсчитываться водительский стаж, даже если его владелец не ездил, получив права?

СЛЕПНЕВ: Даже если не ездил. Это ведь невозможно же проверить. То есть для физических лиц учитывается водительский стаж. Для легкового автотранспорта учитывается мощность двигателя, коэффициент здесь от 0,7 до 1,8. Понятно: чем выше мощность, тем дороже получается. Есть еще ряд других коэффициентов. Кто интересуется, обращайтесь на наш сайт. Там есть калькулятор, вводите свои данные и получаете ответ. Либо к страховому агенту, который вам все просчитает профессионально.

- Размер покрытия ущерба?

СЛЕПНЕВ: 400 тысяч рублей, как установлено законом, на каждую аварию, независимо от их числа в течение срока страхования. Из них 160 тысяч - по имущественному ущербу, и 240 тысяч - по ущербу, причиненному жизни и здоровью пострадавшим.

- Некоторые считают, что этой суммы может быть недостаточно. Что делать людям, которые так считают?

СЛЕПНЕВ: В каких случаях, я могу прямо сказать. По нашей статистике, в 95-96 процентах случаев данной суммы будет достаточно. Это, исходя из того, что сегодня происходит. Если будет недостаточно, то тогда, в остальных 5 процентах случаев, виновнику придется доплачивать за свой счет, если он не покупал дополнительную еще страховку.

- Давайте про дополнительную страховку. Она действительно будет дополнительной? Она будет учитывать то, что человек уже застрахован на 400 тысяч рублей? Или же это будет такая же страховка, как сейчас, без учета обязательной страховки?

СЛЕПНЕВ: Если как сейчас, добровольная, то это повторная страховка. Зачем два зонтика иметь, если идешь под дождь? Понятно, необходимо дострахование сверх того, что и так в обязательном порядке положено. Такие продукты, насколько я знаю, уже большинство крупных компаний предлагают своим клиентам.

- Но пока не все?

СЛЕПНЕВ: Я не собирал данные по всем компаниям. Но по лидерам рынка известно, что такие продукты предлагаются, поскольку многие, кто уже страховался, привыкли страховаться по Москве на большие лимиты: пользуются популярностью 20 тысяч в долларах или даже до 100. А в некоторых крупных парках, насколько известно, есть даже ответственность до миллиона. Конечно, им надо произвести дострахование. Это может сделать любая компания за не очень большую доплату, поскольку риск того, что ущерб будет выше лимитов обязательного страхования, не такой уж большой. Поэтому это будет стоить дешево.

- Что делать людям, уже имеющим добровольную страховку гражданской ответственности, которая не истекает 1 июля? Менять страховку, доплачивать, или что?

СЛЕПНЕВ: Для гаишника, чтобы провести регистрационное действие, необходим полис установленного образца. Тут все просто. Есть такого вида бумага в соответствии с законом.

- То есть, нужен полис обязательного страхования.

СЛЕПНЕВ: Да. А если полис какой-то добровольный, то, думаю, для гаишника его будет недостаточно. Поэтому надо полис, конечно, будет переоформлять. Если до конца года планируется прохождение техосмотра или при покупке машины, вы должны просто приобрести полис установленной формы. При покупке все просто. Когда покупаешь машину, понятно, что не может быть на нее никакого добровольного полиса. При техосмотре добровольный полис надо будет поменять. Для этого надо обратиться в компанию, которая выдала вам полис. И если эта компания имеет лицензию на обязательное страхование ответственности автовладельцев, думаю, она предложит несколько вариантов. Как провести эту процедуру оформления? Самое простое - прекратить добровольный полис досрочно, за неиспользованный период времени вернуть деньги и их зачесть в счет оплаты уже по обязательному полису.

- Когда происходит авария, какие документы нужны, обязательно ли необходим действующий талон техосмотра?

СЛЕПНЕВ: Связи здесь никакой нет. Правила обязательного страхования, установлены правительством, и в документах, которые являются основанием для выплаты, талона техосмотра нет. Поэтому, если с вас его кто-то будет требовать, то вы можете смело возмущаться, говорить, что это незаконное требование.

- А если в страховой компании это будут требовать?

СЛЕПНЕВ: Да, если в страховой компании.

- Вернемся к свидетельству об обязательном страховании гражданской ответственности. Вы сказали, что это лист бумаги. Но, как я понимаю, там не один лист, еще что-то выдается к этому полису?

СЛЕПНЕВ: Да, к полису выдается такой набор: прежде всего, сам полис, во-вторых, спецзнак государственного образца, проще говоря, стикер, наклеечка, которую необходимо приклеить на стекло, на котором будет отражено то, что вы застрахованы и срок окончания страховки. И будут выданы также два экземпляра извещения на случай дорожно-транспортного происшествия. Это те самые документы, которые можно и нужно заполнить в случае аварии со вторым участником совместно. И, кстати, это позволяет снизить время на оформление дорожно-транспортных происшествий. Потому что, если нет потерпевших, переломанных рук, ног или, не дай бог, погибших, и нет серьезных разногласий относительно обстоятельств произошедшего, это извещение заполняется, там достаточно простые вопросы, вы подъезжаете на ближайший пост, заверяете его там и все.

- Оба участника аварии заполняют подобное извещение?

СЛЕПНЕВ: Да. Но об этом тяжело рассказывать. Данный документ самокопирующийся, там есть две колонки. Для одного - одна, для другого - другая. Они одновременно их заполняют, подписывают, разделяют копию. У одного остается оригинал, у другого - самокопирующаяся копия. И, если вы претендуете на выплату, то отправляете его в компанию своего визави для получения денег. Вот и все. То есть достаточно простая ситуация. С ГАИ, конечно, контакт потребуется: вы должны будете подъехать на пост и заверить данный документ, но вызывать на место и ждать по несколько часов уже будет не нужно.

- А не может так получиться, что ГАИ начнет за это деньги брать? Скажут: некогда тут с вами заниматься, разбираться, подписи ставить? Это не станет ли еще одной возможностью опять с автовладельцев деньги получать?

СЛЕПНЕВ: Совещание на данную тему недавно в ГАИ уже было, неоднократно она обсуждалась. Думаю, в ближайшее время поступят уже подробные инструкции, по крайней мере, в рабочем порядке указания уже даны: не отказывать и идти навстречу гражданам. А саму процедуру, я думаю, в ближайшее время ГАИ отработает, и она будет в рабочем плане. Хотя сразу могу сказать, конечно, дело начинаем серьезное, сложное, ни в одной стране, вводившей подобный закон, сразу после того, как перерезали красную ленточку, все не стало замечательно, как часы, работать. Такого, конечно, не было. Необходимо еще некоторое время на поднастройку. Но я думаю, что за месяц, два, три, пока механизм до введения штрафов обкатывается, все шероховатости будут отрегулированы.

- На пейджер пришел вопрос: "Объясните, как быть, если собственная машина - одной мощности, а рабочая - другой?"

СЛЕПНЕВ: Закон построен так, что полис выдается с привязкой на конкретную машину. В полисе может быть, если вы захотите, задано условие, что водителем может быть любой. Но полис выдается к машине. Поэтому, если две машины, то значит, нужны будут два полиса. На каждую машину нужен будет свой полис.

- Что касается тех, кто пользуется данной машиной, ситуации, когда, как вы сказали, ограниченное число водителей, ситуации, когда неограниченное. Тут как различается?

СЛЕПНЕВ: Это ваше право. Если гражданин страхует ответственность, то он может в полисе указать ограниченный перечень допущенных лиц. Например, если у них у всех очень высокий стаж, если они все уже взрослые, солидные и так далее, это ему может быть выгодно, потому что будет просто дешевле. Либо он может захотеть ни коим образом себя не ограничивать: сейчас он ездит сам, завтра даст машину другу, послезавтра - коллеге с работы, приехавшему из Америки. В таком случае можно и таким образом поступить. В полисе будет сделана отметка в соответствующей графе, что ограничений нет. И владелец может давать автомобиль кому захочет. Будет это немного дороже, поскольку страховые компании не знают заслуг тех, кто сядет за руль.

- Кстати о заслугах. Размер тарифа зависит от того, насколько владелец аварийно или безаварийно ездит. Если человек попал в аварию, но при этом не он был ее виновником, на следующий год, когда он будет заключать договор о страховании, подобная авария как ему будет учтена: в минус или вообще никак?

СЛЕПНЕВ: Никак не будет. Если застрахованный оказался потерпевшим, его еще надо пожалеть и выплатить компенсацию. Конечно, если он оказался не виновным, то на тарифы это никак отрицательно не влияет. Если у него не было аварии по его собственной вине, тогда ему будет сделана скидка на следующий год.

- Еще вопрос: "Как учитывать водительский стаж при страховании?" Почему-то считают, что по водительскому удостоверению нельзя определять стаж.

СЛЕПНЕВ: Сейчас у нас, учитывая, что процедура страхования должна достаточно оперативно проводиться, расчет идет по водительскому удостоверению. Это влияет на тариф только в том случае, если у страхующегося стаж маленький, по-моему, меньше двух лет. Если меньше, тогда действительно применяется повышающий коэффициент. Если больше, то не важно, пять это или 25 лет, все равно будет одна и та же тарифная ставка, то есть стаж не будет иметь значения. Если права выданы и вдруг отсутствуют данные о том, что стаж небольшой, берите справку в ГАИ и только тогда идите с ней к страховщику.

СЛУШАТЕЛЬ: Езжу по рукописной доверенности. Как быть мне в ситуации, если владелец сейчас недосягаем для меня?

СЛЕПНЕВ: Вы можете страховать. Не имеет значения, сам владелец будет делать или вы.

СЛУШАТЕЛЬ: Это влияет как-то на стоимость страховки?

СЛЕПНЕВ: Нет, никак.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы постоянно говорите о сумме страховки. Имеется в виду в месяц или в год?

СЛЕПНЕВ: Если имеется в виду страховой взнос, то естественно речь идет о взносе годовом, который вы платите в компанию за страховую услугу. Если имеются в виду выплаты, те 400000 рублей, то это на одну аварию. Если будет одна авария в году, то, значит, будет в этих пределах. Если будет десять, значит, по каждой из десяти ваша страховая компания будет вынуждена платить в пределах 400 тысяч рублей.

- Правда, на следующий год страховка будет стоить дороже.

СЛЕПНЕВ: Гораздо дороже.

СЛУШАТЕЛЬ: Могу ли я застраховать автомобиль с мая на полгода?

СЛЕПНЕВ: Здесь есть некая сложность. Страховку, полис вам выдадут все равно на год, то есть она будет действовать год. Другое дело, что вы можете указать в ней полугодовой период использования. В данном случае вам ее будет сделать дешевле, но страховка все равно будет действовать год, и на следующий год вы должны будете автоматически ее продлить.

- Вопрос с пейджера: "Застрахованы двое. В случае ДТП, чью страховку оформляют: виновного или любого?" Видимо, речь идет о тех бланках, которые прилагаются к страховке.

СЛЕПНЕВ: Не имеет значения. Честно говоря, по оформлению этих документов есть инструкция, она прямо к данному документу прилагается. Там все подробно и достаточно просто описано.

- Надо ли страховать прицепы для легковых автомобилей?

СЛЕПНЕВ: Надо.

- Автомобиль стоит на учете в Москве, а застрахован он в фирме, которая находится в Подмосковье. Если владелец снова хочет застраховаться в той же компании и получить в ней полис обязательного страхования, будет ли данный полис считаться действительным?

СЛЕПНЕВ: Самое главное v чтобы у той компании была лицензия на обязательное страхование ответственности автовладельцев. Если лицензия будет, то не важно, какая это будет компания по региональной принадлежности. В какой компании нравится, в той автовладелец пускай и страхуется.

СЛУШАТЕЛЬ: Как действовать в случаях так называемых "подстав" на дорогах?

СЛЕПНЕВ: Хороший вопрос. Даю инструкцию. Первое. Не позволяйте себя запугивать. Второе. Не признавайте себя виновным даже под нажимом, никак. Если нет согласия, вызывайте сотрудников милиции на место ДТП. Пусть они приезжают, описывают всю ситуацию. Но в любом случае, в том и смысл этой страховки, это становится уже не вашей проблемой. Это уже проблема компании, которая вас застраховала. Если в действительности подобная ситуация произошла, заявите, что у вас полис, что будете для полного оформления вызывать ГАИ, а в случае чего ваша страховая компания выплатит положенные деньги.

- А если другой участник ДТП отказывается вызывать ГАИ и оформлять страховку?

СЛЕПНЕВ: Что значит отказывается? Вы сами вызывайте ГАИ по телефону "02" и все.

СЛУШАТЕЛЬ: Произошло ДТП. Сейчас 240 тысяч выплачиваются за здоровье. А через две недели, допустим, заболела спина. Как будет оформляться лечение, платные процедуры?

СЛЕПНЕВ: Вред жизни и здоровью рассчитывается из целого ряда показателей. Существуют медико-социальные экспертные комиссии, или МСЭКи, которые пришли на смену ВТЭКам. Вот они и будут определять, какая степень утраты трудоспособности произошла у пострадавшего. И из того, какая у него была зарплата, будет рассчитываться компенсация. Нуждаемость в лечении v это тоже прерогатива данных органов. Этот вопрос в настоящее время прорабатывается. Думаю, что главная задача здесь v сделать механизм более оперативным. Потому что, если сейчас пострадавшим в ДТП вставать в существующие очереди, где стоят инвалиды за получением инвалидности, то вся процедура будет сильно затягиваться, чего хотелось бы избежать.

СЛУШАТЕЛЬ: Будет ли необходим полис обязательного автострахования для поездки на отдых в Украину при пересечении границы этим летом?

СЛЕПНЕВ: Полис-то нужен, правда, это не наше дело, поскольку украинцы давно уже требуют с въезжающих наличие подобного полиса. Они требовали его и год назад, и раньше, поэтому они его и сейчас с въезжающего спросят. Хотя это должен быть не наш полис, а украинский.

СЛУШАТЕЛЬ: Не получится ли так, что два водителя будут не между собой договариваться, а с сотрудником ГАИ, чтобы просто получить страховые деньги со страховых компаний мошенническим путем? Подобный вариант предусматривался?

СЛЕПНЕВ: Актуальная проблема - как с этим злом бороться. Известно, что существует большой международный опыт на данную тему, хотя надо сказать, что, безусловно, определенный процент мошенников остается во всех странах, и нам тоже придется с ними активно работать.

СЛУШАТЕЛЬ: Как поступить, если в страховой компании, где автовладелец страховал свою ответственность, нет лицензии на обязательное страхование?

СЛЕПНЕВ: Застраховать свою ответственность в компании, у которой есть лицензия.

- А в первой компании прекратить страховку?

СЛЕПНЕВ: В данном случае ее надо будет прекращать. Хотя, по нашим данным, на долю членов Российского союза автостраховщиков, которые имеют лицензию, приходится около 90 процентов всего рынка автострахования. Они могут и теперь работать. То есть здесь проблем не должно быть.

СЛУШАТЕЛЬ: Любые ли автомобили, в том числе так называемые "аварийные помойки", будут страховать?

СЛЕПНЕВ: Компании обязаны страховать. Они не имеют права отказать клиенту, обратившемуся за страховкой.

- Техническое состояние автомобиля будет учитываться при расчете тарифа?

СЛЕПНЕВ: Нет, не будет учитываться.

СЛУШАТЕЛЬ: Как поступить, если в ближайший год автомобиль не предполагается эксплуатировать?

СЛЕПНЕВ: Ну, санкции идут за что? Санкции идут за эксплуатацию без полиса. Поэтому если автомобиль стоит в гараже, то, конечно, по гаражам сотрудники ГАИ ходит и проверять, есть ли полис или нет, не будут. Но если они такой автомобиль после 1 января 2004 года отловят без полиса, вот тогда будут достаточно серьезные штрафы.

СЛУШАТЕЛЬ: Как будут страховаться учебные автомобили, принадлежащие как автошколам, так и частным лицам?

СЛЕПНЕВ: По тем же самым тарифам, которые установлены для легковых автомобилей. Насколько я знаю, для учебных машин особого повышающего коэффициента нет, поэтому страховать их надо в общем порядке.

СЛУШАТЕЛЬ: Будут ли скидки для "чернобыльцев" и инвалидов?
СЛЕПНЕВ: Для инвалидов будут. Правда, в 2003 году Дума и правительство не предусмотрели средств на компенсацию. Вообще будут не скидки, а компенсации, то есть бюджет обязан возместить половину уплаченного взноса инвалидам, получившим машину от органов соцобеспечения. В этом году денег не выделили, надеемся, что в 2004 году данная проблема будет разрешена, когда автострахование станет полномасштабным и обязательным для всех.

СЛУШАТЕЛЬ: Моя супруга прописана в области, а машина числится на мне. Я сам прописан в Москве. Хочу сделать генеральную доверенность на супругу и проходить техосмотр в области. На кого необходимо делать страховой полис?

СЛЕПНЕВ: Страхователем можете быть или вы, или ваша супруга. Абсолютно все равно, кто пойдет в компанию оформлять документы. Это не имеет значения. Единственное, к вам будет применяться территориальный коэффициент по тому адресу, который указан в свидетельстве о регистрации. Если вы проживаете в ближнем Подмосковье, для вас это все равно, а вот если вы живете в дальних районах, то существует определенная разница в процентах, а вот если в дальних районах Московской области, то страховка будет несколько дешевле, чем для Москвы.

- Опять же это зависит от того, где зарегистрирован автомобиль, а не от того, где фактически проживает его владелец.

СЛЕПНЕВ: Все зависит от того, что указано в свидетельстве о регистрации.

СЛУШАТЕЛЬ: В случае аварии будут выдаваться деньги или назначаться автосервис, в котором ее последствия будут устраняться?

СЛЕПНЕВ: Могут выдать деньги по калькуляции, если это предпочтет клиент. Независимая экспертиза будет оценивать, и сколько она насчитает, столько компания и должна будет выплатить. Либо компания может предложить вам отремонтировать машину в том случае, если застрахованный согласится с тем сервисом, который будет предложен. Но данный вопрос можно развернуть и в другую сторону. Если, скажем, всех будут отправлять на сервис, то клиент может заявить, что ему не надо этого сервиса, потребует выплатить ему деньги, чтобы потом у себя во дворе отремонтировать точно так же свой автомобиль, но в три раза дешевле. Это право клиента.

- То есть в данном случае у клиента существует право выбора?

СЛЕПНЕВ: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Как вырастет сумма страховки в случае аварии?

СЛЕПНЕВ: Все будет зависеть от того, сколько аварий будет в течение периода страхования. Если, скажем, одна авария есть, наценка будет где-то на 50 процентов. Другое дело, что в целом система так называемых бонус-малусов достаточно сложная. Если водитель ездил десять лет и у него вдруг произошла одна авария, то наценка у него будет небольшой.

СЛУШАТЕЛЬ: С 1 января 2004 года за отсутствие страховки будут серьезно страховать. А не произойдет ли так, что с 1 июля 2003 года ГАИ все равно будет спрашивать страховку и пугать штрафной стоянкой, а в противном случае - штрафовать на 50 рублей?

СЛЕПНЕВ: Если в действительности такие факты будут, пожалуйста, направляйте Российскому союзу автостраховщиков подобные материалы, а он будет их передавать в ГАИ России для принятия мер. Санкции за отсутствие страховки вступают в силу с 1 января 2004 года. Поэтому любые штрафы до этого срока v все это самодеятельность.

- А сейчас страховка нужна при прохождении техосмотра или регистрации машины?

СЛЕПНЕВ: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Я езжу с апреля по сентябрь, а в июле прохожу техосмотр. За сколько месяцев мне необходимо заплатить страховку v за полгода или за три месяца?

СЛЕПНЕВ: Когда будут оформлять полис, вам просто укажут период использования вами автомобиля, скажем, с 1 июля по 30 сентября, и соответственно - с 1 апреля до истечения срока полиса следующего года.

- Почему сумма 400 тысяч делится на две части?

СЛЕПНЕВ: В первую очередь для того, чтобы возместить ущерб, причиненный жизни и здоровью граждан. Если имеет место крупная авария, где есть и имущественные убытки, и погибшие, то сумму надо разделять, так как жизнь и здоровье человека имеют приоритет и большее социальное значение, Надо, чтобы клиент был в данном плане защищен. Имущественный ущерб будет в пределах 160 тысяч.

СЛУШАТЕЛЬ: Будет ли учитываться возраст водителя?

СЛЕПНЕВ: Будет учитываться. Но опять же влияет он, по-моему, до 22 лет. Надо обратиться к постановлению правительства от 7 мая, которое устанавливает тарифы, в нем есть указание, что до 22 лет существует некая наценка v для молодых и начинающих.

СЛУШАТЕЛЬ: Необходим ли страховой полис для перерегистрации машины?

СЛЕПНЕВ: Не понимаю, что такое перерегистрация. Если имеется в виду снять автомобиль в одном месте и поставить в другом, то, очевидно, нужен.

СЛУШАТЕЛЬ: Какая существует разница в тарифах между Москвой и Московской областью?

СЛЕПНЕВ: По-моему, 20 процентов. Только надо учесть, что ближнее Подмосковье приравнивается к Москве, и только в дальних районах страховка дешевле.

СЛУШАТЕЛЬ: Необходимо ли предъявлять страховой компании свой автомобиль при получении полиса?

СЛЕПНЕВ: Это дело конкретной страховой компании. Она вправе осмотреть машину при страховании, но может этого и не делать. Насколько я знаю, многие компании не осматривают, поскольку речь идет о страховании ответственности, а не самой машины на случай ущерба, когда надо смотреть, какие на ней уже есть царапины.

СЛУШАТЕЛЬ: Если у меня два полиса: обязательный и добровольный, добровольный на 10 тысяч долларов, а обязательный - на 4 тысячи, что делать в случае аварии, какой из них предъявлять?

СЛЕПНЕВ: В данном случае можно выбирать, каким полисом пользоваться. Если вдруг такая ситуация имеет место быть (другое дело, что это экономически нецелесообразно), можно заявить убыток по добровольному полису, полис по обязаловке просто не показывать с тем, чтобы не зарабатывать штрафные баллы и не платить дороже в будущем. Хотя самое оптимальное v это, безусловно, оформить достраховку сверх обязательных лимитов, чтобы за один и тот же риск не платить дважды. Требование же все равно будет предъявляться лишь по одному полису.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня два сына, у каждого своя машина, но время от времени мы ими меняемся. Машины, естественно, весьма разные, и стоимость их весьма разная. Как нам правильно поступить в подобной ситуации? Необходимо на все машины наперекрест получать страховку? Или каждый должен оформить страховку только на свою машину, и этого будет достаточно? Причем водительский стаж у одного сына больше двух лет, а другого меньше.

СЛЕПНЕВ: Здесь есть определенный вопрос, потому что, если вы будете писать список и в него попадет допущенный со стажем менее двух лет, то страховка будет стоить дороже. Хотя тут все равно, можно даже и не указывать конкретных допущенных владельцев, потому что цена будет примерно одна за счет того, что в списке будет один человек с небольшим водительским стажем. То есть можно ставить галочку напротив "без ограничения круга допущенных". Это будет лишь чуть дороже.

СЛУШАТЕЛЬ: Я являюсь военнослужащим, моя жизнь и так уже застрахована. Обязан ли я иметь полис обязательного автострахования?

СЛЕПНЕВ: Жизнь и здоровье военнослужащих застрахованы на случай, если ущерб им будет нанесен на службе. Но если военный за рулем собственного автомобиля совершит аварию и будет ее виновником, на данный случай военная страховка распространяться не будет, а будет распространяться обязательное страхование ответственности. Конечно, личное транспортное средство надо страховать.

- То есть в данном случае страхуется не жизнь, а ответственность за тот ущерб, который застрахованный может нанести другому человеку.

СЛУШАТЕЛЬ: Я только что оформила добровольную страховку. Обязательно ли ее прекращать и начинать новую? Возможно ли на тот же срок просто поменять полис? Страховая компания имеет право сделать это?

СЛЕПНЕВ: Обратитесь в свою страховую компанию, которая выдала вам полис. Она должна обеспечить это в том случае, если у нее есть лицензия на обязательное страхование. А у большинства компаний она есть. Если техосмотр уже пройден, то до конца текущего года можно ездить и с добровольной страховкой, это ни на что не влияет. Только до 1 января 2004 года необходимо успеть получить обязательный полис, чтобы не платить штрафы.

СЛУШАТЕЛЬ: А что делать, если виновник ДТП скрылся с места происшествия?

СЛЕПНЕВ: В данной ситуации ответа два. Первый v сроком до 1 июля 2004 года, то есть в первый год действия закона. В этот период что делать? Искать виновника и требовать с него возмещения. Страховщики до 1 июля 2004 года ничем помочь не смогут. Начиная с 1 июля следующего года профобъединение Российский союз автостраховщиков будет за подобных скрывшихся платить, поскольку это будет уже система. За первый год будет накоплен соответствующий финансовый ресурс, из которого и будут выплачиваться средства. Правда, они будут выплачиваться только по вреду, причиненному жизни и здоровью, поскольку, понятно, если платить по железу, то в стране все станут скрывшимися.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня был неприятный инцидент с водителем КамАЗа. Водители эти работают на данных КамАЗах вахтовым методом по 12 часов. Они приезжают, как правило, из регионов, а машина зарегистрирована в Москве. И у меня были проблемы с выплатой.

СЛЕПНЕВ: Ради этих случаев данный закон и вводится. С тем, чтобы, когда подобный КамАЗ оказался виновником ДТП, вы просто могли переписать о нем данные, обратиться в компанию, где застрахован водитель данного КамАЗа или где страховалось предприятие, и получит от нее положенные вам деньги. Если КамАЗ не застрахован, опять же до 1 июля 2004 года ситуация ничем не отличается от сегодняшней. Надо пытаться получить возмещение существующим порядком. После 1 июля 2004 года наше профобъединение будет платить за незастрахованных. Всего с 1 июля 2004 года получаются три основания, когда объединение будет платить: это за незастрахованных, за скрывшихся и в том случае, если вдруг какая-то страховая компания не выдержит финансовой нагрузки и обанкротится. В данном случае наше объединение также будет платить по ее обязательствам, но только через год.

- Сколько человек можно вписать в страховой полис с правом вождения?

СЛЕПНЕВ: Сколько хотите, столько и вписывайте. Если не хватит места на полисе, компания укажет их либо на обороте, либо сделает приложение.

- Где можно узнать перечень компаний, которые выдают полисы обязательного страхования?

СЛЕПНЕВ: На нашем сайте www.autoins.ru, либо на сайте Минфина v www.minfin.ru, либо в подразделении ГАИ, где эти сведения также должны быть.


http://old.radiomayak.ru/schedules/51/10110.html

07.01.2003

Елена Щедрунова (ведущая программы)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован