17 марта 2003
977

Андрей Слепнев: Страховщики обсудили некоторые аспекты практического применения закона об обязательной автогражданке

Немногим более трех месяцев осталось до вступления в силу закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а его практическая реализация вызывает массу вопросов не только у автомобилистов, но и у самих страховщиков.

Закон носит довольно рамочный характер и изобилует ссылками на различные нормативные акты, которые должны утверждаться правительством. Между тем ни одного документа по автогражданке (тарифы, правила страхования, положение о независимой автотехнической экспертизе), правительство до сих пор не утвердило.
Положение о страховых тарифах гуляет по чиновничьим кабинетам с прошлого года, и проволочки с его утверждением во многом объясняются социальной остротой документа: он затрагивает материальные интересы миллионов российских автовладельцев. Другие документы застряли в правительстве по вине самих страховщиков, тянувших с их разработкой и согласованием. Так, правила страхования были переданы в правительство только в середине февраля, а документы, касающиеся независимой автотехнической экспертизы - только на прошлой неделе. То есть на разработку этих документов страховщики потратили почти целый год (закон был принят 25 апреля 2002 года.

Подобная неторопливость с подготовкой к введению в действие закона настораживает. Ведь с объемистым пакетом документов необходимо детально ознакомить страховых агентов в каждом регионе, даже в самых отдаленных уголках страны, научить их правильно оформлять и рассчитывать стоимость полисов, а главное -- отвечать на вопросы клиентов, разъясняя им суть обязательного страхования автогражданки. Последнее окажется наиболее сложным, поскольку практический опыт страхования ответственности имеет не более 5-8% российских автомобилистов, да и то преимущественно в крупных городах.

На состоявшемся 14 марта в Москве семинаре "Практические аспекты организации обязательного страхования автогражданской ответственности в Российской Федерации" представители Российского союза автостраховщиков (РСА)и Министерства финансов комментировали некоторые положения закона и рассказывали о проектах документов, переданных в правительство. В частности, директор РСА Андрей Слепнев завил, что закон об обязательном страховании автогражданской ответственности защищает не столько застрахованного, сколько пострадавшего в ДТП. Директор РСА подчеркнул, что договор страхования заключается на год и будет действовать в течение года, даже если в нем предусмотрено сезонное использование транспортного средства. "Если владелец автомобиля воспользуется им в неоговоренный в полисе период и станет виновником ДТП, то страховая компания будет обязана произвести страховую выплату пострадавшим", -- пояснил г-н Слепнев. Что касается автовладельца, нарушившего условия договора, страховщик вправе предъявить ему регрессный иск, а при перезаключении договора на будущий год применить штрафные коэффициенты, повышающие стоимость страховки.
Аналогичным образом страховщики будут поступать в случаях, если виновником ДТП станет водитель, управлявший автомобилем в нетрезвом состоянии или не указанный в страховом полисе, но управлявший автомобилем на законном основании. Это одно из отличий обязательного страхования от добровольного. В существующей практике добровольного страхования автогражданской ответственности страховщик имеет право отказать в выплате в случае нарушения автовладельцем условий договора.
Страховые выплаты по обязательной автогражданке будут распространяться на всех пассажиров транспортных средств, пострадавших в ДТП. Об этом заявила представитель Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ Вера Балакирева. По ее словам, в рамках закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств пассажиры должны получить страховую защиту вне зависимости от виновности в ДТП водителя транспортного средства, в котором они находились. Соответственно те, кто занимается пассажирскими перевозками, будут обязаны информировать пассажиров об их праве на получение возмещения в случае ДТП.

Говоря о проекте правил страхования, г-жа Балакирева отметила, что прицеп будет рассматриваться как самостоятельное транспортное средство, на которое потребуется оформлять отдельный договор страхования. Она пояснила, что поскольку прицеп наряду с автомобилем подлежит государственной регистрации и имеет государственный регистрационный знак (номер), владельцам прицепов придется приобретать отдельный страховой полис. Между тем, в соответствии со ст. 1 закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" понятие "транспортное средство" определено как "устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем". В проекте Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п.1.3)понятие "транспортное средство" определено следующим образом: "устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем и допущенное к участию в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации. Транспортным средством также является прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством".

Говоря об урегулировании убытков, директор РСА Андрей Слепнев отметил, что остается пока нерешенным вопрос стандартизации методик оценки ущерба, создания единых справочников и т.д. Расценки на запчасти и стоимость ремонтных нормо-часов в разных регионах страны различаются между собой в разы, как, впрочем, и доходы населения. Соответственно, разные эксперты могут по-разному оценить ущерб, нанесенный одному и тому же автомобилю. По словам г-на Слепнева, пока не будут выработаны механизмы стандартизации "экспертиза будет раздевать страховщиков при оценке убытков".


Ссылка на оригинал: http://lawfirm.ru/article/index.php?id=114

Автор: Ирина Андреева,
Источник: www.bpi.ru
Дата публикации: 2003-05-16

17.03.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован