17 марта 2003
1140

Андрей Слепнев возглавляет Российский союз автостраховщиков

"ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ ЗАКОНА В СИЛУ ТАРИФЫ СНИЗЯТСЯ"

Андрей Слепнев возглавляет Российский союз автостраховщиков с момента его
образования в середине прошлого года. И на протяжении полугода на рынке упорно
циркулируют слухи о его отставке. Работой Слепнева недовольны несколько крупных
компаний и ряд чиновников в Минфине. До вступления в силу закона об
автогражданке осталось меньше четырех месяцев, но до сих пор правительство не
утвердило даже тарифы на этот вид страхования. Однако Слепнев уверен, что
страховщики смогут начать работу с 1 июля этого года. О том, как будет
вводиться обязательная автогражданка и как она повлияет на рынок добровольного
автострахования, Слепнев рассказал "Ведомостям".

- На рынке постоянно ходят слухи о вашей отставке, можете их прокомментировать?

- Слухи ходят не только о моей отставке. А в нашем деле, которое является
совершенно новым для российского рынка, нестабильность неизбежна.

- Основные претензии к вам заключаются в запаздывании по срокам с разработкой
подзаконных актов к закону об автогражданке, а еще говорят, что аппарат РСА
пытается взять на себя большие полномочия.

- Наше профобъединение - первая саморегулируемая организация на страховом
рынке, статус которой закреплен законом. И хотя формальный статус РСА
определен, устоявшейся фактической позиции cоюз еще не имеет.
Поэтому каждый судит о союзе, исходя из собственных представлений о том, как
должно быть. Кто-то опасается появления еще одной общественно-бюрократической
надстройки и заблаговременно поднимает вопрос о полномочиях, кто-то начинает
готовиться к ответу на извечный вопрос "Кто виноват? ".
Функции профобъединения, которым является РСА, четко определены законом об
обязательном автостраховании. К сожалению, формальное участие профобъединения в
разработке нормативно-правовой базы не предусматривается. Мы даем предложения,
содействуем выработке решений при подготовке проектов, но мы не можем сделать
больше, чем может общественная структура.
Что касается полномочий союза, закон дает полное представление о роли и месте
профобъединения. Наша зона ответственности - правила профессиональной
деятельности, т. е. мы начинаем свою работу там, где заканчивается работа
надзора. В любом случае мы не можем заниматься установлением каких-то надзорных
требований к страховщикам. Наше дело - выработать договоренности о том, как
должны урегулироваться убытки, какие требования к финансовой работе и
формированию резервов, чтобы дополнительно гарантировать отсутствие банкротств,
как осуществлять компенсационные выплаты потерпевшим и т. д.

- Не боитесь, что именно на РСА посыпятся все шишки из-за затягивания сроков
принятия тарифов?

- Всем достанется. Хотя страховщикам придется особенно сложно - в конечном
итоге им предстоит работать с клиентами, и по их работе будут судить о всей
системе обязательного страхования.

- Возникает ощущение, что страховые компании не отдают себе отчета в том, что
может произойти на этапе ввода закона. Ничего же не готово, нет ни тарифов, ни
правил, непонятна система урегулирования убытков, ничего не ясно с единой базой
договоров по страхованию. Может быть, разумно все же перенести сроки вступления
закона в силу?

- Страховым компаниям, чтобы начать работать, надо только получить лицензию, а
для этого надо принять правила и тарифы. Это минимальный необходимый
законодательный уровень. Урегулирование убытков компании могут осуществлять,
как и сейчас. Все остальное будет приходить постепенно.

Сейчас перенести вступление действия закона на полгода невозможно. А разговор о
переносе закона объясняется попыткой отдельных депутатов внести в документ
какие-то поправки. Это попытка реванша тех сил, которые оказались в
меньшинстве, когда закон принимался в прошлом году. Разрушается шаткий
компромисс.

Предположим, что закон переносится с 1 июля на осень, его начинают править,
поправки рассматриваются Госдумой уже в осеннюю сессию. До выборов в декабре
ничего не успеют сделать, в итоге новые депутаты войдут в курс дела через год,
после окончания дележа думских портфелей. В таком случае мы можем рассчитывать,
что только в течение осенней и весенней сессий 2004 - 2005 гг. могут возникнуть
какие-то решения по этому вопросу. Плюс подзаконная база, плюс тарифы, плюс все
остальное. 1 января 2006 г. - вот реальный срок, когда этот закон может
заработать, если его сейчас перенести. А что изменится? Ничего. Все предложения
уже звучали, а все рассуждения без попыток практической работы носят характер
теоретического мудрствования. С точки зрения страховщиков тоже ничего не
меняется. Так, чтобы пришел премьер-министр [Михаил] Касьянов, перерезал
красную ленточку и все замечательно заработало, не будет. Будет постепенное
мягкое введение закона. Штрафы с автовладельцев, например, будут брать только с
2004 г.

- А какой будет размер штрафа?

- За отсутствие необходимых документов - восемь МРОТ, т. е. 800 руб.

- Здесь может возникнуть одна проблема. Денег в бюджете 2003 г. на страхование
гостранспорта не выделено, получается, с 1 января 2004 г. сотрудники ГАИ не
будут застрахованы. Какое у них будет моральное право штрафовать население?

- Я думаю, что эта проблема будет решена. Все зависит от решения руководства
ГАИ. Я думаю, что застраховать автопарк ГАИ можно. Средства на эксплуатацию
автотранспорта им выделяются. Эти деньги можно будет использовать на
страхование. Я не думаю, что будут проблемы.

- То есть они застрахуются сами?

- Я думаю, что да. Насколько это будет интересно страховщикам, вот это,
конечно, вопрос, поскольку тарифы для них будут как у всех, а ездят они более
рискованно, по долгу службы, конечно.



http://lib.rin.ru/doc/i/171111p1.html

17.03.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован