13 ноября 2008
4153

Андрей Толубеев: Заложник судьбы...

Несмотря на крайнюю занятость в спектаклях и на съемках, побеседовать в своей уютной гримерке с журналистом Владимиром Дмитриевым любезно согласился популярный актер, создавший множество незабываемых образов в театре и кино, народный артист России, ведущий актер БДТ им.Г.А.Товстоногова Андрей Толубеев.
Текучка заела...

- Андрей Юрьевич, в телебеседе с О.Басилашвили прозвучали довольно неожиданные ваши слова. Вы выразили неудовлетворенность качеством своей работы на сегодняшний день. С чем это связано: с плохими пьесами, предлагаемыми вам, с режиссурой или еще с чем-то другим?

- Театр предполагает некое таинство, и я не сторонник того, чтобы артисты рассказывали о своей кухне. Поэтому я могу только обозначить проблему. В качестве отступления приведу такой пример. Недавно у нас в театре группа медиков производила замеры биоэнергетических параметров у актеров до и после спектакля "Art". Через 5 минут после выхода со сцены показатели были такие, что приборы просто "зашкаливали". Постижение роли - это громадная работа. Чем доходчивее мы играем, тем более это почувствует зритель. Чем талантливее артист, чем больше Богом ему дано, чем более он выкладывается - тем мощнее от него идет со сцены энергия. И люди завороженно смотрят и взрываются аплодисментами. Происходит взаимный обмен энергией... Так вот, когда я говорю, что меня не устраивает в последнее время качество моей работы, я имею в виду следующее. Хотелось бы заниматься только одной значительной работой в сезоне, участвовать в одном спектакле, которым можно жить, совершенствовать его, развивать творческие контакты с коллегами и со зрителем. И ни на что другое больше не отвлекаться. Как то: репетировать утром одно, в середине дня зарабатывать деньги или заниматься общественной работой, играть с огромной нагрузкой вечером другое, а на следующее утро -готовить третье. Я сегодня занят в десяти активно действующих репертуарных спектаклях БДТ! В семи из них - в нелегких главных ролях. Есть и стрессовые роли, например в "Загадочных вариациях" или в "Аркадии". Возьмем "Загадочные вариации" - это такое огромное напряжение, что после спектакля я два часа не могу придти в себя. "Art", кажущийся легким для зрителя, на самом деле тоже отнимает колоссальное количество энергии. И так далее. Осталась общественная работа, была и педагогическая. Не говоря уже о съемках на телевидении. Это и есть настоящее сумасшедствие. Я пришел к пониманию того, что количество работы не обеспечивает ее качество. И это главное!
Преодолеть инерцию всеядности

- Кстати, расскажите, пожалуйста, о вашей работе на телевидение?

- Один сериал "Бандитский Петербург" уже закончился, а второй - "Агент национальной безопасности" в связи с неприятностями на ТНТ пока заморожен. В общем, 2-3 дня уходит на каждую серию, а в месяц снимают по две серии. Значит, неделя очень плотной работы ежемесячно. Это серьезно! Есть еще телевизионный проект "Экскурсии по малым музеям Петербурга". Здесь тоже свои особенности. Даются большие тексты, каждый из которых необходимо выучить, и снять за один день. Это труднее даже, чем играть - совсем другой жанр. Надо так рассказать от своего лица какие-то важные вещи людям, чтобы они прониклись и открыли для себя что-то новое. Недавно вот снимали в музее Достоевского: зашли туда в 4 часа дня, а вышли в 2 часа ночи. К концу съемок вид у меня был настолько утомленный, что потребовался гример. А его, к сожалению, в тот день не было...

- Как же положить конец этому театральному и телевизионному "беспределу" в отношении вас?

- Значительная часть вины ведь лежит на мне самом - некая инерция всеядности. Брал-брал и подавился! За один день это не исправить: я связан обязательствами перед другими людьми, есть вещи от которых нельзя отказаться. Надо мной уже посмеиваются, и справедливо. Вообще, отдыхом для меня является или смена видов деятельности, или, например рыбалка. А самый лучший отдых - сесть и писать. Я присел бы, но не могу и этого сделать!
Трудовые будни

- Несколько слов о спектакле "Коварство и любовь"?

- Идея постановки спектакля и приглашение Темура Чхеидзе возникла еще при жизни Георгия Александровича, который увидел в Чхеидзе яркую личность, обладающую режиссерским почерком, соответствующим стилистике прославленного театра. Этим же руководствовался и К.Ю.Лавров, принявший бразды правления после ухода выдающегося Мастера. Была большая надежда, что Темур Чхеидзе примет наш театр, что мы обретем своего Главного режиссера. Но позже Чхеидзе решил немного подумать, а потом и вовсе отказался - не захотел брать власть над актерами. В прошлом году мы в 250-й раз сыграли "Коварство и любовь". Спектакль, в 1990 году ознаменовавший начало новой (без Товстоногова) безумно трудной эпохи в истории театра, стал этапным для труппы - актеры словно воспрянули духом. Тогда, сразу после премьеры было полное ощущение праздника, и театральный Петербург признал: БДТ вновь задышал, вновь в стенах старейшего театра бурно закипела яркая творческая жизнь. Так вот, это спектакль-симфония о любви и даре самоотдачи, о вере и неверии в человека, о силе и бессилии зла, о непреложности этических законов. Новая эстетика Тимура Чхеидзе, сохранившая старые традиции.

- А к каким спектаклям душа больше лежит, несмотря ни на что?

- На "Art" выхожу с легкостью, на "Коварство и любовь", хоть это и старый спектакль, иду с удовольствием, на "Загадочные вариации", на "Лес" - тоже. А вот роль в "Аркадии" мне нравится, но пьеса очень тяжелая, текст колоссально сложный и затуманенный. Но это уже мои заботы, мои боли и раздражения. Зрителя это не касается. От последней работы, спектакля "Загадочные вариации" - я просто получаю наслаждение при воплощении такой умной красивой идеи! Готовилась постановка вне плана театра (спасибо Кириллу Лаврову). Правда, с прицелом на малую сцену, но мы рискнули и поставили на большой! А о результате судить может только зритель, и его мнение в данном случае я ставлю выше других. Если зритель сидит завороженный - для актера это лучший подарок. Вообще, театр надо любить, хотя артисты в театре чаще всего являются заложниками порой непредсказуемой судьбы. В их числе и я!

Владимир Дмитриев

beatle2.narod.ru

13.11.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован