Эксклюзив
03 января 2009
12589

Андрей Царьков: Чем обосновано повышение тарифов ЖКХ?

Из года в год населению повышают стоимость услуг естественных монополий. А именно, цены на газ, электричество, отопление, горячее водоснабжение и так далее. Почему эти цены якобы обязательно должны расти, населению никто вразумительно не объясняет. Никаких расчетов или экономических обоснований им не предоставляется. Только постоянно идут туманные рассуждения об якобы необходимости довести цены на энергоносители до уровня мировых, или о корректировке тарифов в соответствии с темпами инфляции, или же якобы об убыточности системы ЖКХ, из-за чего без повышения тарифов никто не будет обслуживать жилые дома...

С точки зрения законов экономики получается так, что монополисты получают обязательное ежегодное повышение стоимости своих услуг без какого-либо реального публичного обоснования необходимости роста цен исходя из принципов рентабельности, экономии и сокращении издержек (затратности), обоснования уровня оплаты труда в первую очередь руководящего состава компаний и вне зависимости от результатов их работы. А после этого по сути циничного действа вся остальная, не монопольная, страна расплачивается за рост тарифов на энергоносители, в очередной раз пересматривая свои экономические показатели, жертвуя рентабельностью и справедливым увеличением уровня оплаты труда в первую очередь рядовым работникам. Или же, на уровне семейных бюджетов, граждане вынуждены в очередной раз затягивать пояса, вынужденно оплачивая растущие аппетиты естественных монополистов...

Происходящее по состоянию на сегодняшний день вообще абсурдно и несправедливо. Мировые цены, в общем-то, по большинству показателей внутри страны мы уже догнали и даже где-то перегнали (хотя до мировых уровней заработных плат нам еще очень далеко). Так, например, бензин в Америке уже стоит дешевле, чем в России. Абсурдно и утверждение о необходимости догнать мировые цены в свете падения цен на нефть. Наоборот, если так уж хочется считать от уровня цен на нефть и газ, то сегодня надо снижать жилищно-коммунальные тарифы, но никак не повышать.

Не выдерживают никакой критики утверждения об якобы убыточности системы ЖКХ и об якобы возможности ситуации, когда от обслуживания наших домов будут отказываться. Посмотрите (если вам удастся получить такие тщательно скрываемые сведения) экономические показатели жилищно-коммунальных предприятий. Нигде нет рентабельности ниже 20 процентов, везде заложена приличная прибыль, даже с учетом наличия неплательщиков. И за право обслуживать жилые дома идет буквально драка между претендующими на это жилищно-коммунальными предприятиями. Следовательно, дело-то очень выгодное, раз за него так борются. И разговоры об убыточности не более чем, мягко говоря, введение в заблуждение граждан в период очередной компании по очередному повышению тарифов...

Не убедительны и ссылки на инфляцию. Хотя бы потому, что всегда рост тарифов ЖКХ предусматривается в полтора-два раза выше темпов инфляции. То есть предприятия системы ЖКХ изначально обеспечивают себе рост доходов и зарплаты со значительным опережением и темпов роста инфляции, и темпов роста доходов остальной части населения...

Крайне подозрительно и то, что потребителям услуг ЖКХ никогда публично не предоставляют обоснований роста тарифов, их расчетов, ссылаясь то на закрытость информации, то на якобы наличие коммерческой тайны, то на запрещение законодательством такую информацию гражданам предоставлять, то вообще призывая верить на слово, убеждая рассуждениями на тему работы специалистов энергетических комиссий и иных организаций, которые производят расчет в точном соответствии и нормативными правовыми актами. Только вот верить на слово никому, особенно монополистам и представляющим их интересы лицам, нельзя.

Общегражданский принцип открытости информации для потребителей, особенно для физических лиц, указывает на то, что мы должны иметь четкое представление, почему, за что, и за какое качество и количество жилищно-коммунальных услуг мы платим. Парадоксально, но никогда с начала рыночных преобразований надлежащей информации об этом населению не сообщалось. Более того, население всегда ставили перед фактом очередного якобы единственно правильного и совершенно необходимого роста тарифов на услуги естественных монополий в сфере ЖКХ. Проверить спущенные сверху (от федерального до муниципального уровней) директивные тарифы не представляется возможным...

Запросы населения об обоснованности тарифов ЖКХ всегда натыкаются на глухую стену уклонения от предоставления надлежащей информации по уже описанным выше основаниям. Что вообще-то противоречит и Конституции РФ, и ряду законов и иных нормативных правовых актов, которые просто не принимаются во внимание. Или же особо настойчивым гражданам предоставляют отрывочные и несущественные сведения, не дающие представления обо всей "картине" обоснований роста тарифов ЖКХ. А проверить общественности да и просто гражданам обоснованность тарифов ЖКХ - это не удовлетворить любопытство, но хотя бы попытаться защитить свои интересы в своем стремлении не переплачивать за услуги ЖКХ или же не платить за ту часть услуг ЖКХ, которые не оказываются по качеству и количеству.

То, что здесь есть, что проверять и перепроверять, говорит такой факт: неоднократно, например, на территории города Твери, установленные тарифы на услуги ЖКХ признавались прокуратурой и судом необоснованными и, как правило, завышенными. Населению уже не раз делали перерасчет оплаченных услуг ЖКХ или обещали такой перерасчет сделать именно исходя из необоснованности самих тарифов...

Наверное, справедливо, когда население получает полнейшую информацию не только о стоимости установленных тарифов на услуги естественных монополий в сфере ЖКХ, но одновременно получает и подробнейшее обоснование установления таких тарифов. Ведь, согласитесь, никто из нас не хочет оплачивать заработные платы руководящих работников предприятий ЖКХ в пятьдесят, сто или даже двести тысяч рублей в месяц (что, естественно, скрывается от населения под благовидными и якобы совершенно законными, но совершенно несправедливыми, предлогами), когда как сам имеет, например, пенсию в четыре тысячи рублей в месяц или заработную плату в восемь-десять тысяч рублей в месяц.

Но даже при высоких зарплатах руководителей предприятий ЖКХ и заложенной в тарифах ЖКХ высокой прибыли и рентабельности совершенно не факт, что качество и количество оказываемых жилищно-коммунальных услуг будут надлежащими. По своему опыту население из года в год убеждается чаще в плохом, чем даже в удовлетворительном качестве работы этих самых предприятий ЖКХ. И никогда нет прозрачности расходования собранных с населения денег за услуги ЖКХ, часть которых вообще не ясно, на что и как тратится. Приведу частный, но вопиюще показательный, пример. На моем доме чуть более года назад удалось выявить факт оформления актов якобы выполненных работ по покраске качелей, которых просто нет на нашей придомовой территории (!), а также покраски скамеек площадью в пять квадратных метров покраски (!) при наличии на придомовой территории не только меньшего количества якобы покрашенных скамеек, но и при площади скамеек, в несколько раз меньшей заявленной в акте якобы выполненных работ (!).

По приведенному выявленному примеру акт оплачен не был. Но сколько подобных актов проходит мимо внимания и контроля потребителей услуг ЖКХ? При наличии тарифов ЖКХ, об обосновании которых потребители услуг ЖКХ не имеют ни малейшего представления?

Андрей Царьков
специально для сайта www.viperson.ru
03.01.2009

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован