26 ноября 2001
233

АПРЕЛЬ 1986

Хроника событий Апрель 86

04.04.86

. Опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении СССР к Венской конвенции о праве международных договоров.

05.04.86

. В Вашингтоне состоялось подписание нового соглашения о сотрудничестве между АН СССР и Национальной АН США.

08.04.86

. Предложение социалистических стран-участниц Варшавского Договора европейским государствам, США и Канаде по вопросу о создании безъядерных зон в Европе в интересах ее избавления от ядерного оружия выдвинуто в Обращении государств-участников Варшавского Договора к европейским государствам, США и Канаде по вопросу о создании безъядерных зон в Европе. В Обращении указывается, что в нынешней сложной международной обстановке, когда перед народами Европы, перед всем человечеством со всей остротой стоит вопрос . жить в мире или погибнуть в ядерной войне, государства-участники Варшавского Договора считают более чем когда-либо необходимыми решительные действия, конкретные меры, с тем чтобы немедленно прекратить гонку вооружений, прежде всего ядерных, предотвратить ее распространение на космос, перейти к разоружению, устранить ядерную угрозу. Исключительно важным первоначальным шагом в деле освобождения европейского континента от ядерного оружия, укрепления европейской безопасности явилась бы полная ликвидация ракет средней дальности СССР и США в Европе. Страны ОВД высказались также за создание зон, свободных от ядерного оружия, в различных районах европейского континента. Они приветствовали усилия соответствующих государств по созданию безъядерной зоны на севере Европы. Перспектива закрепления нынешнего, фактически безъядерного статуса этого района становится более реальной благодаря готовности Советского Союза предоставить соответствующие гарантии странам-участницам этой зоны путем заключения с ними многосторонних или двусторонних соглашений. Повышению эффективности этой зоны содействовали бы аналогичные гарантии со стороны США, Англии и Франции. Государства-участники Варшавского Договора отметили также готовность СССР предпринять другие конкретные шаги для претворения в жизнь идеи создания безъядерной зоны на севере Европы. Страны-участницы Варшавского Договора также выступили в поддержку создания зоны, свободной от ядерного оружия, на Балканах, усилий по укреплению безопасности, развитию доверия, добрососедства и сотрудничества между балканскими государствами. Они поддержали предложение Швеции создать в Европе по линии соприкосновения государств Варшавского Договора и НАТО коридор, свободного от ядерного оружия, поля боя. В связи с этим, они заявили, что в целях повышения эффективности коридора следует расширить его с обеих сторон от линии соприкосновения с учетом тактико-технических характеристик этого оружия. Начать создание такого коридора можно было бы с Центральной Европы. Создание безъядерных зон на европейском континенте должно стать важным шагом на пути к обеспечению безопасности народов этого континента, к избавлению Европы от ядерного оружия.

11.04.86

. В Гаване подписаны: протокол о результатах координации государственных планов СССР и Кубы на 1986.90 гг.; соглашение о товарообороте и платежах на 1986.90 гг.; соглашение об экономическом и научно-техническом сотрудничестве на 1986.90 гг.

12.04.86

. Предложение Советского правительства безотлагательно начать многосторонние переговоры в рамках Женевской Конференции по разоружению с целью выработки договора о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия выдвинуто в Заявлении Советского правительства. Советский Союз готов и к тому, чтобы достичь договоренности о распространении действия московского Договора 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой на испытания ядерного оружия под землей, к чему призвала 40-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН.

15.04.86

. В Москве состоялось Всесоюзное совещание работников юстиции и судов, обсудившее задачи по укреплению законности и правопорядка в свете решений 27-го съезда КПСС.

17.04.86

. Опубликовано послание М.С.Горбачева лидеру ливийской революции М.Каддафи в связи с варварским налетом американской авиации на территорию Ливии.

18.04.86

. Заявление Советского Союза о том, что он целиком поддерживает законные требования ГДР к ФРГ, чтобы отношения между ними как равноправными и суверенными государствами были полностью приведены в соооветствие с общепризнанными нормами международного права, изложено в речи М.С.Горбачева на ХI съезде СЕПГ в Берлине.
. Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева о том, что Советский Союз никогда, ни при каких обстоятельствах не начнет военных действий против Западной Европы, если СССР и его союзники не станут объектами нападения со стороны НАТО изложено в речи М.С.Горбачева на ХI съезде СЕПГ в Берлине. Указанную позицию Советский Союз подкрепил новыми инициативами, касающимися теперь уже не только ядерных, но и обычных вооруженных сил и вооружений. Советский Союз, подчеркивалось в речи М.С.Горбачева, ищет пути к взаимопониманию, к ограничению гонки вооружений не по слабости. Мир нужен СССР, но он нужен и всем. В политике Советского Союза нет ловушек. СССР протягивает Западу не кулак, а раскрытую ладонь доброжелательства и взаимного сотрудничества. Главным источником военной опасности в Европе является поли-тика социального реванша, проводимого США и НАТО. Предложение Советского Союза договориться о значительном сокращении всех компонентов сухопутных войск и тактической авиации европейских государств, а также соответствующих сил США и Канады, размещенных в Европе. Географической зоной сокращения должна стать территория всей Европы от Атлантики до Урала. Одновременно с обычными вооружениями должны быть сокращены и ядерные вооружения оперативно-тактического назначения. Новые предложения СССР открыли широкие возможности для радикального сокращения обычных вооружений и явились дополнением, дальнейшим развитием и конкретизацией советской программы ядерного разоружения, изложенной в Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС от 15 января 1986 г.Согласно точке зрения Советского правительства, процесс сокращения обычных вооруженных сил и вооружений в Европе, который можно было бы начать с вооруженных сил обоих союзов . НАТО и ОВД . при постоянном сохранении существующего равновесия в этой области с последующим подключением других европейских государств, должен осуществляться в сочетании и с учетом программы ядерного разоружения. Одновременно с обычными вооружениями сокращались бы в европейской зоне и размещенные здесь оперативно-тактические ядерные вооружения. Сокращаемые войсковые соединения и части подлежали бы расформированию, а их вооружения . уничтожению, либо складированию на национальных территориях. На всех стадиях этого процесса должен осуществляться надежный контроль. Речь может идти как о национальных технических средствах, так и о международных формах проверки, включая при необходимости инспекцию на местах. Новые советские предложения, отвечающие коренным интересам всех стран Европы, направленные на значительное снижение уровня военного противостояния в Европе и таким путем на укрепление мира и безопасности всех государств на европейском континенте, наглядно опровергли такой надуманный `аргумент` противников европейского разоружения, как утверждение о том, что Западная Европа, лишенная ядерного оружия, окажется-де крайне уязвимой, что над ней, мол, нависнет угроза вторжения армады советских танков. Советская инициатива встретила весьма позитивную реакцию широких общественных и политических кругов Европы и США. Так, лондонская газета `Таймс` 20 апреля писала, что выступление М.С.Горбачева в Берлине `...продиктовано стремлением попытаться снизить накал напряженности в международных отношениях`. Вместе с тем официальный Вашингтон лихорадочно поспешил `нейтрализовать` резонанс советского предложения, организовав кампанию нажима на своих западноевропейских союзников по НАТО, требуя от них `...с большой осторожностью относиться к любым планам русских относительно изменения структуры сил в Европе` (министр обороны К.Уайнбергер). Однако заокеанским `встречам` и их сподручным в реакционных, милитаристских кругах Западной Европы не удалось снять с повестки дня вопрос о сокращении обычных вооружений. Напротив, данная проблема властно приковала к себе внимание общественных и партийно-парламентских сфер `младших партнеров` по НАТО. Поднятая Советским Союзом проблема является предметом для серьезных переговоров. От суровых реалий нашего времени никуда не скроешься. Западная Европе стоит перед выбором, ей неизбежно придется его сделать. Она может и должна сказать свое позитивное слово в поиске путей к укреплению безопасности европейского континента. Дорога же конфронтации, с которой пока упорно не желает сворачивать Вашингтон, бесперспективна и весьма опасна. 21.04.85 . С 21 по 22 апреля в Москве состоялось 4-е заседание рабочей группы КПСС и СДПГ по вопросу о сокращении военных расходов и использовании части высвобождающихся средств для оказания помощи развивающимся странам. В заседании приняли участие: со стороны КПСС . секретарь ЦК КПСС А.Ф.Добрынин, В.В.Загладин, кандидат в члены ЦК КПСС Е.М.Примаков; со стороны СДПГ . член Президиума СДПГ Э.Бар, депутаты бундестага ФРГ П.Вюрц и У.Хольц.

22.04.86

. В Москве подписаны договор между правительствами СССР и ДРА об основных направлениях экономического и торгового сотрудничества и протокол, касающийся вопросов экономического сотрудничества на период 1986.90 гг.

23.04.86


. Опубликованы новые инициативы СССР о запрещении химического оружия, внесенные 22 апреля 1986 г. в Женеве на Конференции по разоружению.
. Заявление Советского правительства об укреплении мира, безопасности, добрососедства и доверия в азиатско-тихоокеанском регионе. Советский Союз выступил с предложением начать широкий обмен мнениями между всеми заинтересованными странами этой части мира по вопросам налаживания равноправного, взаимовыгодного и устойчивого всестороннего сотрудничества. В Заявлении Советского правительства содержатся конкретные развернутые предложения, направленные на обуздание гонки вооружений, на закрепление и развитие в этом регионе позитивных процессов, способствующих поиску путей оздоровления международной обстановки. Для региона, который наиболее реакционные и агрессивные империалистические круги настойчиво пытаются превратить еще в одну зону конфронтации, СССР выдвинул широкую программу равноправного, открытого сотрудничества и добрососедства. Согласно точке зрения Советского правительства, настало время для поиска концепции всеобщей безопасности в Азии. Сегодня на значительной части азиатско-тихоокеанского региона размещены многочисленные базы и склады с американским ядерным и химическим вооружением. Совершенно очевидно, что ликвидация этих видов оружия при немилитаризации космоса коренным образом изменила бы обстановку в мире, подняла бы на новую ступень безопасность в Азии. Происходящие в этом регионе важные процессы затрагивают позиции Советского Союза как одной из крупнейших азиатских и тихоокеанских держав, его друзей и союзников, интересы международного мира и безопасности. В нынешних условиях особенно необходимо проявлять взаимную сдержанность, не допускать каких-либо действий, которые ухудшали бы политический климат в этом районе мира, препятствовали бы закреплению и развитию там позитивных процессов, способствующих продолжению диалога и поиску путей оздоровления обстановки. Между тем такого рода действия, ведущие к усилению напряженности в регионе, предпринимаются США и их союзниками. Определенные политические круги в США и Японии не представляют будущего азиатско-тихоокеанского региона иначе, как в форме противоборства различных стран. В практическом плане в этих целях пытаются создать структуру и механизм так называемого `тихоокеанского сообщества`, которое в перспективе может быть трансформировано в замкнутую региональную военно-политическую группировку, в еще один агрессивный милитаристский блок . своего рода `азиатскую НАТО`. В состав такого блока, помимо США, Японии и Южной Кореи, планируется включить Канаду, Австралию, Новую Зеландию, а также страны, входящие в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) . Филиппины, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и Бруней. Почти все намеченные кандидаты `сообщества` связаны с США и их ближайшими союзниками военными соглашениями. В Заявлении указывается, что, подходя в высшей степени избирательно к составу потенциальных участников `тихоокеанского сообщества`, его инициаторы не проявляют заинтересованности в том, чтобы планируемая организация действительно играла роль позитивного политического фактора. По мнению Советского правительства, основой дружественных отношений, укрепления доверия и взаимопонимания между народами в этой части мира, как, впрочем, и в других регионах, может и должно стать не противостояние одних государств другим, а развитие равноправного, открытого для всех сотрудничества. При таком подходе . а именно в этом заинтересованы все народы . не может быть места сколачиванию блоков и контрблоков, созданию всякого рода `осей`, `треугольников`, формированию замкнутых группировок, культивированию протекционизма и дискриминационных мер при осуществлении взаимных торгово-экономических связей. По мнению Советского правительства, стабилизирующую роль в политической ситуации могло бы сыграть осуществление мер доверия и сокращение активности военных флотов на Тихом океане. Советский Союз приветствовал бы и создание безъядерных зон в азиатско-тихоокеанском регионе. Советский Союз предложил также посредством двусторонних и многосторонних консультаций добиться решения спорных вопросов, лучшего взаимопонимания и укрепления доверия и создать тем самым предпосылки для проведения общеазиатского форума для совместных поисков конструктивных решений.

26.04.86

. Произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС.
. На приемный пульт пожарной сигнализации, установленный в помещении диспетчерского пункта пожарной связи объектовой пожарной части поступил сигнал об аварии на 4 блоке ЧАЭС. По тревоге дежурный караул был направлен к месту аварии. При получении сигнала на ЦППС УПО УВД Киевского облисполкома был введен в действие план привлечения сил и средств. До прибытия пожарных подразделений обслуживающим персоналом 4 энергоблока принимались меры по остановке турбогенераторов, вытеснению азотом из них водорода, при этом первичные средства пожаротушения не применялись. К моменту прибытия первого подразделения пожарной охраны в 1 час 30 мин. сложилась следующая обстановка: разрушен 4 реакторный блок, вокруг здания образовались завалы шириной 35.40 метров, происходило интенсивное горение на кровле машинного зала аппаратного отделения, а также нескольких корпусов. В тяжелейших условиях (разрушение активной зоны реактора и выброс радиоактивного графита, наличие радиоактивных и токсичных веществ в продуктах горения, действие проникающей радиации, работа по больших высотах . до 75 метров в ночное время при опасности обрушения конструкций) пожарные принимали все меры по ликвидации горения. В 4 часа 50 мин. пожар на различных участках объекта был локализован и в 6 час. 35 мин. . ликвидирован. В тушении пожара на АЭС принимали непосредственное участие 65 человек (из них 54 человека подверглись радиационному облучению и были госпитализированы) и 19 единиц пожарной техники. В полной готовности к ведению боевых действий дополнительно был сосредоточен резерв сил и средств: 240 чел. личного состава и 81 единица пожарной техники.

29.04.86

. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью возобновлено регулярное воздушное сообщение между СССР и США.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован