05 октября 2004
836

Архиепископ Алексий рассказал о дедовщине в монастырях

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви под председательством архиепископа Рязанский и Касимовского Павла состоялось заседание рабочей группы `Богослужебная комиссия и монастырская жизнь`. С докладом о развитии богослужебной практики и монастырской жизни в Русской Православной Церкви выступил председатель Синодальной богослужебной комиссии архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Об этом в понедельник сообщает корреспондент Страны.Ru.

Архиепископ Алексий отметил, что ему хотелось бы сделать акцент `на некоторых аспектах опыта и проблем устроения современных монастырей и иноческой жизни`.

Прежде всего, он отметил возрождение монастырей и монашества, особенно их действия `в области духовного просвещения` и работу по противодействию сектантам монастырями. Также, `благополучно, в целом, проходит становление и развивается монастырское хозяйствование`.

Владыка считает, что необходимо возвращаться к положению, продиктованному традицией монастырской жизни, чтобы иноки и инокини, достигшие преклонных лет и не имеющие здоровья для несения общих послушаний, пользовались монастырским попечением до конца своих дней`.

После чего архиепископ перешел к рассмотрению вопросов внутренней монастырской жизни.

В первую очередь он отметил важность того, чтобы `настоятели и настоятельницы были предельно внимательными к тем, кто переступает порог обители, имея намерение стать иноком. Многих нестроений и соблазнов в обители можно избежать, трезво и ответственно подходя к вопросу приема в монастырь. Актуальной и, я бы сказал, животрепещущей и болезненной является проблема послушания. Приходится отмечать, что во многих обителях нет правильного отношения к послушанию не только у послушников и новоначальных, но и насельников и насельниц, проживших в постриге не один год`.

Отдельно владыка отметил построение взаимоотношений старших и младших, `и особенно в женских монастырях. Нередко это отношения не христианского единения и любви, а разобщенности по принципу - кто кем командует. Приводит это к нарочитому унижению младших, к возложению на них тяжелых физических трудов, никак не сообразуемых ни с возрастом, ни с телесной крепостью. Подобные отношения напоминают пресловутую армейскую `дедовщину` и непременно должны вызывать незамедлительное вмешательство Монастырского совета, чтобы столь пагубные явления устранялись сразу и безвозвратно`.

Еще об одном моменте монастырского уклада упомянул архиепископ, выделив вопрос в физическом труде в монастырях. `Сопровождаемые молитвой труд и рукоделие с древнейших времен занимали свое важное место в монастырях. Послушник не может быть праздным, в идеале у него вовсе не должно быть свободного. Однако во всем требуется умеренность и благоразумие, поэтому и послушания возлагаются в соответствии с силами и способностями каждого. Да, в монастыре надо много трудиться, и у современных послушников это остается проблемой. Но и превращать обитель в некую ремесленную или сельскохозяйственную артель вовсе не годится. Ведь не ради достижений в овощеводстве, скотоводстве или бесконечной вышивке гладью приходит человек в монастырь, а для спасения души`.

С проблемой послушания, считает Орехово-Зуевский владыка связан вопрос монастырской дисциплины. `Бесспорно, она должна соблюдаться сообразно уставу общежительного монастыря и быть основанной на полном послушании настоятелю или настоятельнице, без ведома которых в монастырях, как известно, ничего предпринимать нельзя. Однако дисциплина в монастыре не может строиться на принуждении. Насильно в Царство Небесное не затащишь`.

Владыка отметил, что личные дела насельников и насельниц должны разбираться с ведома Епархиального архиерея разбираются. Однако, `участились случаи, когда монашествующие обращаются с жалобами прямо в Синодальные учреждения, в обход благочинного и Епархиальной власти. К сожалению, бывает, когда инок подает жалобу в светские инстанции или отправляет ее в средства массовой информации. Вспоминается недавний неприятно поразивший случай, когда на настоятеля одного из российских епархиальных монастырей жаловался... схимонах, и даже не сам, а при посредничестве другого схимонаха`.

В завершении своего выступления архиепископ сообщил, что `в первую очередь, самого серьезного внимания и основательного устроения сегодня требует внутренняя жизнь монастырей, воспитание насельников и насельниц достойными монашеского звания, жаждущими подлинной жизни во Христе`.

На канонической территории Русской Православной Церкви в настоящее время открыты и действуют 655 монастырей, из которых мужских насчитывается 321, женских - 334. Число монастырских подворий и скитов превышает 200. В монашеских обителях на территории Российской Федерации проходят церковное послушание более 10 тысяч насельников и насельниц. Число насельников имеет тенденцию к некоторому увеличению.



Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован